Кто ведет надзор за судебными приставами

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Комментарий к статье 19
1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд, в связи с чем судебный пристав должен организовать исполнение своих служебных обязанностей в строгом соответствии с действующим законодательством, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций. Положения п. 1 ст. 19 относятся к обеим категориям судебных приставов (судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям), и по смыслу данной нормы могут быть обжалованы не только действия судебных приставов, но и их бездействие.
В целях реализации права граждан и организаций на обжалование действий судебного пристава следует отнести к обязанности судебных приставов разъяснять гражданам и организациям порядок и сроки обжалования их действий (бездействия).
Предметом обжалования могут быть только неправомерные действия (бездействие) судебных приставов, связанные с выполнением или ненадлежащим выполнением ими своих служебных обязанностей, в том числе, например, в связи с халатным отношением судебного пристава к своим обязанностям, проявленной грубостью при исполнении служебных обязанностей, совершением поступков, не совместимых с занятием должности судебного пристава, и т.п. (см. комментарий к ст. 8).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет очень важное положение, согласно которому обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. В данном случае законодатель исходит из того, что гражданин или организация вправе самостоятельно выбирать порядок защиты нарушенных прав: обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, обратиться с жалобой непосредственно в суд либо одновременно обратиться с жалобой как к вышестоящему должностному лицу, так и в суд. Причем законодателем не установлен досудебный порядок урегулирования данного вида спора, и нет необходимости предварительно обращаться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, прежде чем обратиться с жалобой в суд.
2. Вышестоящими должностными лицами по отношению к судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям являются:
старший судебный пристав соответствующего районного, межрайонного подразделения судебных приставов, который несет ответственность за выполнение подчиненным подразделением задач, возложенных на судебных приставов (ст. 10 Закона);
главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который осуществляет руководство уже соответствующей территориальной службой судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность, т.е. осуществляет организацию внутриведомственного контроля за деятельностью подразделений судебных приставов, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) судебных приставов в порядке подчиненности (ст. 9 Закона, п. 1.1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 г. N 239 «Об организационном и методическом руководстве деятельностью служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации»).
Главный судебный пристав Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью всей службы судебных приставов, в том числе рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности (ст. 8 Закона).
Поскольку старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и главный судебный пристав Российской Федерации являются работниками Федеральной службы судебных приставов, их действия (бездействие) как работников данной службы по смыслу п. 1 ст. 19 Закона также могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суд.
Должностные лица рассматривают жалобы и заявления граждан, обеспечивают контроль и сроки разрешения и проверок жалоб также с учетом положений, закрепленных в действующем в настоящее время Указе Президиума Верховного Совета от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в ред. от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.), а также в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
3. Следует отметить, что п. 1 ст. 19 комментируемого Закона должен применяться с учетом положений ст. ст. 90, 92 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В связи с чем необходимо учесть, что действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, совершенные в процессе исполнительных действий, в том числе в случае отказа в отводе судебного пристава-исполнителя, с точки зрения соблюдения ими норм законодательства об исполнительном производстве могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, может быть разрешен также только в судебном порядке по иску заинтересованных граждан и организаций об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи (ст. 92 указанного Закона).
Судебный порядок обжалования действий (бездействия) судебных приставов установлен соответствующими нормами АПК РФ (ст. 329, гл. 24) и ГПК РФ (ст. ст. 441, 442).
4. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена ответственность судебного пристава за проступки и правонарушения, совершенные им при исполнении своих служебных обязанностей. Являясь федеральным государственным служащим, судебный пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В частности, к судебному приставу могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации. Кроме того, в случае превышения своих полномочий либо совершения иных правонарушений, подпадающих под деяния, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации, судебный пристав несет соответствующую ответственность, установленную данными федеральными законами.
5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Правила п. 3 комментируемой статьи содержатся также в п. 2 ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которому вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Аналогичная по содержанию норма, закрепляющая обязанность возмещения вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, содержится в ст. 330 АПК РФ.
Правовыми основаниями возмещения такого ущерба являются взаимосвязанные положения, закрепленные в нормах ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Поскольку Федеральная служба судебных приставов в соответствии со ст. 5 комментируемого Закона входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации и является федеральным органом государственной власти, финансирование и материально-техническое обеспечение ее деятельности осуществляются за счет средств федерального бюджета (ст. ст. 22, 23 Закона), то вред, причиненный действиями (бездействием) судебного пристава, возмещается по правилам ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиком по таким требованиям должна выступать Российская Федерации в лице Министерства юстиции Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно Федеральная служба судебных приставов не может непосредственно выступать в качестве ответчика по указанным требованиям, однако, учитывая, что судом будет даваться оценка правомерности или неправомерности действий (бездействия) судебного пристава, служба судебных приставов должна привлекаться к участию в деле в качестве заинтересованного в исходе дела лица и участвовать непосредственно в судебном процессе.
Следует отметить, что ответственность за ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, наступает при наличии определенной совокупности условий: действия (бездействие) судебного пристава при исполнении служебных обязанностей должны быть неправомерными; неправомерные действия (бездействие) произошли по вине судебного пристава; гражданину или организации причинен вред; имеется прямая причинно-следственная связь между причиненным вредом и виновными действиями (бездействием) судебного пристава.
Возмещению подлежит реальный ущерб, упущенная выгода возмещению в данном случае законодательством не предусмотрена. Требования о возмещении ущерба рассматриваются по общим правилам искового производства, установленным соответственно АПК РФ и ГПК РФ.
6. Прокуратура Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций руководствуется Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Надзор осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 4 комментируемой статьи не конкретизируют предмет и полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, в связи с чем Генеральной прокуратурой Российской Федерации в указании от 6 января 1999 г. N 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» соответствующим подчиненным прокурорам предложено обеспечить по направлениям деятельности эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.
В соответствии с данным указанием основные направления прокурорского надзора касаются следующего:
надзор за деятельностью службы судебных приставов в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов;
надзор за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;
надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых главным судебным приставом Российской Федерации;
надзор в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства, а также рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования).
Следственным подразделениям дано указание разрешать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлениях, а также расследовать такие преступления.
Следует отметить, что сведения о противоправных действиях (бездействии) судебных приставов могут быть получены от граждан, права и интересы которых были нарушены, руководителей учреждений и организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений и др.
По смыслу п. 4 ст. 19 комментируемого Закона прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен также обеспечивать защиту самих судебных приставов как государственных служащих от необоснованных жалоб и обвинений.
Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Читайте также:  Чем отличается контроль от надзора кратко

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector