Кто осуществляет жилищный надзор

С государственным жилищным надзором (далее – ГЖН) могут столкнуться ТСЖ, ЖК и ЖСК. Им стоит знать: кто и в каких целях проводит ГЖН; какие способы для этого используют; какие есть виды проверок; когда надзорные органы вправе обратиться в суд.

Вместе с тем, осуществление государственного жилищного контроля не проводится в отношении УО, которые управляют МКД на основании лицензии (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Для них действует лицензионный контроль.

Кто и в каких целях проводит проверку органы государственного жилищного надзора

ГЖН проводят уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее – госжилинспекции).

Цели ГЖН – предупреждать, выявлять, пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности.

Эти правила предусматривает часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Способы осуществления государственного жилищного контроля

В ходе ГЖН госжилинспекции:

  • организуют и проводят проверки;
  • принимают меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (например, предписание, протокол об административном правонарушении);
  • систематически наблюдают за исполнением обязательных требований;
  • проводят анализ и прогнозирование того, как эти требования исполняют организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Эти правила предусматривает часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: вправе ли госжилинспекции выдавать постановление о назначении административного наказания, если предписание, которое послужило основанием административному нарушению, обжалуется в суде

Предписание, по отмене которого решение суда не вступило в законную силу, служит надлежащим доказательством по возбуждению дела об административном наказании и составлению постановления о назначении административного наказания.

Должностные лица ГЖН вправе (п. 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ):

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований;
  • рассматривать дела об этих правонарушениях;
  • принимать меры по их предотвращению.

Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при ГЖН устанавливают административные регламенты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373. Это указано в пункте 12 постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493.

Если должностные лица обнаружили достаточные данные, которые указывают на административное правонарушение, то это повод к возбуждению дела безотносительно к основаниям и видам проводимой проверки (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Доказательства по делу – любые фактические данные, на основании которых устанавливают (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ):

  • наличие или отсутствие события административного правонарушения;
  • виновность лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нельзя использовать доказательства, если при проведении проверки в ходе госконтроля (надзора) их получили незаконно (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

  • Срок передачи решений общего собрания в орган государственного жилищного надзора
Читайте также:  Какие органы занимаются надзором за исполнением законов

Жилищный надзор в управлении многоквартирным домом

Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Их основание – ежегодные планы, которые разрабатывают и утверждают органы ГЖН в соответствии с их полномочиями.

Проверку включают в ежегодный план, если прошло три года со дня, когда (ч. 8 ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • зарегистрировали юридическое лицо;
  • закончилась последняя плановая проверка юридического лица;
  • юридическое лицо начало вести предпринимательскую деятельность.

Внеплановую проверку проводят, если сложилась хотя бы одна из четырех ситуаций:

1) закончился срок, в течение которого нужно было исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля поступило заявление предоставить правовой статус, специальное разрешение (лицензию), чтобы выполнять отдельные виды деятельности, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусматривают правила предоставления такого статуса, лицензии или разрешения;

3) руководитель госжилинспекции издал приказ или распоряжение по поручению Президента РФ или Правительства РФ;

4) должностное лицо органа ГЖН направило в письменной форме руководителю или заместителю руководителя такого органа мотивированное представление по результатам:

  • анализа итогов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы ГЖН обращений.

Эти основания устанавливает часть 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Также основанием для внеплановой проверки может быть поступление обращений и заявлений (от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) или информации (от органов госвласти или МСУ) о фактах (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ):

  • нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК, к уставу ТСЖ, ЖК, ЖСК и порядку внесения в него изменений;
  • нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе УО, чтобы заключить с ней договор управления МКД, о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о заключении с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;
  • нарушения требований к порядку содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в МКД;
  • нарушения обязательств, предусмотренных условиями договора управления МКД;
  • нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  • необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма.
Читайте также:  Можно ли досрочно снять надзор

Такие обращения могут поступить в том числе с помощью ГИС ЖКХ, а внеплановая проверка на их основании проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки.

Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной или выездной проверки. Срок проведения каждой из них не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Внимание: при проведении проверки контролирующие органы не имеют законных оснований проверять деятельность организации по одному вопросу в один и тот же период. В противном случае результаты такой проверки не будут служить доказательствами нарушения юридическим лицом требований законодательства. Это вытекает из положений пункта 5 статьи 3 Закона № 294-ФЗ, а также подтверждается постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2009 г. № 17АП-11139/2009-АК по делу № А60-40411/2009.

  • Штраф управляющей организации: как сделать его минимальным

Предварительную проверку могут провести, если у органа ГЖН отсутствуют:

  • достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

В ходе проведения предварительной проверки органы ГЖН:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа ГЖН;
  • при необходимости проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования органа ГЖН.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Это предусматривают части 3.2 и 3.3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Ситуация: может ли орган ГЖН оштрафовать управляющую МКД организацию по результатам предварительной проверки

Нет, такой риск отсутствует.

По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Это предусматривает часть 3.3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Ситуация: вправе ли госжилинспекции проводить проверки на основании жалоб нанимателей жилых помещений

Законодательство не ограничивает круг лиц, которые обладают правом обратиться для проведения проверки в рамках ГЖН. Это следует в том числе из части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

Ситуация: должны ли органы ГЖН применять риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход применяют органы:

Читайте также:  Технический надзор в строительстве сколько процентов

Федерального государственного пожарного надзора;

Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологические агентство);

Федерального государственного надзора в области связи.

Это устанавливает перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806.

Ситуация: должны ли госжилинспекции проводить внеплановую проверку на основании анонимного обращения

Госжилинспекция вправе оставить анонимное сообщение без внимания.

Если обращение или заявление не позволяет установить обратившееся в госжилинспекцию лицо, то этот документ не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако должностное лицо органа ГЖН обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица, если:

  • изложенная в обращении или заявлении информация может быть основанием для проведения внеплановой проверки;
  • должностное лицо имеет обоснованные сомнения в авторстве обращения или заявления.

Это предусматривает часть 3 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Когда госжилинспекции обращаются в суд

Госжилинспекции вправе обратиться в суд с заявлениями (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ):

  • признать недействительным решение, которое общее собрание собственников помещений в МКД либо общее собрание членов ТСЖ, ЖК, ЖСК приняло с нарушением требований Жилищного кодекса РФ;
  • ликвидировать ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они вовремя не исполнили предписание устранить несоответствия устава законодательству;
  • признать недействительными договор управления МКД, договор оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД либо договор оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД. Основание – вовремя не исполнили предписание об устранении нарушений требований Жилищного кодекса РФ, которые касаются соответствующего договора;
  • защитить права и законные интересы собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению;
  • защитить права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если нарушены обязательные требования;
  • признать договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, если вовремя не исполнили предписание об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям Жилищного кодекса РФ.

Также если обращение или заявление гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя содержало заведомо ложные сведения, то орган ГЖН вправе обратиться в суд с иском о взыскании расходов, связанных с рассмотрением такого обращения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector