Кем возбуждается надзорное производство

Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.

Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать судебно-надзорное производство, определены ст. 376 ГПК РФ. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ.

Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Законом установлен круг судов и органов в них, осуществляющих полномочия по судебному надзору.

Согласно ст. 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.

Согласно ст. 378 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе обязательно указывается, в чем состоит существенность нарушения норм материального или процессуального права.

Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано уполномоченным на то прокурором (ч. 4 ст. 377 ГПК РФ).

К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Они подаются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле. Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Читайте также:  Как можно убрать надзор

24.2. Рассмотрение надзорной жалобы[39]

После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда.

Судья первоначально изучает жалобу и вправе возвратить ее без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня поступления в суд надзорной инстанции, по основаниям предусмотренных ГПК РФ :

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления либо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.

Председатель соответствующего суда либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

К основной стадии процесса относится слушание (разбирательство) по гражданским делам.

Именно в ходе таких слушаний выражаются основные принципы.

Организация правосудия направлена на выявление в решении спорного вопроса участника, действия которого регламентированы законодательством.

Складываются и такие ситуации, когда приходится давать разъяснения в правах того или иного гражданина для устранения появившейся правовой неясности.

По ходу процесса оцениваются доказательства, предъявленные каждой из сторон, определяются их права для вынесения конечного вердикта.

Разбирательство по иску происходит в открытом заседании с неизменным составом судей. Если на каком-то этапе будет произведена замена судьи, тогда разбирательство начинается с самого начала.

Надзор за работой судебных органов направлен на пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений/ постановлений, успевших вступить в законную силу.

А также урегулирование процессуальных отношений, формирование которых наблюдается в судах надзорной инстанции ввиду проведения проверок законности, вынесенных решений/ постановлений или определений, успевших приобрести свою законность.


Судопроизводство

Отечественное судопроизводство имеет характерную особенность в том, что при вынесении принятого решения становится доступной возможность его пересмотра в процессе не только кассационного, но и надзорного производства.

Полномочия надзора

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.


Право на исправление

Значимость апелляционного/кассационного производства

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.

Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.

Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.

Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.


Задачи надзорной инстанции

Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:

Между написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.

Повод для возбуждения надзорного производства

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Читайте также:  Кто может осуществлять технический надзор в строительстве

Законные требования

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

Составление жалобы

Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При получении отказа в принятии необходимого решения по жалобе в инстанции, стоящей ниже рангом, всегда есть возможность для обращения с таким же основанием в вышестоящую.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Дополнительная документация к жалобе

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Нельзя ухудшить положение

В статье ГПК № 448 утверждены основания, направленные на отмену вынесенных постановлений в ходе надзора, по причине их необоснованности или выявленных нарушений.

Вынесенные постановления будут признаны необоснованными в случае, не полного разбирательства фактов, ставших не учтенными доказательствами и фактов, без подтверждения и доказательств, но ставших в основании для вынесения решения.


Причины для отмены/изменений постановлений

Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции.

Общие сведения

Действующий сегодня УПК устанавливает, что надзорное производство в уголовном деле может инициироваться исключительно сторонами. При этом существовавший ранее Кодекс почти не ограничивал число лиц, имевших право на предъявление соответствующего заявления. Исходя из анализа норм УПК, можно определить, что производство суде надзорной структуры выступает в качестве этапа разбирательства по делу, в рамках которого вышестоящий орган проверяет обоснованность и законность постановления, вступившего в действие. Порядок применяется, в том числе, к апелляционным определениям. Аналогичным образом характеризуется надзорное производство в гражданском процессе.

Этапы

Законодательство устанавливает несколько стадий надзорного производства:

  1. Направление жалобы на постановление, вступившее в действие.
  2. Принятие решения уполномоченным лицом. Судья может вынести определение о принятии жалобы и возбуждении производства либо об отказе в этом. В последнем случае председатель может отменить решение и передать заявление на рассмотрение.
  3. Разбирательство жалобы в надзорном порядке.

Значение

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Важный момент

Производство в надзорной инстанции обеспечивает возможность пересмотра решений, которые по той или иной причине не обжаловались в апелляционном или ином порядке. Из этого следует, что проверка осуществляется в отношении достаточно большого количества постановлений. Надзорное производство в гражданском деле содействует единообразию практики, которая исполняет важнейшую роль в обеспечении законности при разбирательстве дел.

Отличительные черты

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

  1. Предмет проверки. Надзорное производство открывается по поводу решения, вступившего в действие.
  2. Неоднократность проверки. Надзорное производство может возбуждаться несколько раз в различных уполномоченных органах.

Специфика направления жалобы

Принесение жалобы, составленной по всем правилам законодательства, в кассационную инстанцию обязывает последнюю рассмотреть ее. Другими словами, дело автоматически переходит из одного органа в другой. Разбирательству надзорной жалобы предшествует ее изучение компетентным должностным лицом. Оно обладает полномочиями признать, что в заявлении отсутствуют основания для пересмотра решения. Из этого следует, что непосредственно факт принесения жалобы, составленной с соблюдением законодательных требований, еще не означает, что будет возбуждено надзорное производство.

Общие правила

Надзорное производство предполагает конкретные сроки для рассмотрения жалоб и представлений. Их установление предотвращает затягивание принятия решения. Надзорная инстанция должна рассмотреть заявление в пятнадцатидневный срок. В этот период включено время принятия соответствующего акта. О времени, дате и месте надзорного производства суд уведомляет стороны в установленном порядке. Соблюдение этого требования гарантирует реализацию участниками дела своих прав. Следует при этом сказать, что в УПК не предусмотрено извещение гражданских ответчика и истца, частного обвинителя, а также их представителей. Между тем, их интересы затрагиваются поступившей жалобой.

Доклад по заявлению

В рамках надзорного производства на первой стадии первым выступает член президиума, уполномоченного на рассмотрение дела, либо другое должностное лицо, не участвовавшее ранее в разбирательстве. По 407 статье (часть 4) УПК, доклад включает в себя изложение обстоятельств, содержания приговора, постановления/определения, оснований для подачи жалобы, акта о начале пересмотра. Существует мнение, что если должностное лицо, не выступающее в качестве члена президиума, участвует в обсуждении, но не входит в состав надзорного суда, ему должна предоставляться возможность высказаться по делу не только в рамках доклада, но и после того, как выступят стороны. Перед началом завершающего этапа, в ходе которого будет приниматься решение по существу жалобы, докладчик должен высказать свое мнение относительно позиций сторон, дополнительных материалов, которые были ими представлены на заседании. Ему могут задаваться вопросы.

Нюансы

После заключительного выступления докладчика слово предоставляют прокурору. По гл. 6 УПК, это должностное лицо выступает на стороне обвинения. В ходе заседания необходимо учесть, что прокурор в силу 11 статьи (ч. 1, 2) обязан обеспечить права участников разбирательства, в числе которых и потерпевший, обвиняемый/подозреваемый. Другие стороны процесса, имеющие право направления жалобы, не наделяются возможностью поддержать ее. Но потерпевший, осужденный и иные лица могут дать свои устные пояснения после того, как выступит прокурор. Это может способствовать обоснованию жалобы, опровержению доводов иных участников.

Вынесение определения

Принятие решения по рассмотренной жалобе осуществляется после обсуждения должностными лицами вопроса о наличии оснований для изменения или отмены решения, проверенного в надзорном порядке. Вынесенный акт должен соответствовать предписаниям 388 статьи УПК. Определение подписывают все члены суда, постановление – председательствующий на заседании. Принятие решения об изменении/отмене вступившего в действие и проверенного акта осуществляется большинством. В случае равенства голосов жалоба/представление будут считаться отклоненными.

Субъекты права

Законодательство четко ограничивает круг лиц, которым предоставляется возможность направить надзорную жалобу. К этим субъектам относят:

  1. Подозреваемого/обвиняемого.
  2. Оправданного.
  3. Осужденного.
  4. Потерпевшего.
  5. Защитников/законных представителей сторон.

Прокурор вправе принести надзорное представление. Как выше было указано, законодательство исключило из числа субъектов права гражданских ответчика и истца. При этом УПК допускает направление ими ходатайства об участии в заседании надзорного суда.

Требования закона

Надзорное представление/жалоба должны соответствовать предписаниям нормативных актов. Требования аналогичны тем, которые предусматриваются для апелляционных заявлений. В законодательстве не определены последствия, наступающие при несоблюдении предписаний. На практике суды применяют в таких случаях положения 375 статьи УПК по аналогии.

Структура жалобы

В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.

Приложения к жалобе

Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения. В случае необходимости предъявляются и иные документы, которые, по мнению жалобщика, подтверждают изложенные им доводы. Необходимо сказать, что истребование дела не считается обязательной процедурой. Принятие решения надзорной инстанцией может осуществляться и на основании полученных от заявителя материалов.

Невозможность ухудшения положения

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

Источники:

http://fb.ru/article/266533/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbujdeniya

Читайте также:
Adblock
detector