Кто осуществляет надзор за качеством электроэнергии

Роспотребнадзор (стенд)

В связи с участившимися обращениями граждан о несоответствии напряжения в электрической сети установленным требованиям, Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан разъясняет следующее.

СогласноПравил предоставления коммунальных услуг гражданам,утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, «коммунальные услуги» — деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением (п. 60).

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества регламентирован разделом VIII Правил.

Так, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается также представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества

Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

В соответствии со ст. 542 Гражданского кодекса РФ, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Республике Дагестан является уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»).

Однако, Управление Роспотребнадзора по РД не наделено полномочиями по установлению качества подаваемой электроэнергии, в том числе проведению замеров напряжения в электросети и подтверждению соответствия её обязательным требованиям государственного стандарта.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем гражданам при наличии фактов предоставления электроэнергии ненадлежащего качества предварительно обратиться с претензией непосредственно к исполнителю услуг (письменно с подтверждением вручения нарочно под входящий номер либо по почте с уведомлением о вручении). Предварительную претензию исполнителю (продавцу) рекомендуется также направить и в случае, если действия исполнителя затрагивают исключительно личные имущественные права потребителей (например, причинение ущерба вследствие скачка напряжения).

В случае неудовлетворения претензии, необходимо обратиться в уполномоченный государственный орган по надзору за техническим состоянием энергосетей и соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг гражданам (Ростехнадзор, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан) для проведения проверки и установления факта несоответствия состояния напряжения в электросети дома обязательным требованиям государственных стандартов, а также принятия мер в отношении лица, ответственного за соблюдение данных требований.

После проведения вышеуказанных мероприятий, потребители вправе обратиться в суд в защиту своих прав (возмещение вреда (ущерба), взыскание неустойки и т.д.). При этом, в случае причинения ущерба потребителю вследствие подачи электроэнергии ненадлежащего качества до обращения с иском суд, в целях формирования надлежащей доказательственной базы, установления причины выхода из строя электробытовой техники, а также оценки причиненного ущерба, следует провести соответствующую независимую экспертизу в специализированной организации.

Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан может оказать содействие гражданам-потребителям при подготовке материала в суд (консультирование на каждом этапе досудебных и процессуальных действий, составление исковых заявлений, ходатайств и др.).

В части судебных расходов разъясняем, что истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (ст. 333.36, Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)).

Кроме того, по результатам рассмотрения дела стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя (адвоката) в разумных пределах (ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Н.П.Цхведадзе, старший специалист Уральского МТУ Росстандарта, г.Екатеринбург

В соответствии с комплексным планом надзорной деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2010 год, утвержденным приказом от 30.10.2009 г. № 3910, Техническим заданием № 4-2010 от 22.01.2010 г. межрегиональными территориальными управлениями (далее — МТУ Росстандарта) в 2010 году проведены плановые проверки, в ходе которых осуществлен государственный метрологический надзор и государственный надзор за соблюдением обязательных требований к продукции (электроэнергии) на предприятиях, осуществляющих производство, транспортировку и реализацию электрической энергии.

Читайте также:  Какова цель проведения государственного контроля и надзора

При проведении проверок МТУ Росстандарта руководствовались требованиями, установленными:

В течение января-декабря, 2010 года проведено 125 проверок у 111 СХД. Из общего количества проведенных проверок нарушения выявлены в 45,6 % (57 проверок).

Из 111 проверенных СХД нарушения выявлены у 53, что составляет практически половину от проверенных предприятий (48 %), в том числе предприятия осуществляющие:

  1. производство электроэнергии — 5 СХД;
  2. транспортировку электроэнергии — 37 СХД;
  3. реализацию электроэнергии — 7 СХД;
  4. иные предприятия, осуществляющие деятельность по обращению электроэнергии — 4 СХД.

В ходе проверок надзору подвергнуто 46172 средств измерений (СИ), из них признано непригодными к применению 13012 СИ (28,2 %). Основным видом нарушений, выявленных в ходе проверок, является применение неповеренных (непредставленных своевременно на поверку) средств измерений. Наибольшее количество нарушений выявлено при проверке счетчиков электроэнергии (33,2 % от проверенных СИ данного вида), трансформаторов напряжения (15,1 %), трансформаторов тока (14,1 %)

Среди проверенных средств измерений выявлено применение 25 единиц СИ неутвержденного типа и исключенных из Госреестра СИ, в том числе:

  1. счетчики электрической энергии, исключенные из Госреестра СИ: СО-5 (номер по Госреестру 2194-66, исключен в 1987 г.), С0-2М2 (номер по Госреестру 1108-69, исключен в 1987 г.).
  2. средства измерений неутвержденного типа — цифровой мультиметр ДТ 266/ ДТ266С с бесконтактным датчиком тока заводской № 809227162 (266CLAMP METER) страна — изготовитель Китай, токо­измерительные клещи, трансформатор напряжения Н0М-20, трансформатор напряжения RF WM 24.

В ходе метрологического надзора проверено 566 методик измерений. Нарушения установлены в 106 случаях (18,7 %). В 100 случаях применяются не аттестованные МИ, в 6 случаях не выполняются требования МИ.

Результаты надзора показали, что метрологические службы имеются практически во всех крупных энергосбытовых и сетевых организациях. На небольших предприятиях, осуществляющих поставку и транспортировку электроэнергии в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также для собственных нужд, организационные структуры по обеспечению единства измерений в большинстве случаев отсутствуют.

На проверенных предприятиях не выявлено нарушений, связанных с оформлением схем организации учета электрической энергии, включая информацию о типах и классах точности счетчиков, трансформаторов тока и напряжения и местах их установки, а также несоответствия типов этих СИ фактически установленным на объектах.

Наряду с недостаточной обеспеченностью средствами измерений в ходе проверок выявлены и другие нарушения, например:

По итогам проверок выдано 57 предписаний об устранении нарушений. К административной ответственности привлечено 82 юридических и должностных лиц, сумма штрафных санкций составила 242,8 тыс. рублей.

Существующие технические возможности (собственные измерительные лаборатории субъектов электроэнергетики, привлекаемые аккредитованные испытательные лаборатории) не могут в рамках разумных экономических затрат обеспечить эффективный и своевременный контроль по всей совокупности точек общего присоединения, особенно с целью выявления кондуктивных помех (колебаний и несинусоидальности напряжения), которые в отличие от установившегося отклонения напряжения могут иметь эпизодический (не периодический) характер, связанный с работой определенных приемников потребителей.

Наиболее эффективным способом решения этой задачи представляется постоянный мониторинг показателей качества путем внедрения (по крайней мере, в критических и узловых точках электрических сетей) современных многофункциональных приборов учета количества электрической энергии (счетчиков), имеющих встроенные функции контроля (измерения) показателей качества электрической энергии. Такие счетчики выпускаются в настоящее время в значительном количестве отечественной промышленностью. Однако при проектировании и изготовлении информационно-измерительных систем в электроэнергетике эти возможности практически не используются.

Таким образом, наиболее перспективным направлением в области обеспечения качества электроэнергии является разработка и внедрение национальной программы развития систем учета количества электрической энергии с интегрированными функциями контроля качества электроэнергии, которые обеспечивают достижение наибольшего эффекта при минимальных дополнительных затратах.

Наряду с государственным метрологическим надзором МТУ Росстандарта также проводился государственный надзор за соблюдением обязательных требований к электрической энергии.

За отчетный период проведено 96 проверок, в том числе с отрицательным результатом — 30, что составляет 31,3 % от общего числа проведенных проверок. Проверено 79 предприятий, на 29 предприятиях выявлены нарушения, что составляет 36,7 % от общего числа проверенных предприятий.

С проведением испытаний за счет средств федерального бюджета проведено 55 проверок, при проведении испытаний в 20 случаях установлены нарушения обязательных требований к электроэнергии. Испытания проводились аккредитованными испытательными лабораториями ФГУ ЦСМ в соответствии с заключенными государственными контрактами.

  1. п.5.2 по установившемуся отклонению напряжения;
  2. п.5.3.1 по предельно допустимым значениям размаха изменения напряжения;
  3. п.5.3.3, 5.3.4 по предельно допустимому значению для кратковременных и длительных доз фликера;
  4. п.5.4.1, 5.4.2 по нормально допустимому и предельно допустимому значению коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения;
  5. п.5.5.1, 5.5.2 по нормально допустимому и предельно допустимому значению коэффициента несимметрии напряжений;
  6. п.5.7 по предельно допустимому значению длительности провала напряжения в электрических сетях;
  7. п.5.9 по коэффициенту временного перенапряжения.

Основными причинами нарушения обязательных требований к продукции служит следующее:

    1. Состояние электрических сетей, во многих точках поставки, не позволяет обеспечить соответствие электрической энергии установленным обязательным требованиям.
    1. Субъектами электроэнергетики, осуществляющими поставку и транспортирование электроэнергии, не осуществляется контроль за действиями потребителей, ухудшающих качество электрической энергии и, не предпринимаются соответствующие меры по обеспечению надлежащего порядка потребления электрической энергии.
    1. Обязательная сертификация электрической энергии проводится по неоправданно сокращенному количеству показателей, характеризующих ее качество и безопасность. При сертификации не учитываются наличие и величина кондуктивных помех, которые хотя и возникают по вине отдельных потребителей, тем не менее, отражают деятельность субъектов электроэнергетики, направленную на своевременное выявление источников этих помех и проведение мероприятий по их устранению.
Читайте также:  Кто осуществляет надзор за сотовыми операторами

Из статьи:
Наиболее эффективным способом решения этой задачи представляется постоянный мониторинг показателей качества путем внедрения (по крайней мере, в критических и узловых точках электрических сетей) современных многофункциональных приборов учета количества электрической энергии (счетчиков), имеющих встроенные функции контроля (измерения) показателей качества электрической энергии. Такие счетчики выпускаются в настоящее время в значительном количестве отечественной промышленностью.

Вопрос:
А как в бытовом потреблении электричества ЗАКОННО бороться с теми, кто поставляет потребителю эл. эн. ненадлежащего качества?
Соответствующий этому прибор учёта количества и, самое главное, КАЧЕСТВА потреблённой эл. эн. пока не могу выбрать.
Особенно интересна возможность ведения суммарного учёта времени выхода контролируемых параметров показателей качества электроснабжения (напряжения, частоты, количества часов полного отключения напряжения сверх установленной нормы) в часах за расчетный период и, может быть, подсчёт суммы платежа за расчётный период с учётом установленного тарифа и суммарного времени выхода контролируемых параметров электроснабжения за пределы, установленные законодательством РФ.
Т. е., чтобы можно было на основании данных такого прибора учёта качества потреблённой электроэнергии, используя Постановление правительства РФ № 354 от 06.05.11 г. (прил. № 1 раздел IV-электроснабжение п. 10) уменьшить плату за коммунальный ресурс (элекроэнергию) не соответствующий требованиям законодательства РФ.

Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 318.

Настоящие Правила определяют порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти (контролирующими органами) государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами:

а) Федеральной антимонопольной службой при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов:

за соблюдением заказчиком и уполномоченным органом требования о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг, в том числе за наличием в утвержденной заказчиком и уполномоченным органом документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, конкурсной документации, извещении о проведении запроса котировок или в разработанном им проекте государственного или муниципального контракта, гражданско-правовом договоре (при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) требований в отношении энергетической эффективности, предъявляемых к закупаемым товарам, работам, услугам для государственных или муниципальных нужд, которые должны соответствовать требованиям в отношении энергетической эффективности, предъявляемым в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к товарам, работам, услугам, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;

за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей — за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) такой информации;

в) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору:

при осуществлении федерального государственного строительного надзора — за соблюдением в пределах своей компетенции при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

при осуществлении в пределах своей компетенции государственного контроля (надзора):

за соблюдением собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;

за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

г) Федеральной службой по тарифам при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) — за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются Федеральной службой по тарифам.

Читайте также:  Что такое формально попадающий под надзор

Предметом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является соблюдение ими обязательных требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе:

а) указание информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товару, в его маркировке, на его этикетке при производстве, реализации товара или при ввозе его на территорию Российской Федерации;

б) обеспечение энергетической эффективности при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, а также их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

в) обеспечение энергетической эффективности при эксплуатации многоквартирных домов, их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

г) предоставление собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным для организаций, осуществляющих деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют;

д) проведение обязательного энергетического обследования в установленные сроки и представление копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

е) соответствие товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям их энергетической эффективности при размещении заказов на поставки для государственных или муниципальных нужд;

ж) принятие организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и соблюдение требований к этим программам.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки проводятся в соответствии с перечнем таких видов деятельности и периодичностью их плановых проверок, установленными Правительством Российской Федерации.

Плановые проверки соблюдения требования в отношении проведения энергетического обследования в установленные сроки лицами, для которых проведение энергетического обследования в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности является обязательным, подлежат проведению в году, следующем за годом, в котором согласно требованиям законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности завершается срок, установленный для проведения обязательного энергетического обследования.

При проведении проверки должностные лица контролирующих органов обязаны исполнять требования, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона.

Должностные лица контролирующего органа при проведении проверки осуществляют следующие действия:

а) самостоятельно определяют последовательность действий при проведении проверки;

б) применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений;

в) фиксируют факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления им недостоверной или неполной информации, либо факты несвоевременного предоставления информации.

Должностными лицами контролирующего органа в отношении фактов нарушения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности принимаются меры в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Проверки могут проводиться совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона.

Акт проверки оформляется должностным лицом контролирующего органа непосредственно после завершения проверки и составляется в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого проводилась проверка, под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия лиц, в отношении которых в ходе проведения проверки составлен протокол об административном нарушении и (или) выдано предписание об устранении нарушений, или их уполномоченных представителей, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется таким лицам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контролирующего органа.

В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители проверяемой организации и (или) лица, которым в ходе проведения проверки выдано предписание об устранении нарушений, вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений.

Должностные лица контролирующих органов при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона, а также несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению государственного контроля.

Действия должностных лиц контролирующих органов при осуществлении государственного контроля могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении государственного контроля (надзора) устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

Источники:
http://metrob.ru/html/GMK/energosberejenie.html

Читайте также:
Adblock
detector