Как осуществляют метрологический надзор за рубежом

Государственный метрологический надзор — деятельность, осуществляемая уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации по надзору за выпуском, состоянием и применением средств измерений, применением методик выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, за количеством товаров при продаже, а также за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке, продаже и импорте.

Государственный метрологический надзор осуществляется Госстандартом для проверки соблюдения физическими и юридическими лицами требований Закона РК «Об обеспечении единства измерений», других нормативных правовых актов Республики Казахстан, международных договоров и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Объектами государственного метрологического надзора являются:

1) эталоны единиц величин;

2) средства измерений;

3) методики выполнения измерений;

4) деятельность физических и юридических лиц по обеспечению единства измерений.

Государственный метрологический надзор относительно вышеперечисленных объектов, распространяется на измерения, результаты которых используются при:

1) работах по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан;

2) испытаниях и контроле качества продукции и услуг на соответствие обязательным требованиям нормативных документов;

3) контроле состояния окружающей среды;

4) контроле безопасности условий труда;

5) торгово-коммерческих операциях и расчетах между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг и услуг связи;

6) государственных учетных операциях;

7) операциях, связанных с определением содержания драгоценных металлов в изделиях, слитках, полуфабрикатах, припоях и отходах;

8) производстве вооружения, военной и специальной техники, других видов специальной продукции;

9) геодезических и гидрометеорологических работах;

10) налоговых, банковских, таможенных и почтовых операциях;

11) добыче, производстве, переработке, транспортировании, хранении и потреблении всех видов материальных ресурсов;

13) работах, выполняемых по поручению органов государственного управления, суда и правоохранительных органов;

14) регистрации национальных и международных спортивных рекордов;

15) поверке средств измерений.

Закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает следующие виды государственного метрологического надзора:

1) надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений (в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов), применением методик выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

2) надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

3) надзор за количеством фасованных товаров при их расфасовке, продаже и импорте.

Первый вид надзора проводится в соответствии со стандартом СТ РК 2.2-97. «ГСИ РК. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений и соблюдением метрологических правил». Основными задачами надзора являются определение соответствия выпускаемых средств измерений утвержденному типу; состояния и правильности применения средств измерений; наличия и правильности применения аттестованных методик выполнения измерений, а также контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с действующими нормативными документами.

Второй вид надзора проводится в соответствии со стандартом СТ РК 2.14-2000. «ГСИ РК. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершенствовании торговых операций. Введен впервые. Разработан с учетом ПР 50.2.003-94». Имеются в виду операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этого товара определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера применения этого вида государственного метрологического надзора довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.

Нарушением метрологических правил и норм считается не только использование средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответствующих утвержденному типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания, но и отчуждение (продажа) меньшего количества товара, по сравнению с засвидетельствованным для продажи (т.е. обвес и обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет). Стандартная процедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил и норм при торговых операциях — контрольное измерение — осуществляется комиссией, в которую кроме государственных инспекторов могут быть включены представители других контрольно-надзорных органов или общественных организаций.

Примечание — Государственный инспектор по обеспечению единства измерений (государственный инспектор) — должностное лицо уполномоченного государственного органа, осуществляющее функции государственного метрологического контроля и надзора на соответствующей территории.

Примечание — Фасованные товары в упаковках — это упаковочные товары с указанием на упаковке их количества, которое не может быть изменено без вскрытия или деформации (повреждения) упаковок.

Этот вид государственного метрологического надзора нов для Казахстана, в то время как в зарубежных странах он используется широко. Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию.

Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров в упаковках, — несколько более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля качества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение и т.д. Необходимость расчета таких значений при отсутствии элементарных программируемых вычислительных средств может вызвать определенные трудности.

Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в одной упаковке — недовложение, то в другой должно быть «перевложение», а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного потребителя, а потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.

Практика показывает, что несоблюдение этого требования наиболее распространено, так как производителю выгодно настроить технологический процесс расфасовки на нижнюю границу поля допуска, и при этом до введения государственного метрологического надзора никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, может оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением «среднего недовложения» на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукта. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Для успешного внедрения данного вида государственного метрологического надзора необходимо проведение ряда организационно-технических мероприятий:

— разработка более детальных методик по надзору за конкретными группами фасованных товаров в упаковках и методик по надзору за фасованными товарами в упаковках без разрушения упаковок с использованием статистических характеристик тары;

— разработка компактного оборудования для государственных инспекторов, включающего весоизмерительный прибор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требуется введение соответствующих характеристик в нормативные документы на фасованные товары.

Государственный метрологический надзор осуществляется в форме проверок, которые могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком проведения проверок.

Внеплановые проверки проводятся по жалобам государственных органов управления, физических и юридических лиц о нарушениях метрологических правил и норм.

Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний, полученных физическими и юридическими лицами после проведения предыдущей проверки.

Результаты проверки оформляются актом, в котором излагаются результаты проведения проверки. При наличии нарушений метрологических правил и норм на основании акта проверки государственный инспектор составляет предписания установленной формы по устранению выявленных нарушений (приложение В). Предписания вместе с актом передаются руководству проверенного предприятия, а копия — контрольно-надзорным органам и общественным организациям, принимавшим участие в проверке. Руководитель проверенного предприятия по результатам проверки с указаниями предписаний принимает меры по устранению выявленных нарушений.

Контроль, за устранением выявленных нарушений и исполнением предписаний, осуществляется при проведении повторных проверок.

Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:

1) запрашивать и получать от физических и юридических лиц документы и сведения, необходимые для проведения государственного метрологического надзора;

Читайте также:  Кто осуществляет региональный государственный экологический надзор

2) использовать технические средства и получать информацию от специалистов проверяемых объектов.

При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

1) запрещать применение, реализацию, выпуск из производства и ремонта средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку, метрологическую аттестацию, не соответствующих утвержденному типу;

2) гасить поверительные клейма или аннулировать сертификат о поверке средств измерений, если средства измерений неработоспособны, погрешность их показаний превышает допустимые нормы или истек срок действия сертификата о поверке;

3) давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений метрологических норм и правил, изъятии из эксплуатации непригодных к применению средств измерений и стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

4) запрещать реализацию партий фасованного товара при установлении несоответствия величины, указывающей количество содержащегося в упаковке товара, обозначенной на упаковке.

Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство государства и нормативные документы государственной системы обеспечения единства измерений. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством государства.

Метрологический контроль — деятельность, осуществляемая метрологическими службами государственных органов управления, физических и юридических лиц в целях проверки соблюдения метрологических правил и норм.

Объектами метрологического контроля являются:

— эталоны единиц величин, используемые физическим или юридическим лицом для передачи размеров единиц величин;

— средства измерений, используемые физическим или юридическим лицом в своей деятельности;

— методики выполнения измерений применяемые физическим или юридическим лицом;

— персонал, осуществляющий поверку, калибровку, производство, ремонт и юстировку средств измерений;

— другие объекты и виды деятельности, к которым предъявляются метрологические требования.

Проверка при метрологическом контроле осуществляется специалистами метрологических служб государственных органов управления, физических или юридических лиц.

Обязанности, права и ответственность лиц, осуществляющих метрологический контроль, а также порядок оформления результатов метрологического контроля и меры, применяемые при нарушениях, устанавливаются метрологическими службами государственных органов управления, юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой России.

Государственный метрологический контроль включает:

— утверждение типа средств измерений;

— поверку средств измерений, в том числе эталонов;

— лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Государственный метрологический надзор осуществляется:

— за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

— за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

— за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на самые разнообразные сферы и области жизни государства и общества как здравоохранение, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда, торговые операции, государственные учетные операции, обеспечение обороны государства, геодезические и гидрометеорологические работы, банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции, производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации, обязательную сертификацию продукции и услуг, измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации, регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

В основе обеспечения единообразия средств измерений лежит система передачи размера единицы измеряемой величины. Технической формой надзора за единообразием средств измерений является государственная (ведомственная) поверка средств измерений, устанавливающая их метрологическую исправность.

Достоверная передача размера единиц во всех звеньях метрологической цепи от эталонов или от исходного образцового средства измерений к рабочим средствам измерений производится в определенном порядке, приведенном в поверочных схемах. Поверочная схема – это утвержденный в установленном порядке документ, регламентирующий средства, методы и точность передачи размера единицы физической величины от государственного эталона или исходного образцового средства измерений рабочим средствам.

Различают государственные, ведомственные и локальные поверочные схемы органов государственной или ведомственных метрологических служб.

Государственная поверочная схема распространяется на все средства измерений данной физической величины, применяемые в стране, например, на средства измерений электрического напряжения в определенном диапазоне частот. Устанавливая многоступенчатый порядок передачи размера единицы физической величины от государственного эталона, требования к средствам и методам поверки, государственная поверочная схема представляет собой как бы структуру метрологического обеспечения определенного вида измерений в стране. Эти схемы разрабатываются главными центрами эталонов.

Ведомственная поверочная схема разрабатывается органом ведомственной метрологической службы, согласовывается с главным центром эталонов – разработчиком государственной поверочной схемы средств измерений данной физической величины и распространяется только на средства измерений, подлежащие внутриведомственной поверке.

Локальные поверочные схемы распространяются на рабочие средства измерений, подлежащие поверке в данном метрологическом подразделении на предприятии, имеющем право поверки средств измерений, и оформляются в виде стандарта предприятия. Ведомственные и локальные поверочные схемы не должны противоречить государственным и должны учитывать их требования применительно к специфике конкретного министерства или предприятия.

Одной из главных форм государственного метрологического надзора и ведомственного контроля, направленных на обеспечение единства измерений в стране, как указывалось ранее, является поверка средств измерений. Поверке подвергаются средства измерений, выпускаемые из производства и ремонта, получаемые из-за рубежа, а также находящиеся в эксплуатации и хранении.

В отдельных случаях при поверке вместо определения значений погрешностей проверяют, находится ли погрешность в допустимых пределах. Таким образом, поверку средств измерений проводят для установления их пригодности к применению. Пригодным к применению в течение определенного межповерочного интервала времени признают те средства измерений, поверка которых подтверждает их соответствие метрологическим и техническим требованиям к данному средству измерений. Средства измерений подвергают первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичной поверке подвергаются средства измерений при выпуске из производства или ремонта, а также средства измерений, поступающие по импорту.

Периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении через определенные межповерочные интервалы, установленные с расчетом обеспечения пригодности к применению средств измерений на период между поверками.

Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного надзора и ведомственного метрологического контроля за состоянием и применением средств измерений.

Экспертную поверку выполняют при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

С целью принятия решения о пригодности к применению того или иного средства измерения в качестве образцового проводится метрологическая аттестация – комплекс мероприятий по исследованию метрологических характеристик и свойств средства измерения. Обычно для метрологической аттестации составляют специальную программу работ, основными этапами которых являются: экспериментальное определение метрологических характеристик; анализ причин отказов; установление межповерочного интервала и др. Метрологическую аттестацию средств измерений, применяемых в качестве образцовых, производят перед вводом в эксплуатацию, после ремонта и при необходимости изменения разряда образцового средства измерений. Результаты метрологической аттестации оформляют соответствующими документами (протоколами, свидетельствами, извещениями о непригодности средства измерений).

Особенности применяемых видов средств измерений определяют методы их поверки. В практике поверочных лабораторий известны разнообразные методы поверки средств измерений, которые для унификации сводятся к следующим:

  • непосредственное сличение при помощи компаратора (т.е. при помощи средства сравнения);
  • метод прямых измерений;
  • метод косвенных измерений;
  • метод независимой поверки (т.е. поверки средств измерений относительных величин, не требующий передачи размеров единиц).

Средства измерений, состоящие из нескольких частей (элементов), можно поверять поэлементно или комплектно. При поэлементной поверке погрешности средства измерений определяют по погрешности составных частей. Этот вид поверки является расчетно-экспериментальным и, как правило, применяется для сложных приборов, для которых отсутствуют образцовые средства измерений, позволяющие определять погрешность во всем диапазоне измерений. Например, поэлементная поверка практикуется для различных измерительных магазинов, измерительных линий, информационных измерительных систем и т. д.

Читайте также:  Надзорные что проверят в доу

При комплектной поверке определяют погрешности средства измерений в целом для всего измерительного прибора или измерительной системы. Этот вид поверки является более информативным и достоверным. Его целесообразно применять для средств измерений, в которых влияние взаимодействия составных компонентов на метрологические характеристики трудно оценить заранее.

Совершенство системы метрологического надзора за единством средств измерений определяется качеством поверки. Одной из важнейших характеристик качества поверки является достоверность. Эта характеристика процесса измерительного контроля отражает степень доверия к полученным после поверки результатам. На ее формирование влияет большое количество факторов. Наиболее существенными из них являются точность измерительного контроля, полнота контроля поверяемых параметров, временные
показатели поверки, надежность поверяемых и образцовых средств измерений, методика операций поверки, способы регистрации и обработки измерительной информации, наличие системы самоконтроля.

Для решения задачи обеспечения достоверности поверки созданы комплексы правил, регламентирующих порядок подготовки, выполнения и обработки результатов измерений, а также эталонная база и комплекс образцовых средств измерений.

Обязательной государственной поверке подлежат:

  • средства измерений, применяемые органами государственной метрологической службы;
  • образцовые средства измерений, применяемые в качестве исходных в метрологических органах министерств и ведомств;
  • средства измерений, применяемые при учете материальных ценностей, взаимных расчетах и торговле;
  • средства измерений, связанные с охраной здоровья трудящихся и техникой безопасности;
  • средства измерений, применяемые при государственных испытаниях новых средств измерений;
  • средства измерений, результаты которых используются при регистрации официальных спортивных международных и национальных рекордов.

Поверка средств измерений должна осуществляться в соответствии с действующим поверочными схемами. Положительные результаты поверки удостоверяются: а) наложением на средства измерений поверительного клейма установленного образца; б) выдачей свидетельства о поверке.

Метрологическая ревизия является еще одной из действенных и эффективных форм проверки и заключается в поверке состояния средств изменений и выполнения правил их поверки. Результаты метрологической ревизии оформляются актом, содержащим конкретные результаты проверки, а также предложения по изъятию средств измерений, признанных непригодными к применению, и предложения по устранению обнаруженных недостатков с указанием сроков.

Все средства измерений, предназначенные для серийного производства, ввоза из-за границы, подвергаются со стороны органов Государственной метрологической службы обязательным государственным испытаниям, под которыми понимается экспертиза технической документации на средства измерений и их экспериментальные исследования для определения степени соответствия установленным нормам, потребностям народного хозяйства и современному уровню развития приборостроения, а также целесообразности их производства.

Установлены два вида государственных испытаний:

  • приемочные испытания опытных образцов средств измерений новых типов, намеченных к серийному производству или импорту в Российской Федерации (государственные приемочные испытания);
  • контрольные испытания образцов из установочной серии и серийно выпускаемых средств измерений (государственные контрольные испытания).
  • Государственные приемочные испытания проводятся метрологическими органами Госстандарта или специальными государственными комиссиями, состоящими из представителей метрологических институтов, организаций-разработчиков, изготовителей и заказчиков.

В процессе государственных приемочных испытаний опытных образцов средств измерений проверяется соответствие средства измерений современному техническому уровню, а также требованиям технического задания, проекта технических условий и государственных стандартов. Проверке подлежат также нормированные метрологические характеристики и возможность их контроля при производстве, после ремонта и при эксплуатации, возможность проведения поверки и ремонтопригодность испытуемых средств измерений.

Государственная приемочная комиссия на основании изучения и анализа представленных на испытание образцов средств измерений и технической документации принимает рекомендацию о целесообразности (или нецелесообразности) выпуска средства измерения данного типа.

Государственные контрольные испытания проводятся с целью проверки соответствия выпускаемых из производства или ввозимых из-за границы средств измерений требованиям стандартов и технических условий.

Контрольные испытания средств измерений серийного производства проводятся: при выпуске установочной серии, при наличии сведений об ухудшении качества средств измерений, выпускаемых предприятием-изготовителем; при внесении изменений в конструкцию и технологию изготовления средств измерений, влияющих на их нормируемые метрологические характеристики, а также в порядке государственного надзора за качеством выпускаемых средств измерений.

Контрольные испытания проводятся периодически в течение всего времени производства (или импорта) средств измерений данного типа на испытательной базе предприятия-изготовителя. По окончании испытаний составляется акт о контрольных испытаниях, содержащий результаты испытаний, замечания, предложения и выводы. На основании акта контрольных испытаний организация, проводившая их, принимает решение о разрешении продолжения выпуска в обращение данных средств измерений, или об устранении недостатков, обнаруженных при контрольных испытаниях, или о запрещении их выпуска в обращение.

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 2149 | Нарушение авторских прав

Государственный метрологический надзор осуществляется:

― за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

― количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;

― количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Основным отличием указанных направлений надзора от ранее (до 1990–х гг.) действовавшего является смещение вектора надзора в сторону защиты интересов граждан (надзор за количеством отчуждаемых товаров и надзор за количеством фасованных товаров) и усиления надзора в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, безопасность труда, охрана природной среды, учет материальных ценностей и др.

Общая характеристика ГМН. Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее – предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими НД, главным образом Правил по метрологии.

Деятельность по надзору базируется на следующих принципах:

― административная и финансовая независимость органов госнадзора от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности;

― соблюдение законности при проведении проверок;

― компетентность, честность, беспристрастность и ответственность госинспекторов;

― объективность выводов и принимаемых решений по итогам госнадзора (неотвратимость наказания юридических и физических лиц за выявленные нарушения);

― гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны и ноу–хау проверяемых субъектов;

― выборочность проводимых проверок.

Проверки проводят должностные лица Ростехрегулирования – государственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Согласно ст. 20 вышеназванного Закона государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать объекты метрологической деятельности предприятия, относящиеся к сфере распространения государственного надзора.

Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными – с участием другого контрольно–надзорного органа.

Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года в соответствии с графиком, составляемым ГМС.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений.

В случае обнаруженных нарушений госинспектор имеет право:

― запрещать применение СИ неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, неповеренных СИ;

― изымать при необходимости СИ из эксплуатации;

― гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал.

Калибровка средства измерения – совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Из определения можно сделать два вывода:

Читайте также:  Какая рекомендация фатф определяет полномочия надзорных органов

1. калибровка проводится для тех СИ, которые не используются в сферах ГМКиН (установленных ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений), а значит, не подлежат поверке;

2. калибровка выполняет две функции:

― определение и подтверждение действительных значений метрологических характеристик СИ;

― определение и подтверждение пригодности СИ к применению.

В первом случае лаборатория, калибрующая по заявке (договору) заказчика СИ, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетенции заказчика определять, в каких условиях и для каких целей можно и нужно использовать данные СИ.

Во втором случае СИ признается пригодным, если действительное значение его метрологических характеристик соответствует техническим требованиям, установленным в НД или заказчиком. Вывод о пригодности СИ в этом случае делает калибровочная лаборатория.

Калибровка может быть возложена как на МС юридического лица, так и на любую другую организацию, способную выполнить калибровочные работы. Результаты калибровки СИ удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на СИ, записью в эксплуатационных документах или сертификатом о калибровке.

На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС, заинтересованные МС юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях последним предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали. Аккредитация – процедура добровольная. В каких случаях она необходима? Прежде всего тогда, когда предприятие поставляет продукцию на зарубежные рынки. В этом случае торговый партнер (покупатель) может потребовать от продавца подтверждения того, что характеристики продукции измерялись приборами, проверенными аккредитованной МС.

В 1994–1995 гг. в России сформировалась Российская система калибровки (РСК). В Положении о Российской системе калибровки регламентированы следующие вопросы: 1) организация, структура и функции РСК; 2) права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности; и пр. В 2005 г. было откалибровано более 100 млн СИ.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм (30). Орган ГМС, осуществляющий проверку не позднее чем за пять дней до ее начала, информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку, о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно–надзорных органов. Госинспекторы проверяют:

― наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМКиН;

― соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям;

― наличие сертификата об утверждении типа СИ;

― наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала;

― наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений;

― наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности;

― наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица;

― наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей;

― правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД.

При проведении надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количество отчуждаемого товара определяется в результате процедуры измерений, а стоимость фиксируется.

Нарушениями метрологических правил и норм считаются:

1. отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным количеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и госинспектором;

2. отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене (обсчет).

Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде контрольной закупки. В этом случае госинспектор предъявляет удостоверение после осуществления контрольной закупки. При осуществлении контрольной закупки госинспектор обязан брать не менее трех наименований товаров.

Проверка правильности отпуска товаров и произведенных расчетов проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и после передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром–контролером и выдачи чека и покупки.

Товары, приобретенные госинспектором и объявленные контрольной закупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевешивании (перемеривании) они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации.

Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных СИ совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого СИ.

ГМН за количеством товаров может преследовать и другие цели: проверку состояния СИ, контроль за правильностью выполнения измерений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование СИ, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания.

Орган ГМС, осуществляющий данный вид надзора, вправе проводить проверку без предварительного уведомления предприятия.

Закон, существенно расширив обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений и установив новые (для метрологической деятельности в России) виды ГМН, к сожалению, нисколько не расширил права инспекторов [5]. Так, стандартная процедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил при торговых операциях, – контрольная закупка – в законе не упомянута и, следовательно, не может осуществляться госинспекторами ГМС самостоятельно, а только при осуществлении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушения метрологических требований, не касающихся СИ, права госинспектора ограничиваются возможностью выдачи предписания об устранении нарушений, составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган ГТИ для принятия мер.

Фасованные товары в упаковках как объект надзора – это товары, которые упаковывают и запечатывают в отсутствие покупателя, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина или иные величины, указывающие на номинальное количество потребительского товара, обозначены на упаковке.

Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте регламентированы государственным стандартом. Маркировка упаковочной единицы должна содержать информацию о номинальном количестве потребительского товара в упаковках (включая информацию о массе основного продукта без жидкости для товаров в упаковках с наличием заливочной жидкости).

Стандарт указывает, что продавец должен проставлять цену не только за единицу фасованного товара, но и за его килограмм.

Стандартом регламентировано значение Т в зависимости от номинального количества нетто (М). Например, для значения М от 100 до 200 г (или мл) значение Т равно 4,5%, от 1000– 1,5%.

Объектом надзора являются не только индивидуальные упаковки товара, но и партии фасованных товаров.

Партия фасованных товаров должна отвечать следующим требованиям:

― среднее содержимое нетто партии должно быть не менее номинального количества, указанного на упаковке;

― в партии фасованных товаров в упаковках не должно быть ни одной упаковочной единицы, у которой отрицательное отклонение содержимого нетто от номинального количества превышает двойной предел допускаемых отрицательных отклонений, приведенный в таблице стандарта.

Метрологические требования к фасованным товарам следующие: действительное значение количества нетто в среднем не должно быть меньше номинального значения; только небольшая часть упаковок партии (не более 2,5% всего количества) может иметь недовложения более допускаемых отрицательных погрешностей.

Орган ГМС, осуществляющий плановую проверку, не позднее чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки. Внеочередные проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://lektsii.org/14-27734.html
http://studopedia.ru/3_19535_harakteristika-gosudarstvennogo-metrologicheskogo-nadzora.html

Читайте также:
Adblock
detector