Государство в соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантирует и осуществляет государственную защиту прав и свобод человека. Достижение целей, указанных в ст. 1 ТК РФ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей невозможны без надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
В научной литературе нет единого мнения о различии сущности надзорных и контрольных функций[274]. Часто их употребляют вместе, что говорит о их правовом единстве. В ТК РФ законодатель, говоря о функциях государственных надзоров, также их не разделяет. Возможно существование и такой позиции, что контроль будет осуществляться органами в процессе руководства подчиненными учреждениями, организациями. А надзор осуществляется специальными органами в отношении, как правило, неподчиненных организаций.
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на обеспечение реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защиту прав и интересов работников и работодателей.
Система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в области охраны труда, указывается в ст. 353 ТК РФ:
– органы федеральной инспекции труда;
– соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственные надзоры);
– внутриведомственный государственный контроль осуществляют органы исполнительной власти федерации, субъектов местного самоуправления;
Основные усилия в своей деятельности государственные органы должны направлять не на фиксацию уже совершенных нарушений трудового законодательства, а на их предупреждение.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения установленных условий труда.
Трудовое законодательство предоставляет возможность устанавливать условия труда на уровне организации. В ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Но локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, принятые без соблюдения требований трудового законодательства, являются недействительными.
В сфере применения установленных условий труда надзор и контроль направлены на проверку соответствия реализации прав и обязанностей, установленных в трудовом законодательстве для сторон трудового отношения и иных отношений, непосредственно связанных с ним.
В зависимости от целей проведения надзорно‑контрольных мероприятий принято выделять:
– предварительные (надзорно‑контрольные мероприятия направлены на предупреждение трудовых правонарушений);
– текущие (надзорно‑контрольные мероприятия направлены на проверку применения норм трудового законодательства);
– последующие (расследование совершенных трудовых правонарушений и устранение их последствий).
В теории принято разделять основные виды надзора и контроля на:
1) государственный, который, в свою очередь, делится на надзор и контроль: государственной инспекции по труду; государственными надзорами; прокурорский; внутриведомственный; судебный;
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда[275]. Она является специализированным государственным органом в этой сфере. Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Распространяясь в целом на трудовые отношения, этот Закон, в соответствии с ч. 3 ст. 1, не устанавливает порядок проверок по несчастным случаям на производстве. Федеральная инспекция труда наделена полномочиями проводить обследования и проверки как плановые (в целях предотвращения нарушений законодательства о труде), так и внеплановые (в связи с обращениями и жалобами граждан).
Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:
– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 356 ТК РФ органам федеральной инспекции труда предоставляются полномочия:
– осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[276];
– анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
– осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
– направлять в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
– осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, деятельности имеют право:
– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно‑правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя, и составлять соответствующий акт;
– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и т. д.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти – государственные надзоры.
Так, государственный надзор в сфере промышленной безопасности за соблюдением нормативных требований охраны труда осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору[278].
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, которому переданы функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (ст. 367 ТК РФ).
Государственный санитарно‑эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно‑гигиенических и санитарно‑противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору, которому переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно‑эпидемиологического благополучия населения (ст. 368 ТК РФ).
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Суды РФ при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно‑правовых актов, а также решают вопросы о законности локальных актов работодателя при рассмотрении индивидуально‑трудовых споров.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется, прежде всего, профсоюзными организациями.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
– осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
– защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
– предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т. д.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Контрольные вопросы
1. Что такое самозащита прав работника?
2. Расскажите о системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
3. Какие полномочия предоставлены общественному контролю за соблюдением законодательства о труде?
4. Какая установлена ответственность работодателя и работника за нарушение законодательства о труде?
Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА
§ 1. Понятие индивидуального трудового спора.
§ 2. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.
§ 3. Рассмотрение индивидуального трудового спора в суде.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Комментарий к статье 353
1. Данная статья устанавливает перечень органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
От лица государства деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят как органы надзора и контроля общей компетенции, надзирающие или контролирующие соблюдение не только трудового, но и иного законодательства (органы прокурорского надзора, внутриведомственного государственного контроля), так и специализированные органы, создаваемые для проведения надзора и контроля исключительно за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В сфере исполнительной власти федеральным органом, осуществляющим функции по надзору и контролю в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по труду и занятости (подп. «а» п. 4 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
2. Специализированным органом, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми без исключения работодателями является федеральная инспекция труда. О деятельности федеральной инспекции труда см. ст. ст. 354 — 365 ТК и комментарий к ним.
3. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, надзирают за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности. К этим органам относятся Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (см. ст. ст. 366, 367, 369 ТК и комментарий к ним); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (см. ст. 368 ТК и комментарий к ней).
4. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанным органам подконтрольны организации, находящиеся в их ведении. Организация со стороны указанных органов контроля за соблюдением трудового законодательства является частью их управленческой деятельности и не предполагает формирования специализированных служб, осуществляющих исключительно функции контроля в сфере труда. Структурные подразделения и лица, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль, порядок организации контрольной деятельности, определяются соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления. Порядок и условия осуществления внутриведомственного государственного контроля определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.
5. Государственный прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением указанными лицами прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона).
При осуществлении надзорной деятельности прокурор вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ответственности (дисциплинарной, материальной).
В случае установления факта нарушения трудовых прав человека (работника) прокурор или его заместитель приносят протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт либо вносят в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение, представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, об устранении нарушений закона.
Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт либо акт, нарушающий права человека и гражданина, подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
По представлению прокурора в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах прокурору должно быть сообщено в письменной форме.
6. Контроль за соблюдением законодательства о труде также осуществляется в рамках проведения государственной экспертизы условий труда (см. об этом ст. 216.1 ТК и комментарий к ней).
Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция труда. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках).
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации ( ст. 353 ТК РФ ).
Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и занятости и её территориальным органам.
Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти — главный государственный инспектор труда РФ , назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством России.
Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие основные полномочия:
— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
— направляет в установленном порядке соответствующую информацию в органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве;
— принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
— осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В своей деятельности должностные лица федеральной инспекции труда не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей).
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда. В целях выполнения своих функций они имеют весьма широкие права, установленные ст. 357 ТК РФ.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание , подлежащее обязательному исполнению (данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем).
В соответствии со ст. 359 ТК РФ при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ ( ст. 360 ТК РФ ).
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя , если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и проч. подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
— доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
— проведение проверок в назначенное время ;
— ограничение на проведение проверок во время манёвров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности , главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд ( ст. 361 ТК РФ ). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность (дисциплинарную, материальную, уголовную), установленную федеральными законами ( ст. 364 ТК РФ ).
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
В соответствии с ч. 1 ст. 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности . Он вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подземных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности и при использовании атомной энергии. Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологичёского благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы. Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.
Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.
Длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профессиональные союзы, а также состоящая в их ведении техническая инспекция труда. В профсоюзах и сегодня есть техническая и правовая инспекции, однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментами только общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда.
Как установлено ТК РФ ( ст. 419 и 362 ), все лица (в том числе руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица), виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих норм трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником, влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.
Административная ответственность работодателей и их представителей за нарушение трудового законодательства регламентируется ст. 5.27 КоАП РФ.
КоАП РФ (ст. 5.28-5.34 ) также установлена административная ответственность за правонарушения в области социально-партнёрских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.
Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена ст. 143, 145, 145.1 УК РФ.
В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается её ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности её структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники:
http://hr-portal.ru/article/statya-tkrf-353-organy-gosudarstvennogo-nadzora-i-kontrolya-za-soblyudeniem-trudovogo
http://studopedia.ru/2_58345_gosudarstvenniy-nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-trudovogo-zakonodatelstva.html