Кто ведет надзор за прокуратурой

Более трехсот лет назад в стране было царским было объявлено об открытии нового ведомства – фискалата, позднее переименованный в прокуратуру. Другое название этого ведомства звучало так – око государево. В его задачи входило обеспечение выполнения высочайших указов и законов империи.

В наши дни, по прошествии, более 300 лет, задачи, стоящие перед прокуратурой мало изменились.

Что такое прокурорский надзор

Как прокуратура проверяет на соблюдение законодательства? Это и есть деятельность работников прокуратуры. Она заключается в отслеживании соблюдения норм основного закона, и других законодательных актов, имеющих силу на территории государства, ее и называют прокурорским надзором.

Так, закон о прокуратуре и приказы ведомства определяют понятие прокурорского надзора, и нормируют права и обязанности сотрудников прокуратуры:

  1. Исполнения законов государства его органами управления, от федеральных до муниципальных, входящими в исполнительную, судебную и законодательную системы нашей страны. Кроме этого, прокуратура выполняют надзор и за органами управления в предприятиях и компаниях, не имеющих отношения к государству, т.е. коммерческих и пр.
  2. Обеспечение защиты прав и свобод гражданина органами государственного управления всех уровней. Кроме этого, прокуратура выполняет присмотр и за органами управления в предприятиях и организациях, не имеющих отношения к государству, т.е. в коммерческих и пр.
  3. Соблюдением норм законодательства органами, осуществляющими ОРД (оперативно – розыскная деятельность), проводящими дознавательные действия и предварительное расследование.

В сферу интересов прокурорских органов попадают судебные приставы, подразделения исполняющие наказание.

Еще одна важная функция, которая возложена на надзорные органы – это координация деятельности компетентных органов в организации работы по борьбе с разными формами преступности.

Работники надзорного органа, в соответствии с существующим законодательством, участвуют в судебных процедурах по решению дел в судейских органах любого уровня, в т. ч. и арбитражных. Они имеют, данное им законом право опротестования решений, приговоров и прочих судейских актов, если они вступили в конфликт с законами государства.

Кто обладает правом на обращение в прокуратуру

Это может сделать любой гражданин страны или должностное лицо, обнаружившее отступление от законодательства или произошло ущемление его прав и свобод.

При обращении нужно иметь в виду:

  1. В обращении указывается только правдивая информация о произошедшем несоблюдении законодательства или ущемлении прав и свобод.
  2. Направляемые обращения, должны быть в компетенции определенного органа прокуратуры.
  3. При подаче обращения необходимо помнить о том, что надзорные органы не выполняют надзор за как соблюдают нормы законодательства простые граждане. Их надо отправлять в соответствующие контрольные органы и службы и если они не примут каких-либо мер, то в прокуратуру можно обратиться с обращением об их бездействии и наоборот обжаловать их деяния.

В соответствии с действующим УПК (уголовно-процессуальный кодекс), прокуратура не вправе осуществлять дознание и производить следственные действия по уголовным делам и до следственным проверкам. Все эти жалобы будут переданы в соответствующие службы.

Длительность рассмотрения жалоб

Жалоба, принятая прокурорскими сотрудниками, должна быть разрешена в 30-ти дневный срок с момента ее регистрации. Если она не нуждается в дополнительных проверках, то длительность разрешения составляет пятнадцать дней. Сроки, могут быть продлены, но только при особых обстоятельствах, например, когда требуется дополнительная проверка и отправка многочисленных запросов в различные ведомства. Продление не может превышать тридцати дней. Продлить его может прокурор или его уполномоченный заместитель. О принятом решении в отношении сроков заявитель должен получить соответствующее уведомления.

Если обращение связано с действиями (бездействием) органов дознания, следствия, включающие в себя решения, принятые в досудебном производстве подлежат обязательной проверке в пределах норм определенных процессуальными нормами. Другими словами, прокурор будет ее рассматривать не более 3 суток со дня получения. В некоторых, особых обстоятельствах, срок продляют на 10 суток, с обязательным оповещением заявителя. Эта норма определена в ст. 124 УПК РФ.

Читайте также:  Кто осуществляет адм надзор

Иногда, граждане боятся определенных последствий, со стороны органов власти или правопорядка и опасаются подавать обращения в прокурорские органы на факты нарушения законодательства или подают ее без подписи.

В соответствии с действующими нормами права, заявления, подаваемые в любые органы власти должны содержать в себе информацию о заявителе. В противном случае, ответ на такие жалобы не дается. Но, если, в обращении сообщается информация о преступлении, и лице его совершившим, или его готовящем, то это заявление будет передано в компетентные органы. В то же время, в инструкции по рассмотрению обращений и заявлений граждан, нет прямого указания о запрете на прием анонимных заявлений. Они проходит обязательную регистрацию, и обрабатываются в особом порядке. В анонимных обращениях, граждане не указывают обратный адрес, то соответственно заявитель ответа не дождется.

Что могут работники надзорных органов

Законом о прокуратуре определен круг полномочий сотрудников надзорных органов:

  1. Сотрудники прокурорских органов, по предъявлению служебного удостоверения, имеют право, свободного прохода на территорию органов и предприятий, которые перечислены в ст. 21 законодательства. Кроме этого, им должен быть предоставлен доступ ко всем необходимым материалам и документам, относящимся к предмету ревизии.
  2. Они обязаны выполнить проверку соблюдения действующих законодательных актов. Основанием могут служить соответствующие заявления граждан. В пределах ревизии, сотрудник надзорного уровня имеет право потребовать данные и информацию, требующиеся для разъяснения вопросов, связанных с обращением. Кроме этого, ему обязаны обеспечить доступ к результатам ревизий деятельности подконтрольным им организациям.
  3. Сотрудник прокуратуры имеет право вызвать должностное лицо или гражданина для дачи объяснений по вопросам нарушения законодательства.
  4. Прокурор, на основании определенных, действующего законодательства, может возбудить дело об административном правонарушении и потребовать привлечения к ответственности лиц, допустивших его к ответственности.
  5. Прокурор или его заместитель должны предостерегать о нарушении законов.

Кстати, именно прокурорский надзор за законодательством, позволяет предотвратить принятие многих актов, не вписывающихся в правовое поле.

В случае обнаружения фактов нарушения законодательства, вправе:

  • вынести постановление об освобождении граждан, которых незаконно подвергли административному задержанию на основании постановления несудебных органов;
  • вынести протест в отношении актов, противоречащих существующим законам. Он так же может обратиться в арбитражный суд и потребовать признать эти правовые документа недействительными;
  • готовит и вносит представления об устранении нарушений законодательства.

Любые должностные лица, получившие требования или предписания, исходящие от прокурора, должны немедленно приступить к исполнению.

Кстати, если по требованию прокурорского работника не будут представлены истребованные документы или если, гражданин или должностное лицо проигнорирует вызов в прокуратуру, то он может быть привлечен к ответственности, в рамках действия ст. 17 КоАП РФ. Нарушителю грозит применение штрафных санкций, минимальный штраф составляет 1000 рублей для граждан и 2000 руб. для должностных лиц.

Как проводятся проверки

Еще не так давно прокуратура была вправе получать доступ только к тем материалам, которые касались проверяемого предмета, то в последнее время, законодатели расширили ее полномочия. То есть, если в ходе ревизии, прокурор получит информацию о других случаях нарушениях действующего законодательства, имевших место в проверяемой организации, то вправе инициировать новую проверку или добавить новый пункт в проводимую проверку.

С другой стороны введен в силу запрет на проведения проверок, замещая другие органы. То есть, сотрудники надзорного органа не в праве требовать у организации данные, которые не обусловлены проверкой или же не имеющие отношения к ней отношения. Запрет наложен на получение информации, которая была передана в ведение прокурорских органов ранее или были опубликованы в средствах массовой информации, или на официальном интернет-ресурсе предприятия.

Кого могут проверить

Кого могут проверить прокурорские работники? В соответствии с законом о прокуратуре, осуществляя прокурорский надзор за законодательством, проверке могут быть подвергнуты любой орган центральной или муниципальной власти, коммерческая или некоммерческая организация. Но, основанием для инициализации проверки могут послужить обращения граждан или должностных лиц. Другое основание – это исполнение плана проверок, в нем определено, какие организации, в какое время и предмет ревизии будут подвергнуты плановой или внеплановой проверке. Такие планы есть в каждом региональном прокурорском подразделении, которые, впрочем, вправе дополнить его своими проверками, кстати, они же и отвечают за выполнение этого плана. Они находятся в свободном доступе, их можно найти на официальных интернет-ресурсах прокурорских органов.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за указами президента

Если по результатам проводимой проверки будут обнаружены нарушения действующего законодательства, а так довольно часто происходит. Прокурорские работники вправе:

  1. Внести представление об устранении обнаруженных нарушений.
  2. Опротестовать вынесенное решение или документ.
  3. Возбудить дело об административном правонарушении.
  4. Вынесут предостережение о недопустимости нарушений норм действующего законодательства.

Прокурор имеет право использовать меры реагирования в комплексе.

Прокурорские работники могут опротестовать любой документ, противоречащий существующему законодательству, например, приказ об увольнении работника. Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10-ти дней. Если существуют некие обстоятельства, которые требуют немедленного устранения нарушений законодательства, то работники прокуратуры имеют право сократить срок рассмотрения протеста. Ответ на полученный протест должен быть отправлен орган его внесший.

Важно знать! Представление, содержит информацию об обнаруженных нарушениях и предписывает организации и устранить. В этом документе, может быть поставлен вопрос о том, чтобы применить меры дисциплинарной ответственности отдельных сотрудников компании. Этот документ должен быть принят к рассмотрению и исполнению. Результаты устранения выявленных нарушений, должны быть представлены в прокуратуру.

Какие есть сроки для ревизии

Законодательством предусмотрено наличие двух форм прокурорских проверок – плановые и внеплановые. В соответствии с действующим законодательством в части охраны прав предпринимателей, плановая проверка может быть проведена не чаще чем один раз в три года.

В этом же законодательном акте указано то, что, внеплановая проверка может быть инициирована прокурорским ведомством по факту получения ими обращения граждан или информации из средств массовой информации о нарушении действующего законодательства.

Вся информация о плановых проверках содержится в соответствующих реестрах, которые находятся на интернет-ресурсах генеральной и региональных прокуратур. Прокурорское ведомство должно уведомить о начале проверки не менее чем за три дня до ее начала. Уведомлением о ней может быть доставлено любым из доступных способов:

  • заказным письмом;
  • вручением уведомления, под роспись, уполномоченному представителю проверяемой организации;
  • в электронной форме, подписанное и защищенной цифровой подписью.

Юридическое лицо должно помнить о том, что если его фактический адрес не совпадает с адресом, указанном в едином реестре регистрации юридических лиц, прокуратура при направлении будет отправлять уведомление по адресу из реестра. И если, поэтому соответствующее письмо не будет получено, то предприятия берет на себя все последующие риски. Например, в отношении должностных лиц компании может быть возбуждено административное производство. О том, как уведомляют о плановой проверке и за сколько должны уведомить проверяемую организацию, говорят нормы ФЗ 294.

Внеплановая проверка, связанная с нарушениями законодательства, повлекшими за собой гибель граждан, или другие тяжкие последствия, может начаться и без предупреждения. Или прокуратура должна уведомить организацию о внеплановой проверке и вручить уведомление о ней не менее чем за сутки.

Если прокурорские работники нарушили сроки уведомления, то руководствуясь заявлением организации, в отношении которой было допущено это нарушение, которое относится к категории грубейших. Суд вправе отметить результаты проведенной ревизии.

Законодательно определен срок проведения прокурорской проверки. Он не должен быть дольше, чем 30 календарных дней. В отдельных, исключительных случаях он может быть продлен еще на 30 дней. Прокурор вышестоящего ведомства имеет право продлевать проверку, в том случае, если проверочные мероприятия не успели выполнить в установленные сроки для ревизии. В тоже время, прокурорское ведомство вправе приостановить проведение проверки на полгода.

Читайте также:  Строительный надзор нужно ли сро

Генеральный прокурор, может вынести решение о продлении сроков проводимой ревизии на срок до 6 месяцев.

В том случае, если прокурорская проверка на время остановлена, то прокурорские вопросы обязаны вернуть все изъятые материалы. В ее ведении остаются только те материалы, которые нужны для принятия решения об уголовном преследовании или для экспертиз, имеющих возможность влиять на проверку. Время приостановки ревизии не будет засчитана в сроки проверки.

Если она выполняется в большой компании, имеющей подразделения в регионах, то сроки будут исчисляться по каждому филиалу.

То есть о том, как уведомляют о плановой проверке и за сколько должны уведомить о сроках ее начала должен знать любой предприниматель или руководитель. Иначе это может обернуться серьезными неприятностями.

Если прокуратура нарушает закон

Прокурорское ведомство призвано следить за выполнением норм существующего в нашем государстве и противостоять ущемлению гражданских прав и свобод простых людей и предприятий.

К великому сожалению, работники прокуратуры не всегда квалифицированно выполняют свои прямые обязанности, а иногда и превышают свои права, определенные в законе. Как быть в этом случае, куда надо обращаться, если были замечены подобные нарушения. В какую инстанцию надо составлять и отправлять свое обращение? Граждане вынуждены жаловаться на прокурорское ведомство в случаях:

  1. Если в рамках уголовного дела, работники прокуратуры контролируют деятельность следственных органов ненадлежащим образом.
  2. Если со стороны работников прокуратуры наблюдается бездействие в отношении обращений граждан или должностных лиц совершенных или готовящихся к совершению нарушений действующего законодательства.

Если, возникает необходимость обжаловать действия работников прокурорского ведомства, которые совершают неправомерные деяния, в рамках уголовного дела. То обращение можно составить или в вышестоящую прокуратуру, или направить его в суд. Но, для этого необходимо правильно написать обращение.

Для понимания! Суд, является той самой инстанцией, куда можно обратиться на незаконные деяния сотрудников прокуратуры. Образцом для искового заявления в суд может служить обращение, поданное в вышестоящий прокурорский орган.

В нем должны содержаться наименование судебного органа, в который подается исковое заявление. Иск подается по месту нахождения прокурорского органа, на который подается жалоба. В тексте заявления надо просить суд, признать действия надзорного органного незаконными и обязать лиц, которые виновны в случившемся, устранить нарушения.

К иску необходимо приложить все доказательства, могущие оказать влияние на судейское решение. Суд может удовлетворить или отказать в положительном решении в отношении искового заявления. В этом случае, заявитель вправе, обратиться в суд более высокого уровня.

Обращения с жалобой на деяния работников прокуратуры могут быть переданы при личном визите в суд, заказным письмом с уведомлением. Эти действия может выполнять и доверенное лицо гражданина, имеющее на руках нотариально заверенную доверенность.

Если в поданном обращении, приведены веские доказательства, то суд может принять сторону ответчика и через некоторое время, дело может быть решено положительным образом.

В этом случае гражданин должен помнить, что будет лучше, если поручить составление искового заявления, сбор и оформление доказательной базы, и ведение дела в судебном процессе профессиональному юристу, который лучше разбирается в тонкостях судебного процесса.

Важно! По всем вопросам о работе прокуратуры, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector