Кто осуществляет надзор за торговлей

Государственный контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляется органами исполнительной власти.

Комитет государственного контроля осуществляет полно­масштабный контроль за деятельностью всех организаций и предприятий, независимо от форм собственности, ведомствен­ной подчиненности, а также физических лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Непосредственный контроль за деятельностью предприятий торговли и лиц, занимающихся торговой деятельностью, осу­ществляет Госторгинспекция Комитета государственного кон­троля, которая наделена очень широкими правами. Она имеет право:

беспрепятственного доступа для проверки на все торговые и промышленные предприятия;

осуществлять контроль за наличием у них сертификата на товары;

производить контрольные закупки для определения пра­вильности расчетов;

изымать пробы для проверки качества;

составлять акты о нарушениях правил торговли и предписа­ния об их устранении;

изымать из реализации некачественные или опасные для здоровья товары;

при необходимости передавать материалы в следственные органы и т.п.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь че­рез Главное управление гигиены и эпидемиологии (Госсаннад-нор) осуществляет контроль за соблюдением санитарного зако­нодательства.

Для предприятий продовольственной торговли разработаны специальные санитарные правила, в которых определены нор­мативы и санитарные требования к торговым помещениям, ра­ботникам и товарам. При нарушениях этих нормативов предус­мотрены штрафные санкции и административная ответствен­ность.

Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь (Госстандарт) осуществля­ет контроль за качеством и безопасностью всех товаров, реализуе­мых в республике (отечественных и импортных), каждый из ко­торых должен иметь документ, подтверждающий качество (удос­товерение о качестве, удостоверение о государственной гигиени­ческой регистрации, сертификат соответствия или свидетельство о его признании и др.). За продажу товаров без соответствующих документов, подтверждающих качество, также предусмотрены штрафные санкции и административная ответственность.

Госстандарт осуществляет также метрологический контроль в предприятиях торговли.

Министерство финансов Республики Беларусь осуществля­ет контроль за финансовой дисциплиной предприятий торгов­ли, а также продажей ювелирных изделий.

Министерство предпринимательства и инвестиций Респуб­лики Беларусь производит наряду с антимонопольным кон­троль за соблюдением нормативных актов закона «О защите прав потребителей» и государственной дисциплины цен.

По результатам проверок выдаются предписания:

о прекращении продажи товаров с истекшими сроками реа­лизации;

о приостановлении продажи товаров без соответствующих документов;

о прекращении нарушений прав потребителей;

о передаче материалов б органы прокуратуры для возбужде­ния уголовных дел.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь контролирует соблюдение налогового законодательства, провер­ку данных учета и статистики, имеет право осмотра помещений, территорий и т.д.

Проверки налоговых органов оформляются протоколами.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет контроль за финансовыми расчетами между предприятиями, устанавливает порядок ведения кассовых операций, наличных и безналичных расчетов и т.п.

Министерство по чрезвычайным ситуациям через Управле­ние противопожарной службы осуществляет проверку торговых предприятий на предмет соблюдения Правил пожарной безопас­ности. Инспекторы Государственной противопожарной службы проводят обслуживание и проверки производственных, торго­вых и иных помещений. При несоблюдении требований пожар­ной безопасности на ответственных лиц налагаются админис­тративные взыскания и устанавливаются сроки ликвидации этих нарушений.

Министерство торговли Республики Беларусь, областные и Минское городское управления потребительского рынка осу­ществляют ведомственный контроль за деятельностью торговых предприятий и организаций в целом, независимо от форм соб­ственности:

соблюдение правил торговли;

обоснованность плановых расчетов;

законность и необходимость хозяйственных операций, их документальное оформление;

соблюдение ценовой дисциплины и т. д.

По результатам проведенных проверок государственные ор­ганы контроля составляют акты или протоколы, постановле­ния. На виновных лиц налагаются различного рода взыскания -штрафы, предупреждения, административные взыскания, в от­дельных случаях материалы проверок передаются в судебные инстанции.

Торговые предприятия вправе в установленные сроки обжа­ловать решение контролирующих органов или действия дол­жностных лиц в вышестоящих организациях, суде, арбитраже.

Общественный контроль согласно закону «О защите прав потребителей» возлагается на Белорусское общество защиты прав потребителей, которое имеет право:

принимать участие в разработке требований к безопасности товаров;

проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торговли;

вносить предложения в органы власти о снятии с производ­ства опасных для людей и окружающей среды товаров;

вносить предложения и представлять материалы в прокура­туру, суды, органы власти, направленные на защиту прав потре­бителей и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.

Читайте также:  Чем занимается надзорная инстанция

Различают государственный, ведомственный и общественный контроль деятельности субъектов торговли.

Государственный контроль осуществляют следующие государственные органы:

1 Комитет государственного контроля;

2 Государственный комитет по стандартизации (центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));

3 Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);

4 Министерство экономики;

5 Министерство антимонопольного регулирования и торговли;

6 Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);

7 Министерство финансов;

8 Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);

9 Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));

11 Хозяйственный суд.

Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.

Задачами госконтроля также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).

Комитету госконтроля подчинены территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:

­ проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,

­ контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,

­ контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,

­ принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,

­ выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.

Органы госконтроля имеют право:

— осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,

— производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,

— осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,

— давать по просьбе продавца, потребителя заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения в соответствии их стандарту,

— получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,

— составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:

1) об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров,

2) о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан,

3) о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,

— передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,

— выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,

— выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.

Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.

Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.

Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то составляется справка и делается соответствующая отметка в контрольном журнале.

Читайте также:  Прокуратура не может осуществлять надзор за кем

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения (факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли), составляется акт в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.

На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.

Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные сроки.

Ведомственный контроль работы объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств. (В вопросе 1 говорилось, что одним из четырех признаков организационного построения торговли является ведомственный, т.е. торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства.)

Общественный контроль деятельности торговых организаций осуществляют:

­ общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);

­ общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;

­ органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.

Контроль за сферой торговли и общественного питания, за предоставлением услуг заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил и в первую очередь в области защиты прав потребителей; в надзоре за соблюдением требований законодательных актов, регулирующих отношения между государством и коммерческой структурой, включая федеральные и региональные правила торговли, налоговое, антимонопольное, таможенное, санитарно-эпидемиологическое, противопожарное и другое законодательство.

Функции государственного контроля возложены на многие федеральные органы исполнительной власти, а также на региональные и специальные органы, которые правомочны проверять производственную и хозяйственную деятельность организаций по различным направлениям. К их числу относятся:

— Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

— Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения Российской Федерации;

— Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

— правоохранительные органы и др. (схема 1-1).

Основными задачами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) являются:

— государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления;

— деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля Госторгинспекции являются организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие или производящие товары.

Госторгинспекции подчинены территориальные управления, которые:

— проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии — качества продукции у изготовителя;

— осуществляют контроль в организациях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров;

— контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;

— приостанавливают реализацию товаров, качество которых не соответствует обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

— координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;

— рассматривают заявления и жалобы граждан на качество товаров, на нарушения в работе торговых организаций, организаций общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом и изготовителем.

Вопросы санитарного состояния организаций потребительского рынка контролирует Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпидслужба России).

В систему Госсанэпидслужбы России входят Министерство здравоохранения Российской Федерации (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору);

— федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте;

— центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, структурные подразделения министерств и ведомств, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующих объектах, а также на обслуживаемых территориях;

— государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.

Читайте также:  Кто устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора органы, входящие в службу, «и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий:

— принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий;

— применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;

— осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— выдают санитарно-эпидемиологические заключения;

— организуют и осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

— выявляют и устанавливают причины и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.

Контроль за торговлей и общественным питанием осуществляют также правоохранительные органы. Работники милиции при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую, посредническую и другие виды коммерческой деятельности, имеют право:

— проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;

— изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые документы, а также образцы сырья и продукции;

— опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;

— проводить контрольные закупки;

— требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций;

— получать от должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

— приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность организаций торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случае неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;

— выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;

— оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей;

— изымать, конфисковывать (по решению суда) из продажи товар, торговля которым запрещена.

Контрольными функциями обладает также Государственная противопожарная служба МВД Российской Федерации, Должностные лица службы пожарной безопасности имеют право проводить обследования и проверки производственных, торговых, складских и других помещений и строений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, транспортных средств, открытых площадок, территорий, оборудования и технологических процессов на предмет обязательного соблюдения требований пожарной безопасности, установленных законодательством.

Собственники имущества, организации, их руководители и должностные лица должны выполнять установленные требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору и иных уполномоченных лиц Госпожарслужбы России.

Торговые предприятия подлежат государственному контролю и со стороны Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).

Главная задача ФСНП России — выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. Налоговые полицейские имеют право при проведении проверок беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые помещения независимо от их форм собственности и места нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их.

ФСНП России осуществляет следующие основные функции:

— определяет основные направления деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов; обеспечивает исполнение федеральными органами налоговой полиции федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ;

— разрабатывает и реализует во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с преступностью в сфере экономической деятельности;

— организует и осуществляет выявление юридических и физических лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговые органы, а также не представляющих в эти органы налоговые декларации и иные документы;

— проводит прием граждан, принимает, регистрирует и рассматривает их заявления, жалобы, сообщения и иную информацию;

— организует и осуществляет в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота товаров (продукции), облагаемых акцизами.

Источники:
http://poisk-ru.ru/s11211t7.html
http://cyberpedia.su/12xdd7b.html

Читайте также:
Adblock
detector