Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети, подростки. Экономические потери от ДТП ежегодно составляют в стране более 200 млрд. рублей.
Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог. Ежегодно в России за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) к административной ответственности привлекаются около 50 млн. человек в год. По оценкам специалистов реальная цифра выше в десятки раз.
В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция МВД РФ)*.
Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД РФ, территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, иные подразделения.
На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:
1) контроль за соблюдением ПДД, а также других нормативных правовых актов (НПА) в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД);
2) принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;
3) регистрация и учёт автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;
4) организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
5) регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
6) организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;
7) Осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
8) осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;
9) проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
10) осуществление государственного учёта показателей состояния безопасности дорожного движения;
11) осуществление сопровождения транспортных средств;
12) выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.
Для выполнения возложенных на неё обязанностей ГИБДД имеет право:
1) запрашивать и получать от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими НПА в области обеспечения БДД, а также объяснения по фактам их нарушения;
2) давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений НПА в области обеспечения БДД, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;
3) предписывать или разрешать установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
4) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях;
5) запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных работ, осуществляемых с нарушением требований НПА в области обеспечения БДД;
6) запрещать при несоблюдении требований НПА в области обеспечения БДД перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
7) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определённых неисправностей, а также не прошедших государственный технический осмотр;
8) останавливать транспортны е средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
9) отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами;
10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;
11) осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
12) осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с последующим помещением их в специально отведённые места и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД (ДПС ГИБДД), составляющей три четверти всего ее личного состава. Эта служба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожного движения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Деятельность ДПС по надзору за дорожным движением, как уже отмечалось, весьма подробно регламентируется Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297.
Дорожно-патрульная служба ГИБДД в рамках надзора за дорожным движением осуществляет важные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, как розыск угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Силы дорожно-патрульной службы ГИБДД сведены в строевые подразделения: специализированные полки, отдельные батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, роты, взводы, группы ДПС ГИБДД ГРОВД. Необходимая численность инспекторов ДПС ГИБДД определяется в городах из расчета один инспектор на 265 транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД.
К важнейшим способам несения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением, контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств, поведением участников дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах, регулирование дорожного движения.
Наблюдение как один из основных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностными лицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортных средств и т. п. По итогам наблюдения применяются иные способы обеспечения безопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковой связи, радаров, оптических приборов, телемониторов, иной специальной техники), а также визуально.
Под контролем поведения участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и дорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативное реагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведение водителей, пешеходов, иных участников движения.
В зависимости от состояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется;
— открытый контроль, осуществляемый должностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением на автомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;
— скрытый контроль, проводимый, как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром, радиостанцией и т. п.;
— смешанный контроль, применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одежде одновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную, а другие — специальную окраску.
Предупреждение правонарушений участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенном маршруте, участке интенсивного движения транспортных средств, в местах проведения массовых мероприятий. Предупреждение может проводиться как с помощью дорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и с помощью устного обращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь, В последнее время в отдельных регионах с целью профилактики ДТП подразделения дорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальной окраской, которые устанавливают, а затем перемещают через определенное время на другие участки дороги.
Пресечение противоправных действий заключается в применении инспектором ДПС мер административного принуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Сущность регулирования (организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать, обязать или запретить участникам дорожного движения производить те или иные действия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения. Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий (жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжей части, соответствующего устройства улиц и дорог. Функции заказчика на разработку, изготовление и установку технических средств организации дорожного движения выполняют подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции ГИБДД.
Единый порядок дорожного движения на всей территории страны устанавливается Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.
На дорогах Российской Федерации законом установлено правостороннее движение транспортных средств.
Изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел. Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.[5]
Основные формы надзора за дорожным движением составляют пешее патрулирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах, несение службы на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постах ДПС, использование автоматических устройств контроля дорожного движения и фиксирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу, воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.
Пешее патрулирование широко применяется в городах и других населенных пунктах для контроля за интенсивным дорожным движением, особенно результативно на небольших и опасных в аварийном отношении участках дорог.
Автомобильный патруль — одна из эффективных форм несения дорожно-патрульной службы. Благодаря специальной окраске, проблесковым маячкам и звукоусилительным установкам автопатруль легко опознается в транспортном потоке, что позволяет ему осуществлять контроль на большом по протяженности участке дороги с высокой скоростью передвижения. Кроме того, он может оперативно оказывать помощь пешим нарядам,
в необходимых случаях преследовать правонарушителей, пресекать противоправные действия водителей и пешеходов, сопровождать автомобильные колонны и т. д.
Патрулирование на мотоциклах по сравнению с автопатрулированием используется гораздо реже и применяется в основном в сельской местности, так как уступает последним по эффективности работы в связи с необходимостью применения специальной экипировки, трудностью эксплуатации, низкими динамическими качествами и т. п.
Дорожно-патрульная служба на вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, в крупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканскою значения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Это позволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этом одновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специального назначения л автомобильных кололи, передвижению оперативно-следственных групп и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЛТП, розыску угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовых мероприятии и др.
Под стационарным постом понимается любое капитальное или временное сооружение, предназначенное для несения дорожно-патрульной службы на определенном участке дороги или улицы.
Согласно наставлению и другим действующим нормативным правовым актам именно в этих пунктах проводятся различные проверки транспортных средств и документов, которые водители обязаны иметь при себе в соответствии с Правилами дорожного движения.
Наставление разрешает сотрудникам ДПС предлагать водителю выйти из транспортного средства лишь для устранения технической неисправности; сверки номеров агрегатов с записями в документах; проведения досмотра транспортного средства; участия водителя в оформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения, проверки возникшего подозрения в том, что водитель находится в состоянии опьянения либо он или пассажиры причастны к совершению преступления.
Наставление, кроме того, обязывает сотрудников ДПС ГИБДД задерживать транспортные средства, в которых находятся лица, совершившие преступления; лица, скрывшиеся с места дорожно-транспортного происшествия, водители которых подвергают опасности жизнь окружающих или невыполняют требования сотрудников милиции об остановке.
На базе стационарных постов могут создаваться контрольные пункты милиции и другие их разновидности (контрольно-пропускные пункты, специальные посты ДПС).[6]
Большую помощь в розыске почищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленных правил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля (АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количество транспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов или населенных пунктов.
2.2 Контроль за безопасным содержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений
В этой связи на нее возлагается решение основной задачи — осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.
В рамках своей компетенции подразделения дорожной инспекции выдают заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге, согласовывают проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, а также участвуют в реализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения, осуществляют согласование разрешений на распространение наружной рекламы и размещение иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосе отвода и придорожной зоне дорог.
Дорожная инспекция наделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на нее задач. В частности, она имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения; докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения предписаний составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Кроме того, дорожная инспекция уполномочена участвовать в проведении: мероприятий по временному ограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; движения общественного транспорта по установленным маршрутам при несоблюдении необходимых требований нормативных правовых актов и технических норм, ремонтно-строительных и других работ; работы по изменению организации дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, железнодорожных переездах при проведении массовых мероприятий либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; запрещения или приостановки проведения на дорогах и улицах, осуществляемых с нарушением требований технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Служба организации дорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, а также научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД.
Главной задачей службы автомобильного и дорожного надзора является контроль за процессом проектирования, строительства, ремонта, а также эксплуатации дорог, улиц и прочих дорожных сооружений, которые могут оказать воздействие на безопасность дорожного движения.
Эффективность и безопасность функционирования автомобильного и дорожного надзора гарантируется Конституцией и законами, а также другими нормативно-правовыми актами Российской федерации, согласно которым определяются основы государственного управления автомобильным транспортом и дорожным хозяйством, направление их будущего развития и способ реализации государственной политики в области пассажирских и грузовых перевозок.
Основной обязанностью службы автомобильного и дорожного контроля является обеспечение государственного надзора за процессом соблюдения стандартов, правил и технических норм в организации дорожного движения.
А также осуществление анализа аварийных происшествий, определение условий дорожного движения, выполнение подготовки предложений и разработки мероприятий по устранению аварийно-опасных мест и улучшению организации дорожного движения.
-
12 декабря 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
-
06 мая 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Несмотря на усиление защиты цифровых тахографов, многих мучает вопрос — как подмотать тахограф Меркурий ТА 001? Без предварительного сговора со.
-
06 мая 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Зачем и когда нужна калибровка тахографа Меркурий, установленного на транспортное средство? Кто имеет право проводить проверку цифрового контрольного.
-
06 мая 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
-
06 мая 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Нет особых сложностей в том, как пользоваться тахографом Меркурий водителю транспортного средства, следует лишь строго выполнять все предписания.
-
06 мая 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Тахограф Меркурий ТА 001 российского производства соответствует всем требованиям, предъявляемым государственными органами к контрольным устройствам.
-
14 января 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Требуемое законом оборудование грузового транспорта тахографами ставит руководителей предприятий, осуществляющих автомобильные грузоперевозки, перед.
-
14 января 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Порядок введения в использования тахографов в транспортных средствах, предназначенных для коммерческих перевозок, разрабатывался поэтапно, посему и.
-
14 января 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Ремонт цифрового тахографа должен выполняться лишь в специальной мастерской, прошедшей сложную процедуру лицензирования, имеющую в своем штате.
-
14 января 2015 Автомобильный и дорожный надзорПубликации
Личная карточка водителя для тахографа необходима всем шоферам, осуществляющим коммерческие пассажиро- или грузоперевозки, а работа без нее – считается.
Источники:
http://megalektsii.ru/s65578t11.html
http://gosnadzor.net/legalaid/avtomobilnyy-i-dorojnyy-nadzor