Чем занимается надзорная инстанция

Читайте также:

  1. Виды приговоров суда первой инстанции
  2. Вопрос 3. Рассмотрение дела в кассационной инстанции.
  3. По уголовному делу во второй инстанции
  4. Подготовка материалов дела к рассмотрению в хозяйственном суде первой инстанции (ст.65 ХПКУ).-2 стадия
  5. Понятие общего надзора, предмет и пределы общенадзорной деятельности.
  6. Понятие судебной инстанции и ее разновидности
  7. Порядок разрешения споров в судебной инстанции
  8. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
  9. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения жалоб в надзорной инстанции.
  10. Тема 13. Решение и определения хозяйственного суда первой инстанции.(ст.82-90)
  11. Тема 15. Стадия 4.Постановление суда первой инстанции.

Суд второй инстанции

Суд первой инстанции

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд судебной системы за исключением федеральных арбитражных судов округов.

Судом второй инстанции (аппеляционная или кассационная инстанция) называется подразделение судов, наделенные правом проверять по жалобам участников процесса и (или) представлению прокурора законность и обоснованность приговоров и других сужденых решений не вступивших в законную силу.

Судом надзорной инстанции называется подразделение судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

Вышестоящей инстанцией называется суд, занимающий более высокую ступень по отношению к суду, рассмотревшему дело.

Высшая судебная инстанция

Высшей судебной инстанцией называется Верховный суд РФ или Высший Арбитражный суд РФ

Понятие правосудия и его признаки

Цифры – это признаки правосудия

Конституционный суд РФ. Основа организации КС РФ и его полномочия

Структура и полномочия КС РФ регулируются ФКЗ от 21 июля 1994 года №1 ФКЗ в редакции от 28 декабря 2010 года №8 ФКЗ

КС РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ.

А. В федеральных законах, нормативных актах президента РФ, СФ, ГосДумы. Правительства РФ.

Б. Конституцией республик, уставов а также законов и других нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и иных нормативных актов субъектов РФ.

В. Договоров между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов РФ, договор между органами госвласти субъектов РФ.

Г. Не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции

А. Между федеральными органами государственнойв ласти.

Б. Между органами госвласти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

В. Между высшими государственными органами субъектов РФ

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле.

4. Проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле

5. Дает толкование конституции РФ.

6. Дает заключение о соблюдении установленного порядка, выдвижения обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

7. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

8. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему конституцией РФ, федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Полномочия судьи конституционного суда не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет

— состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президентом РФ

— КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3-х четвертей от общего числа судей.

— КС РФ рассметривает дела на заседаниях с проведением слушаний, а также без проведения таковых

— Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации РФ по представлению Президентом РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

— Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность советом федерации по представлению президентом РФ сроком на 6 лет.

— Председатели и заместители председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок

— Руководит подготовкой заседаний конституционного суда РФ, созывает их и председательствует на них

— Вносит на обсуждение в КС РФ вопросы, подлежащие рассмотрению на его заседаниях

— Осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ

— Издает приказы и распоряжения.

Общие правила Конституционного судопроизводства

Основными принципами деятельности КС РФ являются:

Поводом к рассмотрению дела в КС РФ может является обращение в КС в форме:

Основанием к рассмотрению дела является:

1. Обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, не вступивший в силу международный договор.

2. Обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции.

3. Обнаружившаяся определенность в понимании положений конституции РФ

4. При выдвижении Государственной думой обвинения Президента РФ в госизмене или совершении другого тяжкого преступления

Порядок рассмотрения заявлений

• Обращения, поступившие в КС РФ подлежат обязательной регистрации.

• Председатель КС РФ поручает нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев.

• Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается на заседании

• Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается КС РФ в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями)

• О принятом решении уведомляются стороны.

• Решение о назначении дел к слушанию принимается КС РФ не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению

Читайте также:  Что такое метрологический надзор и контроль

Участниками процесса в КС РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

1. Заявители – органы или лица, направившие в органы КС обращение.

2. Органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.

3. Государственные орган, компетенция которых оспаривается.

Исследованием по существу дела начинается с сообщения судьи докладчика о поводах и основаниях его рассмотрения. Судьям-докладчиками могут быть заданы вопросы другими судьями. Председательствующий в заседании предлагает сторонам дать объяснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями КС РФ и другой стороною. Свидетелями могут выступать лица, располагающими сведениями или материалами об обстоятельствах, установление которых отнесено к ведению КС РФ. По инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. В качестве эксперта может быть вызвано лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. После признания КС РФ рассматриваемого дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания и коллегия судей удаляется для принятия итогового решения по рассматриваемому делу.

Итоговое решение конституционного суда:

1. Постановление – это итоговое решение КС РФ по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1-5 (см. выше).

2. Заключение – это итоговое решение КС РФ по существу запроса установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в госизмене или соверении другого тяжкого преступления

3. Определение – все иные решения КС РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства

Решение КС принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий судья всегда голосует последним. Он не имеет права воздержаться при голосовании или вообще уклониться от него. Решение принимается, если за него проголосовало большинство судей, если иное не предусмотрено ФКЗ УК РФ. Решение окончательно и не подлежит обжалованию

Д\З повторять лекции:

1. Понятие правоохр

2. Признаки правоохр

3. Виды правоохр

4. Принцип законности

5. Презумпция невиновности

| следующая лекция ==>
Юристи середньовіччя | Фактори глобалізації

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Производство в надзорной инстанции: понятие, значение, отличие от апелляционного и кассационного производства. Требования, предъявляемые к надзорной жалобе, порядок ее принесения и рассмотрения. Виды решений и пределы прав суда надзорной инстанции.

Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном Суде РФ, имеет важное значение для судей всех судов, поскольку в решениях судов надзорных инстанций обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в кассационном (апелляционном) производстве, проверяются законность и обоснованность судебного решения.

Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.

Надзорная жалоба и представление должны содержать:

Кассационные жалоба и представление должны содержать:

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления; или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Читайте также:  Что такое надзорный аудит

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п. п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства, жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд, обжалуя и предыдущие судебные решения, и отказ судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к уголовному делу по месту его нахождения. Во всяком случае, копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию, это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).
Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением президиума верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Надзорная инстанция — это суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов (п. 16 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, основным отличием надзорной инстанции от кассационной является то, что кассационная инстанция пересматривает судебные решения, не вступившие в законную силу, а надзорная, напротив, — вступившие.

Законом предусмотрено, что осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре приговора, определения, постановления суда, вступивших в законную силу. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами (ст. 402 УПК). В данной статье перечислены участники уголовного судопроизводства, наделенные уголовно-процессуальным законом правом обжаловать приговор, постановление или определение суда, которое уже вступило в законную силу и находится в стадии исполнения либо уже исполнено. Данный перечень участников имеющих право надзорного обжалования является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Так как суд надзорной инстанции не располагает уголовным делом, на решения по которому поданы надзорные жалоба и представление, к этим обращениям, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 404 УПК РФ, должны быть приложены копии соответствующих решений судов первой и последующих судебных инстанций.

Иными словами, кардинальным образом изменена сама сущность надзорного производства, состоящая в том, что проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу судебных решений возможна лишь в целях улучшения положения осужденного.

Исходя из этого сторона обвинения лишена права на обжалование указанных судебных решений на предмет их отмены в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого вынесено постановление о прекращении дела.

Читайте также:  Что относится к объектам государственного контроля надзора

С учетом высказанных соображений можно, однако, сделать вывод, что прокурор, частный обвинитель, потерпевший вправе возражать против доводов надзорных жалоб стороны защиты.

Уголовно-процессуальный закон реализует не только конституционный принцип, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью, но и подтверждает приверженность Российской Федерации основным свободам, которые в соответствии с преамбулой Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 г., являются основой справедливости для государств- участников. В то же время, реализация требования закона о недопустимости поворота к худшему при пересмотре в порядке надзора судебных решений по уголовным делам привела на практике к приданию большинству определений судов кассационной инстанции статуса неподлежащих обжалованию вне зависимости от того, какие нормы материального или процессуального права были нарушены судами первой и кассационной инстанции при рассмотрении и разрешении уголовных дел.

Подобное сокращение полномочий судов надзорной инстанции означает прежде всего снижение их значения при реализации принципа обеспечения законности судебных решений, а также изменении баланса судебной системы в целом. Это, в свою очередь, может привести к невозможности исправления судебных ошибок даже при существенном нарушении судом закона в ходе рассмотрения дела и при вынесении решения.

Такого основания для отмены вступившего в законную силу решения суда, как существенное нарушение закона в ходе судебного производства, которое существенно повлияло на исход дела, в УПК РФ не предусмотрено.

Поскольку со вступлением решения суда в законную силу состязание сторон прекращается, жалоба (представление) заинтересованной стороны является не основанием (как это имело место в апелляционном и кассационном производстве), а лишь поводом для начала процедуры пересмотра, настоящим же источником движения процесса отныне служит лишь сила закона и служебный долг судей. Надзорная судебная стадия, действуя в ревизионном порядке, не связана доводами жалобы или представления и вправе проверить уголовное дело в полном объеме. Ревизионное начало проявляет себя и в том, что объектом надзорного пересмотра может являться значительно более широкий круг судебных решений, чем в апелляционной кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке судебного надзора можно определить как такую стадию судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела осуществляется ревизионная проверка и пересмотр в пользу осужденного или оправданного вступивших в законную силу судебных решений с точки зрения ошибок, допущенных при их принятии нижестоящим судом.

Надзорный пересмотр судебных решений является не исключительной, а ординарной стадией уголовного судопроизводства, цель которой состоит в обеспечении гарантий личности против незаконного и необоснованного осуждения или иного ущемления ее прав состоявшимся судебным решением.

В юридической литературе прежних лет была высказана другая точка зрения о том, что надзорное производство, наряду с возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам, является исключительной стадией уголовного процесса. Данное утверждение обосновывалось двумя аргументами: во-первых, тем, что предметом пересмотра в этой стадии являются вступившие в законную силу судебные решения, и, во-вторых, тем, что надзорное производство (в период действия прежнего законодательства) начиналось в особом порядке — лишь по инициативе определенных должностных прокуратуры или суда Темушкин О.П. Организационно-прововые формы проверки законности и обоснованности приговора. М.,2000. С.178-179. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учебник. М.2000,С.463.

Однако вступление судебного решения в законную силу вовсе не означает, что оно обрело силу закона и поэтому пересмотр является мерой исключительной.

Практика применения норм УПК РФ, регламентирующих рассмотрение надзорных жалоб и представлений, свидетельствует о наличии ряда существенных пробелов в системе этих норм, что снижает эффективность функционирования надзорной инстанции как гаранта исправления судебных ошибок, защиты законных интересов и прав граждан и организаций.

Нуждаются в уточнении правомочия важнейшей фигуры надзорного разбирательства — судьи-докладчика.

Согласно действующей редакции УПК РФ докладчик не вправе изложить свое мнение об обоснованности постановления о возбуждении надзорного производства и должен довольствоваться лишь ролью статиста, механически озвучивающего доводы судебных постановлений и надзорной жалобы. Между тем докладчиком в надзорной инстанции зачастую является судья, который не готовил постановление о возбуждении надзорного производства и в силу своего статуса не может быть лишен права изложить свою позицию по делу, которая может и не совпадать с позицией судьи, возбудившего надзорное производство.

Вместе с тем, остался не урегулированным вопрос о возможности отвода судьи надзорной инстанции, который рассматривал надзорную жалобу, составил по этой жалобе постановление об отказе в возбуждении надзорного производства, однако жалоба, тем не менее, была вынесена на рассмотрение надзорной инстанции по постановлению председателя суда, отменившего указанное постановление и возбудившего надзорное производство.

Этой цели в полной мере соответствовало бы наделение судьи, которому поручено рассмотрение надзорной жалоб, правом приостанавливать, хотя бы в исключительных случаях, исполнение обвинительного приговора. Такое решение судья мог бы принять одновременно с вынесением постановления о возбуждении надзорного производства на срок до принятия решения надзорной инстанцией в связи с выявленными судьей данными, свидетельствующими о явной несправедливости назначенного наказания вследствие чрезмерной его суровости с обязательным учетом данных о личности осужденного (несовершеннолетие, инвалидность, наличие тяжкого заболевания, беременность, преклонный возраст).

Источники:
http://juristic.pro/ugolovnyj-process/proizvodstvo-v-nadzornoj-instancii-ponyatie-znachenie-otlichie-ot-apellyacionnogo-i-kassacionnogo-proizvodstva-trebovaniya-predyavlyaemye-k-nadzornoj-zhalobe-poryadok-ee-prineseniya-i-rassmotren.html
http://studwood.ru/851502/pravo/ponyatie_nadzornoy_instantsii

Читайте также:
Adblock
detector