Основания к отмене в порядке надзора судебных актов
В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность либо существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебные постановления признаются необоснованными, если: судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания
факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.
Судебное постановление, вынесенное с нарушением требования обоснованности, не может быть оставлено в силе. Такое постановление подлежит отмене.
Другим основанием к отмене в порядке надзора судебных постановлений (наряду с их необоснованностью) являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебное постановление признается незаконным в связи с существенным нарушением норм материального права в случаях:
применения судом норм материального права, которые не подлежат применению;
неправильного применения судом норм материального права, которые подлежат применению;
неправильного истолкования судом нормативного акта. Существенными нарушениями норм процессуального права являются такие нарушения, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Дать исчерпывающий перечень случаев существенного нарушения норм процессуального права невозможно. Некоторые из них прямо предусмотрены законом (ст. 404 ГПК). Например, существенными являются такие нарушения норм процессуального права, как нарушение правил о языке судопроизводства, нарушение правил о тайне совещательной комнаты, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания, и т.д.
Является то или иное нарушение норм процессуального права существенным, определяется судом надзорной инстанции в каждом конкретном случае.
Не всякое нарушение судом норм процессуального права влечет за собой отмену судебного постановления в порядке надзора. Не может быть отменено правильное, по существу, судебное постановление по одним лишь формальным соображениям.
Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе:
оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора — без удовлетворения;
отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;
отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;
изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
Предусмотренные законом полномочия суда надзорной инстанции носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию. Например, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе, отменив решение, приостановить производство по делу.
Полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями кассационного суда, хотя и имеются отличия. В частности, суд надзорной инстанции (в отличие от кассационного суда) может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений. Вместе с тем кассационный суд вправе изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств. Такими полномочиями суд надзорной инстанции не обладает.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления в полном объеме, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.
Суд надзорной инстанции оставляет судебное постановление без изменения, а протест без удовлетворения, если приходит к выводу о том, что опротестованный судебный акт является законным и обоснованным, т. е. постановлен с соблюдением норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены полно и правильно.
Согласно п. 2 ст. 447 ГПК, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции.
На новое кассационное рассмотрение дело направляется, если суд второй инстанции допустил существенные нарушения норм процессуального права, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность обжалованного (опротестованного) судебного акта (например, в случае неизвещения заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде).
При наличии оснований, предусмотренных ст. 164 – 165 ГПК, суд надзорной инстанции вправе отменить судебное постановление полностью или в части и, соответственно, прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения. Поступить таким образом суд может, если обстоятельства, влекущие прекращение производства по делу либо оставление заявления без рассмотрения, не требуют проверки в суде первой инстанции.
Суду надзорной инстанции (в отличие от кассационного суда) предоставлено право оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений, отменив по данному делу все другие судебные акты. При этом в силе может быть оставлено только судебное постановление, которое не противоречит закону и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 5 ст. 447 ГПК суд надзорной инстанции имеет право изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Допускается это только в тех случаях, когда нет необходимости собирать или дополнительно проверять доказательства, обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.
Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе изменить судебное постановление и вынести новое решение на основании дополнительных материалов, которые не являлись предметом исследования судов первой и кассационной инстанций.
В тех случаях, когда суд надзорной инстанции своим определением или постановлением окончательно разрешает спор либо прекращает производство по делу или оставляет заявление без рассмотрения, он обязан в порядке ст. 474 ГПК разрешить вопрос о повороте исполнения судебного постановления либо передать его на разрешение суда первой инстанции.
Указания суда надзорной инстанции, изложенные в определении или постановлении (например, об истребовании письменных доказательств, о назначении повторной экспертизы, о привлечении к делу соответчиков, третьих лиц и т. д.), обязательны для нижестоящего суда. Невыполнение им такого рода указаний может повлечь за собой повторную отмену судебного решения.
Вместе стсм суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.
Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационным судом при новом рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, изложенным в п.22 постановления от 26 июня 2003 г. №7, судебное постановление не подлежит пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства, перечисленные в ст.452 ГПК. В этом случае дело судом подлежит пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
Если при рассмотрении дела в порядке надзора суд обнаружит нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки в деятельности юридических лиц, он вправе вынести частное определение (ст. 451 ГПК).
Судом надзорной инстанции может быть вынесено частное определение и в отношении судов, постановления которых пересматривались в порядке надзора. Такими определениями обращается внимание судов на допущенные ими нарушения закона при рассмотрении гражданских дел.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления, но не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 391.12 ГПК, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, Президиум ВС РФ вправе:
- 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
- 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на повое рассмотрение в соответствующий суд (Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей);
- 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
- 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
- 6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.
Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
По результатам рассмотрения дела Президиум ВС РФ выносит постановление, которое подписывается председательствующим в заседании Президиума.
В постановлении должны быть указаны:
- 1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
- 2) дата и место принятия постановления;
- 3) дело, по которому принято постановление;
- 4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
- 6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
- 7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
- 8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Полномочия суда надзорной инстанции? Кто ими обладает, один или несколько судов? И каковы особенности реализации полномочий?
Законодательство
Полномочия суда надзорной инстанции урегулированы ГПК. Никакой иной не затрагивает описываемую область судопроизводства.
Профильные кодексы также упоминают стадию надзора (КАС УПК, КоАП и АПК). Особенность данной стадии заключается в том, что по ней нет руководящих разъяснений, т. к. дела рассматриваются исключительно ВС РФ. Естественно, что писать постановление исключительно под себя никто не станет. И к тому же суду остается широкий простор для деятельности.
Еще одна особенность надзорного производства — отсутствие некоторых правил, в частности, реализация некоторых полномочий суда не ограничена временными рамками. Суды первой и апелляционной и кассационной инстанций такой льготы не имеют.
Кто исполняет функции надзора
Стадия надзора имеет колоссальное значение. Ведь в рамках страны – это последняя инстанция, в которой может быть пересмотрено дело. Больше отправлять жалобы на национальном уровне некуда. Рассмотрение жалоб в международных судах и организациях имеет свою специфику.
Согласно процессуальному кодексу, полномочия надзорной инстанции имеет не суд, а специальная группа судей. Президиум ВС РФ, как она именуется в законе.
В нее входят Председатель и его заместители. Их принято считать лучшими судьями страны.
В Президиуме представлены все категории специалистов (в гражданских, арбитражных, и уголовных делах и делах с участием военных).
Инициация производства
Полномочия суда надзорной инстанции не существуют сами по себе. Единственный способ добиться открытия производства – направить жалобу в Президиум суда.
На это имеет право или участник процесса или прокурор. Кроме них, право еще предоставляется гражданину или организации, чьи интересы затрагиваются результатами разбирательства. Сюда включаются и органы власти. Не имеет значения, принимали они ранее участие в рассмотрении дела на всех этапах.
От имени органов прокуратуры действует Генеральная Прокуратура. Без ее участия или разрешения сотрудники ведомства жалобу в надзор не направляют.
Например, если один из соответчиков не принимал участия ни в разбирательствах, ни в апелляции, ни в кассации, и его не устраивает окончательное решение, то он не лишен возможности подать надзорную жалобу.
Что включается в права и обязанности
В перечень полномочий суда надзорной инстанции включаются действия по принятию, рассмотрению жалоб и вынесения по ним окончательного решения.
В то же время имеются некоторые ограничения. О них рассказано ниже. В основном они касаются доводов жалоб. Не все считаются приемлемыми.
Принятие к производству
Полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе ограничены перечнем дел, которым он ограничен:
- прошедшие стадию кассации в судах субъектов;
- прошедшие стадию кассации в ВС РФ;
- прошедшие апелляционную стадию в ВС РФ;
- рассмотренные ВС ВФ по первой, и затем апелляционной инстанциях.
Если дела не прошли апелляционную и кассационную стадии, т. е. не отправлялись соответствующие заявления, и в них не было хотя бы отказано, надзорную жалобу отправлять не имеет смысла.
Судья, не обнаружив отказных определений или решений, оставляет жалобу без движения. Обязанность предоставить их копии возлагается на автора жалобы.
Оценка формы заявлений
В компетенцию судей входит оценка жалоб. Она проводится по форме и по существу. Полномочия суда надзорной инстанции в арбитражном процессе в части оценки жалоб аналогичные. Положения о порядке рассмотрения жалоб в рамках надзорного производства идентичные.
Формальные требования выполнить не сложно. В них включены:
- наименование суда;
- перечисление участников процесса, их реквизиты;
- изложение обстоятельств дела;
- основания по мнению автора жалобы для отмены предыдущих решений или одного из них;
- просьба к суду (отменить или изменить одно из ранее принятых решений или их всех);
- перечень приложенных документов;
- квитанция об оплате госпошлины;
- подпись и дата.
Проверяется число копий документов, поданных с жалобой согласно числу потенциальных участников.
Как правило, эти требования выполняются почти всеми заявителями. Если они нарушены, документы в арбитражном процессе возвращают. В гражданском судопроизводстве вначале заявление оставляют без движения, и, если недостатки не исправлены, возвращают.
Закон не запрещает вновь обращаться в суд. Лишь бы уложиться в сроки.
На направление надзорной жалобы дается 3 месяца. период времени отсчитывается со следующего дня, после того как вынесено последнее решение.
Оценка требований по существу
Чем отличаются полномочия судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанции в гражданском процессе? Если кратко, разница следующая:
- апелляция оценивает правильность установления фактов, применения норм материального права и исполнение процессуальных правил;
- кассация оценивает правильность применения материального права, выполнения правил; оценка правильности установления фактов сюда не входит в ее компетенцию;
- надзорная инстанция, по сути, схожа с кассационной инстанцией.
Тем не менее основания для отмены решения сформулированы иначе.
Надзор старается также уйти от вопросов факта. Исключение – выявление нарушения норм материального и процессуального права, которые не могли не привести к неправильной оценке фактов.
Первоначальное рассмотрение жалобы
Полномочия суда надзорной инстанции имеет судья, которому передается заявление с приложенными документами. Он проверяет выполнение формальных требований и решает, насколько существенны ее доводы и аргументы.
Заявитель вправе обратиться к Председателю ВС РФ и попросить признать отказ в передаче материала в надзорную инстанцию необоснованным. Бумаги с такой просьбой подаются на сегодняшний день на имя Лебедева В.М. Или он, или один из его заместителей принимают решение об обоснованности действий коллеги по жалобе.
Основания отмены решений судом надзорной инстанции
- Нарушены права и свободы, прямо прописанные в Конституции и международных документах, которые признаются Россией.
- Нарушаются интересы неограниченного числа лиц, публичные интересы.
- Нарушается единство практики применения законодательства.
Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе затрагивают широчайший набор ситуаций.
Как толкуются положения законодательства? Суд проверяет решения нижестоящих судей в свете исполнения и Конституции, и международных договоров. Например, регулярно суд публикует надзорную практику и в своих актах ссылается и на российское законодательство, и на международные акты.
Второй пункт обычно связан с делами, в которых принимает участие прокуратура. Например, спор затрагивает организацию оплаты услуг ЖКХ напрямую поставщику, а не через посредников. На момент 2017 года в ГПК наконец-то прописали право выходить с иском защиты неограниченного числа граждан и самим гражданам и общественным организациям.
Единство практики не выполняется при игнорировании разъяснений Конституционного суда, того же ВС РФ, либо не учитывается практика международных учреждений, в частности, ЕСПЧ.
Наиболее яркие примеры – игнорирование примеров из обзоров практики, издаваемых ВС РФ, вернее его Президиумом.
Результаты рассмотрения
Изучение доводов проводится уже судьями коллегии, выносящей затем уже коллективное решение. На что рассчитывают авторы жалоб либо их оппоненты?
- Ранее принятые акты судов остаются без изменений.
- Отменяются ранее принятые решения, и дело отправляется на новое разбирательство в нижестоящую инстанцию (в какую именно, указывается в постановлении).
- Отмена решений, полностью или частично, прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения по существу (проще говоря, суд возвращает стороны в положение, имевшееся до подачи иска, и процесс не несет никаких последствий для них).
- Оставление в силе одного из ранее принятых решений.
- Отмена всех ранее принятых решений, принятие нового или изменение в части решения, признанного в целом верным.
- Оставление жалобы без рассмотрения, по сути (т. е. по мнению суда заявитель не имел права подавать заявление, т. к. его права не были затронуты либо не были пройдены стадии апелляции и (или) кассации).
Результаты реализации полномочий суда надзорной инстанции – это в основном отмена ранее принятых решений и направление дела на новое разбирательство.
На этапе надзора новое решение принимается при условии отсутствия необходимости устанавливать новые факты, или, говоря языком закона, устраняет лишь неточности в толковании норм закона в конкретном деле.
Арбитражное производство
Имеет арбитражный суд края полномочия суда надзорной инстанции, как и приравненные к нему? Все надзорные жалобы по арбитражным делам, несмотря на разветвленную и многоступенчатую систему учреждений, рассматриваются по той же схеме, что и по гражданским — в ВС РФ, точнее в его Президиуме.
Надзор по уголовным делам
Полномочия суда надзорной инстанции в уголовном процессе аналогичны тем, которыми пользуются судьи по гражданским и арбитражным делам. Жалоба также направляется напрямую в ВС РФ, в Президиуме суда. Открывать по ней производство или нет, решает один из судей.
Заявитель вправе обжаловать его отказ Председателю суда, а тот — согласиться с жалобой и все же направить материалы на рассмотрение в коллегию.
Какие ограничения наложены на судей в ходе рассмотрения?
- Нельзя выявлять новые обстоятельства или считать доказанными те, с наличием которых не согласились ни суд первой, ни суд апелляционной инстанции.
- Нельзя давать доказательствам оценку, которая обязательна для суда, который будет рассматривать дело в будущем.
- В остальном суд вправе давать указания, которые обязательны для исполнения нижестоящим судом.
Какие обстоятельства служат поводом отменить или изменить приговор? Это:
- существенные нарушения норм материального и процессуального права;
- неисполнение осужденным условий соглашения о досудебном сотрудничестве.
Как видно, в сравнении с гражданским или арбитражным производством, основания для пересмотра уголовных дел едины для всех инстанций.
В результате рассмотрения Президиум вправе прибегнуть к одному из нижеперечисленных вариантов:
- отменить все судебные акты по делу и прекратить производство;
- отменить все ранее принятые акты и принять свое решение;
- отменить ранее принятые акты, кроме одного;
- отменить ранее принятые акты и передать дело на новое рассмотрение в одной из инстанции (первой, апелляционной или кассационной);
- внести изменения в один из актов, который затем и остается в силе;
- вернуть дело прокурору.
Последний пункт фактически означает для осужденного оправдание.
Роль надзорной инстанции
На деле, сегодня надзор в реальности подменяет собой кассационную инстанцию, которая не работает должным образом, из-за того, что судьи апелляционных инстанций работают в тех же учреждениях, что и их коллеги из кассации. И это лишь одна из причин.
Подтверждением доводу служит массив дел, которые, фактически, пересматриваются Президиумом Верховного суда, и которые ранее судьи из кассации отказались пересматривать. Так что значение полномочий суда надзорной инстанции в гражданском процессе нельзя переоценить.
Те же слова в полной мере применимы к судьям-криминалистам, пересматривающим уголовные дела.
В системе арбитражного судопроизводства, в сравнении с общими судами, обстановка не такая тяжелая. Значение системы надзора для арбитража заключается еще и в формировании единой практики судов, разрешении наиболее неоднозначных случаев.
Арбитражные судьи намного охотнее прислушиваются к мнению высшей судебной инстанции, чем те, что работают в общих судах.
Источники:
http://studme.org/62129/pravo/polnomochiya_suda_nadzornoy_instantsii
http://businessman.ru/polnomochiya-suda-nadzornoy-instantsii-v-grajdanskom-protsesse.html