Понятие и содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Понятие государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
— контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
— санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
— меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
— контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
— проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
— разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
— статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.
С категорией государственного санитарно-эпидемиологического надзора тесно связано государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, основной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований , обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:
— гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
— оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
— максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в России государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, являющейся единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы и их должностные лица, перечисленные в ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.
Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
2. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте;
Порядок осуществления территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 октября 2006 г. N 332
учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты обороны и иного специального назначения);
государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
3. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации
6. Деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. (ст.42 Конституции РФ).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населенияобеспечивается посредством:
· Разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ в данной области
· Выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарных правил
· Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования
· Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
· Сертификации продукции и лицензирования видов деятельности
· Проведения социально-гигиенического мониторинга и др.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ является:
1. Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ,
2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания,
3. гигиеническое воспитание и обучение граждан.
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор –осуществляется ( Положение «Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ» Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569 во изменение ст.46 ФЗ от 30.03.1999 г.):
1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),
2. территориальными органами, создаваемыми в субъектах РФ,
3. в муниципальных образованиях, на транспорте,
4. ведомственными учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля в Вооруженных Силах РФ, МВД, ФСБ, Федеративной службе по контролю за оборотом наркотиков, Федеральном медико-биологическом агенстве и др.
Возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главный государственный санитарный врач РФ, координирует деятельность всех учреждений и санэпидслужбы независимо от ведомственной принадлежности (Онищенко Г.Г.). Руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главные государственные санитарные врачи по субъектам РФ.
Должностные лица обладают полномочиями, установленными ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 50, 51, 52 и несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиолгическому благополучию населения.
Организация службы Роспотребнадзора представлена тремя уровнями:
Федеральный уровень(3)(имеют специализированную лабораторную базу: санитарно-гигиенические лаборатории по контролю за качеством воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, за санитарно-гигиеническими показателями жилых, административных, детских дошкольных учреждений и школ, безопасности условий жизни и работы, в т.ч. промышленных предприятий, транспорта, предприятий связи и сельского хозяйства. Деятельность организуется как по объектовому (лечебно-профилактические учреждения, промышленные предприятия и т.д.), так и по факторному (радиация, химические вещества, микробиология, вирусология) принципу. Особое место занимает информационно-аналитическая деятельность в условиях санитарно-гигиенического мониторинга. Одновременно осуществляется учетно-отчетная работа по анализу эпидемиологической обстановки, эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (учет инфекционных и паразитарных заболеваний, пищевых отравлений, профессиональных заболеваний и отравлений и др.).
Уровень субъектов федерации (2): в республиках, краях, областях и т.д.
Местный уровень работы (1): города, районы и др.
2. Организационно – методический отдел
3. Отдел санитарного надзора с разделением функций по направлениям:
а)отделение коммунальной гигиены,
б)отделение гигиены труда,
в)отделение гигиены питания,
г)отделение гигиены детей и подростков,
д) подразделения по предупредительному санитарному надзору (отделения по санитарному надзору за планировкой и застройкой населенных мест)
4. Эпидемиологический отдел:
а)противоэпидемическое отделение, в т.ч. по особо опасным инфек-циям
б) паразитологическое отделение,
в) отделение учета и регистрации инфекционных больных
5. Информационно-аналитический отдел
6. Отдел гигиенического воспитания и образования населения
7. Санитарно-гигиеническая лаборатория (с отделами физико-химических исследований, труда, питания, почвы и атмосферы)
8. Микробиологическая лаборатория ( с отделами вирусологии, ООИ, бактериологии, паразитологии, СПИД/ВИЧ и др.)
В связи с изменением функций госсанэпидслужбы и приданием ей обязанностей торговой инспекции, общества защиты прав потребителей широкое распространение получили подразделения по правовому обеспечению взаимоотношений населения и учреждений Роспотребнадзора в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Многопрофильные санитарно-гигиенические учреждения оснащаются современными техническими средствами контроля за средой обитания, передвижения (подвижные лаборатории, автотранспорт), видеотерминалами и т.д., что сопровождается расширением инженерно-технических контрольных и ремонтных служб.
Изменение порядка финансирования учреждений санитарно-эпидемиологического профиля за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, средств граждан и юридических лиц и других источников потребовало организацию подразделений коммерческой деятельности: Дезинфекционный отдел (хозрасчетное отделение профилактической дезинфекции, дезинсекции и деротизации)
1. Государственный характер системы санитарных и противоэпидемических мероприятий.
2. Научно-плановая основа проводимых мероприятий.
3. Единство санитарных и противоэпидемических мероприятий.
4. Единство предупредительного и текущего санитарного надзора.
5. Единство мероприятий в городе и сельской местности.).
6. Участие всех медицинских учреждений и организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.
7. Участие населения в массовых санитарно-эпидемиологических мероприятиях (целесообразно и обосновано в различных аварийных ситуациях, возникновении массовых инфекционных заболеваний — выявление заболевших, оказание доврачебной помощи при большом числе пострадавших, проведение работы по санитарному просвещению во избежание паники среди населения), гигиеническое обучение населения.
Основные нормативные документы :
1. Конституция РФ
2. Федеральный Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г.
3. «Санитарные правила и нормы»
4. «Строительные нормы и правила», обязательные для исполнения всеми службами, независимо от форм собственности
5. Методические указания, приказы вышестоящих организаций, в т. ч. Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Профилактика остается комплексом государственных народно-хозяйственных мероприятий (экономических, строительных, планировочных, инженерно-технических, медицинских и др.)
Проводимые мероприятия имеют научную основу. Особое внимание уделяется деятельности по нормированию факторов среды обитания, что является основой работы отраслевых научно-исследовательских институтов, территориальных учреждений Роспотребнадзора, Центров гигиены и эпидемиологии.
Существует тесная связь санитарно-гигиенических и противо-эпидемических мероприятий. Невозможно только медицинскими мероприятиями (иммунизация, витаминизация и др.) снизить заболеваемость кишечными инфекциями, сыпным тифом, туберкулезом и др., имеющими социальные причины возникновения (водоснабжение, санитарная очистка населенных мест, банно-прачечное обеспечение, организация питания, проживания, природоохранных мероприятий и т.д.).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники:
http://base.garant.ru/5426990/363aa18e6c32ff15fa5ec3b09cbefbf6/
http://studopedia.su/13_128801_printsipi-organizatsii-sluzhbi-gsen.html