Какая прокуратура осуществляет надзор за военкоматами

Результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе

Всего в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации призван 1751 человек.

В то же время, органами прокуратуры области в деятельности должностных лиц призывных комиссий, органов внутренних дел и образовательных учреждений выявлены нарушения требований законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Так, призывной комиссией отдела военного комиссариата Курской области по Сужданскому району принимались решения о предоставлении гражданам отсрочек от призыва при отсутствии подтверждающих документов.

В Медвенском, Беловском, Касторенском, Курчатовском, Золотухинском, Тимском районах приняты меры реагирования по фактам ненадлежащей работы районных медицинских комиссий при установлении категории годности граждан, подлежащих призыву на военную службу, решения которых впоследствии были изменены военно-врачебной комиссией Курской области.

Так, должностными лицами отдела военного комиссариата Курской области по Медвенскому району был необоснованно признан ограниченно годным к военной службе призывник, который впоследствии решением призывной комиссии военного комиссариата Курской области признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и отправлен для прохождения службы в ряды Вооруженных Сил РФ.

В период осенней призывной кампании 2013 было разыскано 218 граждан, уклоняющихся от явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Вместе с тем, практика прокурорского надзора свидетельствует, что по-прежнему имеют факты непринятия должностными лицами органов внутренних дел достаточных мер по розыску граждан и обеспечению их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Например, проведенная прокурором Центрального административного округа г. Курска проверка показала, что из 161 обращения об установлении места нахождения граждан, уклоняющихся от призыва, направленных в ОП №1 УМВД России по г. Курску отделом военного комиссариата Курской области по Центральному округу г. Курска, на момент прокурорской проверки сведения о результатах розыска поступили только в отношении 84 лиц.

Несоответствия материально-технического оснащения школ, осуществляющих обучение начальным знаниям в области обороны установлены в 14 общеобразовательных учреждениях Медвенского, Конышевского районов, Центрального и Сеймского административных округов г.Курска.

В ходе осеннего призыва прошлого года прокурорами выявлено 81 нарушение. В целях их устранения внесено 29 представлений.

Всего в 2013 прокурорами в целях устранения 185 нарушений, выявленных в процессе надзорных мероприятий, внесено 63 представления, по которым 43 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Принесено 7 протестов. По материалам прокурорских проверок по ч.1 ст. 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной службы) возбуждено 2 уголовных дела.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Читайте также:  Фитосанитарный надзор что проверяет

На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. [6, c.122]

  • — надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее — органы военного управления);
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ор-ганами военного управления;
  • — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях;
  • — надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности;
  • — участие в рассмотрении дел судами.

На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.

Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:

  • 1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;
  • 2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.[5,c.429]

Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Читайте также:  Что такое санитарно-эпидемиологический надзор

Исполняя возложенные на них функции в этой сфере надзора, помимо перечисленных полномочий, военные прокуроры могут рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами вносить представления об устранении нарушений, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными. При наличии соответствующих оснований военный прокурор также вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия.

В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т. п.

В отличие от территориального принципа, характерного для размещения общегражданских правоохранительных органов, военные прокуроры на всем протяжении своей истории всегда находились там, где дислоцируются войска, их структура и штаты полностью соответствуют структуре и дислокации войск, что позволяет эффективно и с минимальными для государства затратами решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Военные прокуроры и следователи выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, что предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях как в самом центре России, так и в регионах с тяжелыми климатическими условиями, во время выполнения интернационального долга в Афганистане и при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняют миротворческие функции.

Читайте также:  Будет ли отменен надзор

Ухудшение криминогенной ситуации в государстве, всплеск экономической преступности и коррупции объективно обусловили возложение на прокуратуру, помимо уже имевшихся у нее функций, также и задачи координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Не вызывает сомнений, что координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственном, сколько на государственном уровне. Но пока такой подход не выработан, эта работа возложена на прокуратуру. [5,c. 431]

Тематические форумы для призывников так и пестрят советами про обращение в прокуратуру. Жалобы на военкомат и обращения рекомендуют писать при каждой спорной ситуации. Но так ли действенны эти обращения? И как на самом деле взаимодействуют между собой военкомат и прокуратура? Давайте разберемся в этом вопросе.

В России система органов прокуратуры состоит из трех ступеней:

  • Генеральная Прокуратура РФ
  • Прокуратуры субъектов РФ
  • Городские и районные прокуратуры

Как уже было сказано выше, главная функция органов прокуратуры — осуществление надзора за деятельностью органов исполнительной власти, в том числе военных комиссариатов. В рамках осуществления этой деятельности прокуратура может инициировать проверки, по результатам которых могут быть зафиксированы факты нарушения законодательства со стороны органов власти.

А то, что обращаться в прокуратуру по факту нарушения своих прав и инициировать прокурорскую проверку деятельности призывной комиссии можно, а в некоторых случаях даже нужно. Проведенная проверка может отменить неправомерное решение военкомата в отношении призывника. Приятный бонус от редакции Armydocs.ru: заявление о прокурорской проверке.

Однако стоит учесть один важный момент: в отличии от искового заявления в суд жалоба в прокуратуру не приостанавливает мероприятия по призыву в отношении призывника.

Т.е. к моменту проведения проверки и рассмотрения ее результатов призывник уже может находиться в армии. Так что я рекомендую призывникам, которые считают, что их права были нарушены военкоматом, не уповать только на прокуратуру и одновременно подавать как жалобу в прокуратуру, так и иск в суд на предмет обжалования решения призывной комиссии.

Источники:
http://studwood.ru/837709/pravo/funktsii_organov_voennoy_prokuratury
http://armydocs.ru/voenkomat-i-prokuratura/

Читайте также:
Adblock
detector