Государственный контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляется органами исполнительной власти.
Комитет государственного контроля осуществляет полномасштабный контроль за деятельностью всех организаций и предприятий, независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, а также физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Непосредственный контроль за деятельностью предприятий торговли и лиц, занимающихся торговой деятельностью, осуществляет Госторгинспекция Комитета государственного контроля, которая наделена очень широкими правами. Она имеет право:
беспрепятственного доступа для проверки на все торговые и промышленные предприятия;
осуществлять контроль за наличием у них сертификата на товары;
производить контрольные закупки для определения правильности расчетов;
изымать пробы для проверки качества;
составлять акты о нарушениях правил торговли и предписания об их устранении;
изымать из реализации некачественные или опасные для здоровья товары;
при необходимости передавать материалы в следственные органы и т.п.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь через Главное управление гигиены и эпидемиологии (Госсаннад-нор) осуществляет контроль за соблюдением санитарного законодательства.
Для предприятий продовольственной торговли разработаны специальные санитарные правила, в которых определены нормативы и санитарные требования к торговым помещениям, работникам и товарам. При нарушениях этих нормативов предусмотрены штрафные санкции и административная ответственность.
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (Госстандарт) осуществляет контроль за качеством и безопасностью всех товаров, реализуемых в республике (отечественных и импортных), каждый из которых должен иметь документ, подтверждающий качество (удостоверение о качестве, удостоверение о государственной гигиенической регистрации, сертификат соответствия или свидетельство о его признании и др.). За продажу товаров без соответствующих документов, подтверждающих качество, также предусмотрены штрафные санкции и административная ответственность.
Госстандарт осуществляет также метрологический контроль в предприятиях торговли.
Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет контроль за финансовой дисциплиной предприятий торговли, а также продажей ювелирных изделий.
Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь производит наряду с антимонопольным контроль за соблюдением нормативных актов закона «О защите прав потребителей» и государственной дисциплины цен.
По результатам проверок выдаются предписания:
о прекращении продажи товаров с истекшими сроками реализации;
о приостановлении продажи товаров без соответствующих документов;
о прекращении нарушений прав потребителей;
о передаче материалов б органы прокуратуры для возбуждения уголовных дел.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь контролирует соблюдение налогового законодательства, проверку данных учета и статистики, имеет право осмотра помещений, территорий и т.д.
Проверки налоговых органов оформляются протоколами.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за финансовыми расчетами между предприятиями, устанавливает порядок ведения кассовых операций, наличных и безналичных расчетов и т.п.
Министерство по чрезвычайным ситуациям через Управление противопожарной службы осуществляет проверку торговых предприятий на предмет соблюдения Правил пожарной безопасности. Инспекторы Государственной противопожарной службы проводят обслуживание и проверки производственных, торговых и иных помещений. При несоблюдении требований пожарной безопасности на ответственных лиц налагаются административные взыскания и устанавливаются сроки ликвидации этих нарушений.
Министерство торговли Республики Беларусь, областные и Минское городское управления потребительского рынка осуществляют ведомственный контроль за деятельностью торговых предприятий и организаций в целом, независимо от форм собственности:
соблюдение правил торговли;
обоснованность плановых расчетов;
законность и необходимость хозяйственных операций, их документальное оформление;
соблюдение ценовой дисциплины и т. д.
По результатам проведенных проверок государственные органы контроля составляют акты или протоколы, постановления. На виновных лиц налагаются различного рода взыскания -штрафы, предупреждения, административные взыскания, в отдельных случаях материалы проверок передаются в судебные инстанции.
Торговые предприятия вправе в установленные сроки обжаловать решение контролирующих органов или действия должностных лиц в вышестоящих организациях, суде, арбитраже.
Общественный контроль согласно закону «О защите прав потребителей» возлагается на Белорусское общество защиты прав потребителей, которое имеет право:
принимать участие в разработке требований к безопасности товаров;
проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли;
вносить предложения в органы власти о снятии с производства опасных для людей и окружающей среды товаров;
вносить предложения и представлять материалы в прокуратуру, суды, органы власти, направленные на защиту прав потребителей и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.
Различают государственный, ведомственный и общественный контроль деятельности субъектов торговли.
Государственный контроль осуществляют следующие государственные органы:
1 Комитет государственного контроля;
2 Государственный комитет по стандартизации (центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));
3 Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);
4 Министерство экономики;
5 Министерство антимонопольного регулирования и торговли;
6 Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);
7 Министерство финансов;
8 Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);
9 Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));
11 Хозяйственный суд.
Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.
Задачами госконтроля также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).
Комитету госконтроля подчинены территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:
проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,
контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,
контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,
принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,
выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.
Органы госконтроля имеют право:
— осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,
— производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,
— осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,
— давать по просьбе продавца, потребителя заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения в соответствии их стандарту,
— получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,
— составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:
1) об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров,
2) о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан,
3) о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,
— передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,
— выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,
— выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.
Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.
Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.
Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то составляется справка и делается соответствующая отметка в контрольном журнале.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения (факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли), составляется акт в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.
На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.
Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные сроки.
Ведомственный контроль работы объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств. (В вопросе 1 говорилось, что одним из четырех признаков организационного построения торговли является ведомственный, т.е. торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства.)
Общественный контроль деятельности торговых организаций осуществляют:
общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);
общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;
органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.
Контроль за сферой торговли и общественного питания, за предоставлением услуг заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил и в первую очередь в области защиты прав потребителей; в надзоре за соблюдением требований законодательных актов, регулирующих отношения между государством и коммерческой структурой, включая федеральные и региональные правила торговли, налоговое, антимонопольное, таможенное, санитарно-эпидемиологическое, противопожарное и другое законодательство.
Функции государственного контроля возложены на многие федеральные органы исполнительной власти, а также на региональные и специальные органы, которые правомочны проверять производственную и хозяйственную деятельность организаций по различным направлениям. К их числу относятся:
— Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;
— Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Российской Федерации;
— Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;
— правоохранительные органы и др. (схема 1-1).
Основными задачами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) являются:
— государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления;
— деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами государственного контроля Госторгинспекции являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие или производящие товары.
Госторгинспекции подчинены территориальные управления, которые:
— проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии — качества продукции у изготовителя;
— осуществляют контроль в организациях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;
— контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
— приостанавливают реализацию товаров, качество которых не соответствует обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
— координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
— рассматривают заявления и жалобы граждан на качество товаров, на нарушения в работе торговых организаций, организаций общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом и изготовителем.
Вопросы санитарного состояния организаций потребительского рынка контролирует Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпидслужба России).
В систему Госсанэпидслужбы России входят Министерство здравоохранения Российской Федерации (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору);
— федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте;
— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения министерств и ведомств, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующих объектах, а также на обслуживаемых территориях;
— государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора органы, входящие в службу, «и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий:
— принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;
— применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;
— осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— выдают санитарно-эпидемиологические заключения;
— организуют и осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
— выявляют и устанавливают причины и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.
Контроль за торговлей и общественным питанием осуществляют также правоохранительные органы. Работники милиции при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую, посредническую и другие виды коммерческой деятельности, имеют право:
— проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
— изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые документы, а также образцы сырья и продукции;
— опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
— проводить контрольные закупки;
— требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций;
— получать от должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
— приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность организаций торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случае неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;
— выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;
— оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей;
— изымать, конфисковывать (по решению суда) из продажи товар, торговля которым запрещена.
Контрольными функциями обладает также Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации, Должностные лица службы пожарной безопасности имеют право проводить обследования и проверки производственных, торговых, складских и других помещений и строений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, транспортных средств, открытых площадок, территорий, оборудования и технологических процессов на предмет обязательного соблюдения требований пожарной безопасности, установленных законодательством.
Собственники имущества, организации, их руководители и должностные лица должны выполнять установленные требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору и иных уполномоченных лиц Госпожарслужбы России.
Торговые предприятия подлежат государственному контролю и со стороны Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).
Главная задача ФСНП России — выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Налоговые полицейские имеют право при проведении проверок беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые помещения независимо от их форм собственности и места нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.
ФСНП России осуществляет следующие основные функции:
— определяет основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов; обеспечивает исполнение федеральными органами налоговой полиции федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ;
— разрабатывает и реализует во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с преступностью в сфере экономической деятельности;
— организует и осуществляет выявление юридических и физических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговые органы, а также не представляющих в эти органы налоговые декларации и иные документы;
— проводит прием граждан, принимает, регистрирует и рассматривает их заявления, жалобы, сообщения и иную информацию;
— организует и осуществляет в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота товаров (продукции), облагаемых акцизами.
Источники:
http://poisk-ru.ru/s11211t7.html
http://cyberpedia.su/12xdd7b.html