Государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют специальные положения законодательства.
Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законодательства бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь уставами, положениями, списками запрещенных тем и т.п., имели право запретить вообще публикацию произведения или потребовать сделать в нем купюры или исправления. Без разрешения цензуры ни одно произведение опубликовано быть не могло. Последующая (карательная) цензура осуществляется над опубликованными произведениями. В соответствии с предоставленными им полномочиями цензоры могли делать замечания, выносить предупреждения, требовать изъятия тиража, даже запрещать газеты и журналы.
В России по действующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с Законом о чрезвычайном положении может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множительная и звукоусилительная техника. В некоторых странах (напр., в Испании), а в России — в некоторых ведомствах существуют подразделения (напр., в Министерстве обороны — Служба информационной безопасности), которые можно назвать консультативной цензурой — обращающиеся туда журналисты могут получить рекомендации по доработке или исправлению представленных на просмотр текстов, если в них обнаружатся сведения, которые не подлежат разглашению. Эти рекомендации не обязательны для исполнения, но заставляют журналиста подумать над ними и сознательно принимать то или иное решение.
52 — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖУРНАЛИСТО
В нашей стране еще в 10-х годах XX века возникли (правда, на короткий срок) союзы журналистов. В 1957 году был создан Союз журналистов СССР, просуществовавший до 1991 года, когда на VII съезде СЖ было провозглашено образование Союза журналистов СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в Конфедерацию журналистских союзов.
В 1990 году состоялся учредительный съезд Союза журналистов России, объединивший журналистские организации республик, краев и областей, входивших ранее в СЖ СССР, а также ряд ассоциаций, гильдий, клубов работников СМИ. СЖ — творческая, профессиональная, независимая, самоуправляемая организация, действующая на федеративных основах. Члены СЖ суверенны и равноправны, имеют равное представительство в Федеративном Совете СЖ. Действуя на основе законодательства РФ, СЖ считает своими главными задачами:
• всемерное содействие утверждению и реализации принципов свободы слова и печати, укрепление правовой базы массово-информационной деятельности;
• активное участие в создании необходимых условий функционирования СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы, обеспечение их профессионально-творческой независимости;
• защиту интересов и прав, чести и достоинства журналистов, их интеллектуальной собственности, справедливых взаимоотношений с учредителями и владельцами СМИ;
• объединение и координацию усилий по юридическому обслуживанию субъектов СЖ и журналистов;
• заботу о росте материального благосостояния, социального обеспечения, об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов;
• содействие развитию журналистского образования, повышения профессионально-творческого уровня журналистов;
• участие в мировом журналистском движении;
• участие в выборах в органы государственной власти в целях реализации положений Устава СЖ России.
Представительными органами СЖ России являются Съезд, Федеративный Совет, Секретариат, Контрольная комиссия.
Контрольно – надзорная деятельность за соблюдением обязательных требований СМИ проводится территориальными органами Роскомнадзора без взаимодействия с представителями СМИ в форме:
- Систематического наблюдения
- Мониторинга
Мероприятия по контролю проводятся в отношении печатных изданий, электронных периодических изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, сетевых изданий, а также в отношении СМИ других форм распространения.
Также следует отличать мероприятия по контролю систематического наблюдения в отношении СМИ от аналогичных мероприятий в отношении лицензиатов-вещателей.
Основные требования, проверяемые при СН
- ст. 7 (доставка обязательного экземпляра печатных изданий)
- ст. 12 (доставка обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции)
- ст. 13 (доставка обязательного экземпляра электронных изданий, программ для электронных вычислительных машин и баз данных)
Мониторинг
Мониторинг СМИ – форма контроля за соблюдением отдельных обязательных требований предъявляемых к СМИ, проводимая без взаимодействия с его представителями. Другими словами, во время мониторинга контролируется выполнение заранее определенных наиболее значимых (с позиции государства) обязательных требований.
В соответствии с распоряжением Роскомнадзора от 29.06.2012 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации» территориальные органы Роскомнадзора проводят мониторинг СМИ по следующим направлениям
Где берут материал СМИ
Поскольку при проведении мониторинга отсутствуют основания для взаимодействия с представителями СМИ, территориальные управления Роскомнадзора осуществляют контрольные мероприятия по обязательным экземплярам СМИ, переданным получателям документов, осуществляют подписку на печатные издания, закупают в киосках или собирают в местах бесплатного распространения, осуществляют запись теле и радиоканалов (программ), в том числе, с привлечением радиочастотной службы.
Результаты СН и мониторинга
По результатам проведенных мероприятий систематического наблюдения и мониторинга в отношении СМИ уполномоченные сотрудники Роскомнадзора могут составить протокол об административном правонарушении, выдать предупреждение средству массовой информации (СМИ может быть аннулировано по иску Роскомнадзора после двух предупреждений), выдать предписание об устранении нарушений, направить официально требование или запрос, провести внеплановое систематическое наблюдение по другому предмету надзора.
Что учесть
Лучшее решение – соблюдать законодательство, при наличии сомнений проконсультироваться со специалистами, имеющими опыт в данной сфере. Также оптимальным решением может стать проведение аудита соблюдения законодательства СМИ. В случае, если такой аудит будет заказан у меня, представитель СМИ получит отчет о соблюдении обязательных требований, которые, проверяются Росконадзором, антимонопольной службой, другими госорганами.
Значительно снизить вероятность выявления нарушений в деятельности СМИ поможет мониторинг плана деятельности территориального управления Роскомнадзора по месту регистрации СМИ или нахождения адреса редакции (если регистрация проведена в центральном аппарате Роскомнадзора). За три месяца до начала мероприятия систематического наблюдения рекомендуется принять усиленные меры по контролю соблюдения законодательства в отношении подконтрольных Вам СМИ
В некоторых случаях установить факт нарушения учредителем или редакцией СМИ возможно после взятия объяснений с главного редактора или учредителя СМИ. Если главного редактора или учредителя СМИ приглашают письменно или по телефону в территориальное управление Роскомнадзора для дачи объяснений и (или) составления протокола об административном правонарушении по результатам систематического наблюдения или мониторинга СМИ, перед принятием каких-либо решений лучше всего проконсультировать со специалистом.
Справочно-информационный центр |
Портал персональных данных |
Горячая линия для СМИ |
Вниманию редакций средств массовой информации!
Согласно изменениям, внесённым Федеральным законом № 242-ФЗ, опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, влечёт за собой наступление административной ответственности в виде наложения административного штрафа:
— на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей,
— на должностных лиц — от 3 тыс. до 7 тыс. рублей,
— на юридических лиц — от 10 до 50 тыс. рублей.
Вместе с тем, редакция средства массовой информации освобождается от ответственности за совершение административного правонарушения в случае, если в соответствии с гражданско-правовым договором, заключённым между редакцией и лицом, предоставившим для опубликования программу теле- и (или) радиопередач, перечень и (или) каталог информационной продукции, обязанность по обозначению знаком информационной продукции возлагается на указанное лицо.
Таким образом, в указанном случае административная ответственность возлагается на лицо, предоставившее для опубликования программу передач, перечень или каталог информационной продукции.
«Вниманию редакций сетевых изданий!
Обязательной к опубликованию в выходных данных является следующая информация:
— наименование (название) средства массовой информации (должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в свидетельстве о государственной регистрации СМИ);
— учредитель (соучредители) СМИ;
— фамилия, инициалы главного редактора;
— адрес электронной почты и номер телефона редакции;
Оцените содержание раздела:
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить
Время публикации: 20.08.2009 14:03
Последнее изменение: 27.05.2019 17:44
информационных технологий и массовых коммуникаций
информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Источники:
http://xn--80aeqqegdfhc3b.xn--p1ai/articles/kak-roskomnadzor-proveryaet-smi
http://rkn.gov.ru/mass-communications/control-smi/