Является ли участковый уполномоченный полиции органом дознания

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.А. о признании недействующими подпунктов 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, по кассационной жалобе Г.А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф.А.И., объяснения Г.А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД РФ С.С.Е., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900 утверждена Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции (далее — Инструкция).

Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2002 года, регистрационный N 3936.

В соответствии с подпунктами 10.1, 10.2 пункта 10 Инструкции участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;

при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

Г.А.А., являющийся участковым уполномоченным милиции, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенных предписаний Инструкции недействующими по мотивам их противоречия статьям 1, 5 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) и нарушения его прав. При этом Г.А.А. указал, что оспоренные им нормы неправомерно возлагают на участкового уполномоченного милиции, который не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

В кассационной жалобе Г.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. В обоснование своих требований Г.А.А. указал, что УПК РФ не называет участкового уполномоченного милиции среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации правомерно исходил из того, что оспоренные нормы Инструкции не противоречат УПК РФ и Закону РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции», в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.

Так, в частности, согласно пункту 1 части 1 статьи 40 УПК РФ органы внутренних дел Российской Федерации относятся к органам дознания.

Статьями 1 и 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» предусмотрено, что милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания (статьи 8 и 9).

Участковые уполномоченные милиции входят в состав милиции общественной безопасности на основании пункта 2 структуры милиции общественной безопасности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926.

В силу пунктов 7 и 24 статьи 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные кодексом, а органами дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Таким образом, начальник органа дознания может возложить на иное, кроме штатного дознавателя, должностное лицо, в рассматриваемом случае, на участкового уполномоченного милиции функции дознавателя.

В соответствии с частью первой статьи 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый уполномоченный милиции правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел. В этих случаях участковый уполномоченный милиции является дознавателем, то есть должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ (пункт 7 статьи 5 Кодекса).

Читайте также:  Как правильно оформить ответ на запрос прокуратуры

Соответственно не противоречит УПК РФ и предписание подпункта 10.2 пункта 10 Инструкции, возлагающее на участкового уполномоченного милиции обязанность при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия.

Выполняя обязанности дознавателя, участковый уполномоченный милиции должен принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.

Довод кассационной жалобы о том, что Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 сентября 2002 г. N 900, закреплены трудовые обязанности участкового уполномоченного милиции, исходя из которых, следует, что участковый уполномоченный милиции не является процессуальным должностным лицом, не свидетельствует о незаконности оспоренных норм, поскольку в силу ст.ст. 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При этом суд не осуществляет в порядке нормоконтроля проверку соответствия одних положений нормативного правового акта другим положениям того же самого нормативного правового акта (на что сослался заявитель).

Довод кассационной жалобы о том, что участковый уполномоченный милиции не наделен УПК РФ полномочиями по осуществлению уголовного судопроизводства, дознания и предварительного следствия судом первой инстанции проверялся и был признан несостоятельным по основаниям, подробно изложенным в решении.

Оспариваемая (в части) Инструкция принята правомочным органом, по форме издания и по своему содержанию соответствует федеральному законодательству, поэтому в удовлетворении заявленного требования судом отказано правомерно.

Окончательная правовая оценка дана судом в решении по делу, для отмены которого не имеется оснований, предусмотренных процессуальным законом.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 06 февраля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.А.А. — без удовлетворения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кассационная коллегия ВС РФ оставила в силе решение, которым отказано в признании недействующими отдельных положений Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции.

Нормы Инструкции оспаривались в части, предусматривающей возложение на участкового, который, по мнению заявителя, не является дознавателем, обязанности по производству дознания, предварительного следствия и принятию процессуальных решений.

Отклоняя доводы о том, что УПК РФ не называет участкового среди должностных лиц, правомочных осуществлять уголовное судопроизводство, Коллегия пояснила следующее.

Согласно УПК РФ, органы внутренних дел относятся к органам дознания. В силу Закона РФ «О милиции» милиция входит в систему МВД России и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, которые являются органами дознания. Участковые входят в состав милиции общественной безопасности на основании структуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926.

Таким образом, являясь должностным лицом милиции общественной безопасности, участковый правомочен осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2008 г. N КАС08-169

Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, по поручению начальника органа дознания осуществляет предварительное расследование в форме дознания. При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимает по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания — по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Собранные материалы УУП незамедлительно докладывает начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

Читайте также:  Как стать прокурором после 11 класса

В ходе розыска отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции полиции, участковый уполномоченный должен по письменным запросам военных комиссариатов осуществлять мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. При выявлении на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, участковый уполномоченный устанавливает через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания. При установлении места нахождения разыскиваемого он незамедлительно информирует инициаторов розыска и при необходимости принимает участие в задержании таких лиц. Участковый должен оказывать содействие сотрудникам уголовного розыска и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы участковый уполномоченный должен принять меры по охране места происшествия. А в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений уголовного розыска участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.

По указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка участковый должен:

1) исполнять письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

2) в случаях и порядке установленных уголовно-процессуальным законодательством исполнять письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении.

Предварительноеследствие — это основная форма предварительного расследования.В соответствии со ст.ст. 150, 151 УПК РФ по подавляющему большинству преступлений предварительное следствие обязательно. Данная форма расследования обязательна по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Предварительное следствие также обязательно по делам о преступлениях средней тяжести, совершенных при отягчающих обстоятельствах, либо когда преступление средней тяжести посягает на личность и собственность.

По письменному указанию прокурора уголовные дела, относимые к компетенции дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ), могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).

После производства неотложных следственных действий, но не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело прокурору, который затем передает его для дальнейшего производства следователю (п. 3 ст. 149 УПК РФ).

После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно — розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Предварительное следствие как уголовно-процессуальная деятельность, протекающая во времени, заключается в производстве различных следственных и иных процессуальных действий. Данная деятельность складывается из относительно самостоятельных этапов, которые сменяют друг друга, что характерно для структуры любой стадии уголовного процесса. Совокупность соответствующих этапов образует систему предварительного следствия.

Предварительное расследование, являясь самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, т.е. циклом деятельности, образует систему из четырех элементов — этапов, последовательно сменяющих друг друга:

Таким образом, система предварительного следствия — это совокупность его условных этапов, характеризующихся наличием конкретных задач, разрешаемых в порядке и последовательности, установленными законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Участковый отказал в возбуждении уголовного дела? Наверно каждый, кто обращался с заявлением о преступлении в органы внутренних дел, в случае отказа в возбуждении уголовного дела, получал постановление об этом, составленное участковым уполномоченным.

Такая практика сложилась на протяжении уже нескольких лет и вполне устраивает руководителей органов внутренних дел. Чем же обусловлена такая практика, которая с точки зрения закона – порочна. Вероятнее всего не укомплектованностью штатов дознавателей и следователей, то есть тех должностных лиц, которые уполномочены законом проводить проверки по сообщениям о преступлениях в пределах своей компетенции и принимать решения о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, или передаче сообщения о преступлении по подследственности. При нехватке следователей и дознавателей, а зачастую в связи с их загруженностью начальники органов внутренних дел поручают производство проверки в порядке ст.144 УПК РФ оперуполномоченным, участковым, инспекторам по делам несовершеннолетних и другим сотрудникам полиции (милиции). А могут ли указанные сотрудники проводить такие проверки, возбуждать или отказывать в возбуждении уголовных дел? Мне представляется, что нет!

Читайте также:  Экс прокурор кто это

Давайте обратимся к уголовно-процессуальному кодексу РФ, который регламентирует уголовный процесс на всех его стадиях. Проверка по сообщению о преступлении относится к стадии возбуждения уголовного дела. Часть 1 статьи 144 УПК РФ устанавливает, что проверку по сообщению о преступлении проводит должностное лицо в пределах своей компетенции, при этом компетенция и указание должностных лиц изложены статье 151 УПК РФ, из неё следует, что уголовные дела относятся к компетенции дознавателей и следователей. Компетенция следователей и дознавателей устанавливается в зависимости от их принадлежности к определенным правоохранительным органам.

Так дела по угону ч.1 ст.166 УК РФ относятся к компетенции дознавателей органов внутренних дел, дела по должностным преступлениям – к компетенции следователей следственного комитета РФ.

Поэтому логично, что проверку по сообщению о преступлении уполномочено проводить только то должностное лицо, пределы компетенции которого указаны в ст.151 УПК РФ. В практике я столкнулся с оппонентом – федеральным судьей, которая сослалась на часть 1 ст.145 УПК РФ в которой указано, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений… Таким образом по мнению оппонента орган дознания, к которому относится участковый уполномоченный тоже вправе принимать решение и соответственно проводить проверку по сообщению о преступлении.

Понятие органа дознания раскрыто в ст.40 УПК РФ. Действительно, в пункте 1 части 1 названной статьи, к органам дознания причислены целиком органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции. То есть весь отдел полиции является органом дознания и вроде бы действительно любой сотрудник полиции может разрешать вопросы о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Но тогда зачем в части 1 статьи 145 УПК РФ последовательно перечислены органы дознания и дознаватели, ведь дознаватели итак входят в состав органа дознания? Зачем законодателю перечислять в своей норме орган дознания и дознавателя входящего в этот орган – отдельно, через запятую, почему при этом не перечисляются все должностные лица органа дознания – отдела полиции?

Ответ мне представляется простым — потому что в части 1 статьи 145 УПК РФ законодатель имел ввиду орган дознания в составе которого отсутствуют дознаватели. На самом деле понятие органа дознания не ограничивается пунктом 1 части 1 ст. 40 УПК РФ, то есть органом внутренних дел. В пункте 3 части первой названной статьи к органам дознания причислены командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, где попросту может не быть дознавателей.

А в части третьей этой же статьи полномочия по возбуждению уголовных дел предоставлены капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, где штатных должностей дознавателей уж точно нет. Мои доводы подтверждает и норма статьи 41 УПК РФ, устанавливающая самостоятельный статус дознавателей и возлагающая именно на них полномочия по дознанию в органах дознания. Таким образом, те органы дознания, которые имеют в своей структуре дознавателей должны поручать проверку сообщений о преступлении именно им с учетом их компетенции, проверку же по преступлениям относящимся к компетенции следователей должны проводить следователи.

В практике я встретился с удивительным случаем, когда проверку по заявлению о преступлении, предусмотренном пунктом “в” части 3 статьи 286 УК РФ прокурор района поручил проводить конечно- же – участковому уполномоченному! Речь шла о превышении своих полномочий директором БТИ, повлекшим тяжкие последствия для многих граждан, оставшихся в результате этого без квартир за которые они заплатили. В соответствии со ст.151 УПК РФ проверка по такому преступлению находится в компетенции следователя следственного комитета, однако закон был нарушен самим надзирающим органом, в результате участковый не выполнив ни единого проверочного мероприятия вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Источники:
http://studopedia.ru/5_123992_uchastie-uup-v-raskritii-prestupleniy-po-delam-o-kotorih-proizvodstvo-predvaritelnogo-sledstviya-obyazatelno.html
http://xn--90afdnexwchkc4htb.xn--p1ai/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BB-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0

Читайте также:
Adblock
detector