Кто осуществляет надзор за законностью деятельности полиции

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

1. Надзор за законностью деятельности полиции осуществляется в строгом соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Надзор за законностью деятельности полиции — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ на территории всей страны полицией, ее подразделениями и сотрудниками путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов сотрудниками полиции и привлечению виновных к ответственности.

3. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в отношении полиции в той или иной мере применяют средства нескольких отраслей прокурорского надзора:

— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

4. См. также комментарий к ст. ст. 3, 5, 6, 12 — 13 настоящего Федерального закона.

Рассмотрение внутриведомственного контроля за соблюдением законности целесообразно провести по двум направлениям:

а) организация контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел (полиции) за нижестоящими;

б) организация контроля за соблюдением законности сотрудниками ОВД (полиции) в территориальных органах.

Организация контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими

Контроль и проверки исполнения возлагаются на главных инспекторов[38] и инспекторов МВД России, руководителей подразделений центрального аппарата, министров внутренних дел республик, начальников ГУ(У) МВД России по субъектам Российской Федерации, а также на подразделения собственной безопасности возглавляемые ГУСБ МВД России.

1. Организация и осуществление в установленном порядке ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел, расположенных в закрепленной зоне ответственности, а также оказание им в пределах компетенции методической и практической помощи.

2. Информационное обеспечение управленческой деятельности руководства МВД России.

На ГУСБ МВД России возлагаются различные функции[39] по осуществлению контроля за соблюдением законности сотрудниками ОВД, в том числе:

1. Осуществление зонального и особого контроля за деятельностью подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России.

2. Выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.

3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению в отношении граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и т.д.

В настоящее время организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся:

2) контрольные проверки;

3) комплексные выезды для оказания практической помощи;

4) целевые выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;

5) оперативно-зональный контроль;

6) линейный контроль;

7) ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;

8) заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий МВД России и территориальных органов МВД России по субъектам или на оперативных совещаниях при начальниках территориальных органах.

Рассмотрим основные виды контроля.

Инспектирование (инспекторская проверка) – форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности территориального органа МВД России

При инспектировании изучаются и оцениваются организация, законность, полнота и эффективность осуществления всех функций инспектируемого органа. С этой целью подлежат проверке организация и эффективность деятельности структурных подразделений инспектируемого органа, управленческая деятельность руководителя (начальника) и его заместителей, деятельность не менее 20% подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне для изучения управленческого воздействия на них со стороны инспектируемого органа, проверки организации оперативно-служебной деятельности на местах, изучения состояния учетно-регистрационной дисциплины, оценки состояния работы с личным составом и др.

Читайте также:  Нам ли под надзором век

Плановое инспектирование территориального органа МВД России осуществляется один раз в четыре года.

По результатам инспектирования готовятся акт о результатах инспектирования и план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании.

По итогам инспекторской проверки могут быть изданы приказы, в которых определяются меры по совершенствованию деятельности проинспектированного органа и формы контроля за устранением выявленных недостатков.

Завершающим этапом и основной формой ведомственного контроля за устранением нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании, является контрольная проверка.

Контрольная проверка – форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе инспектирования территориального органа МВД России.

В ходе контрольной проверки оценивается эффективность принятых и реализованных руководством территориального органа МВД России организационных и практических мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных при инспектировании. Кроме того, оценивается деятельность подразделений, учреждений МВД России по оказанию методической и практической помощи территориальному органу МВД России.

Контрольной проверке в обязательном порядке подвергается территориальный орган МВД России, получивший по результатам инспектирования неудовлетворительную оценку и (или) поставленный на особый контроль МВД России как в целом, так и по направлениям деятельности и снизивший результативность деятельности после инспектирования.

Контрольная проверка не планируется и не проводится в случае, если при инспектировании деятельность территориального органа МВД России оценена удовлетворительно в целом и по основным направлениям деятельности.

Контрольная проверка проводится не ранее чем через девять месяцев после окончания инспекторской проверки.

Целевая проверка – форма ведомственного контроля, включающая комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке состояния и оценке результатов деятельности подразделения, организации МВД России, территориального органа МВД России по одному или нескольким направлениям.

Плановая целевая проверка территориального органа МВД России осуществляется через два годас момента проведения последнего инспектирования.

По результатам проверки готовится справка. Форма, сроки и объем доклада определяются служебным заданием (планом-заданием) на целевую проверку.

В зависимости от количества и значимости выявленных нарушений и недостатков по результатам целевой проверки руководителю, принявшему решение о ее проведении, могут быть в том числе внесены предложения о проведении внеочередного инспектирования территориального органа МВД России; о постановке территориального органа МВД России на особый контроль МВД России в установленном порядке; о применении к руководителям проверенного органа, подразделения, организации МВД России мер дисциплинарного воздействия и др.

Зональный контроль МВД России за деятельностью территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях – вид ведомственного контроля, осуществляемый специально уполномоченными на то должностными лицами МВД России за деятельностью территориального органа МВД России (структурного подразделения территориального органа МВД России), отнесенного в установленном порядке к зоне их ответственности.

Целью зонального контроля МВД России является обеспечение соответствия организации деятельности подконтрольного органа (подразделения) требованиям законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, исполнения управленческих решений руководства МВД России.

Зональный контроль МВД России осуществляется в документальной и фактической форме.

Документальный зональный контроль МВД России включает в себя: 1) постоянный мониторинг состояния и оценку эффективности деятельности подконтрольного органа (подразделения) путем сбора, обобщения, анализа информационных, статистических и иных материалов, характеризующих условия, организацию и результаты его работы; 2) разработку на основе итогов проверки и внесение руководству МВД России (подразделения МВД России) предложений о мерах по совершенствованию работы подконтрольного органа (подразделения).

В этих целях на каждый орган внутренних дел заводится контрольно-наблюдательное дело, содержащее справочные данные и наиболее значимые сведения о подконтрольном органе (подразделении), в том числе о внешних условиях его функционирования; силах и средствах, находящихся в распоряжении руководства; организации и результатах оперативно-служебной и управленческой деятельности; результатах мероприятий, осуществляемых в рамках зонального и особого контроля.

Фактический зональный контроль МВД России включает в себя 1) организацию и осуществление выезда главного инспектора МВД России, организатора (исполнителя) зонального контроля в подконтрольный орган (подразделение) с целью изучения и оценки состояния его деятельности, а также оказания практической помощи в решении возникающих проблемных вопросов; 2) разработку на основе итогов проверки и внесение руководству МВД России (подразделения МВД России) предложений о мерах по совершенствованию работы подконтрольного органа (подразделения).

Основными формами фактического зонального контроля МВД России за деятельностью подконтрольных органов (подразделений) являются инспектирование, контрольная и целевая проверки.

Линейный контроль – вид контроля, осуществляемый за деятельностью нижестоящих линейных служб и подразделений.

Наряду с основными задачами по осуществлению оперативно-служебной деятельности линейные службы (главные управления и управления) МВД России, управления и отделы МВД, ГУ(У) МВД России по субъектам Российской Федерации, УВДТ выполняют также функции контроля за работой соответствующих служб и подразделений нижестоящих органов внутренних дел (например, службы участковых уполномоченных полиции, Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны и др.).

Они проверяют правильность выполнения законов и подзаконных актов, директив, приказов, инструкций МВД России, актов управления МВД, ГУ(У) МВД России по субъектам Российской Федерации, УВДТ, регламентирующих деятельность линейных служб. Следят также за своевременным и точным исполнением указаний и распоряжений руководителей вышестоящих линейных служб.

Читайте также:  Как избежать надзор

Для этого вышестоящие линейные службы командируют сотрудников своего аппарата для проверки фактического положения дел на местах, вызывают руководителей нижестоящих линейных служб с докладами и отчетами о работе. Они могут истребовать письменные отчеты об исполнении данных ранее указаний или о принятых мерах по устранению вскрытых недостатков.

Кроме того, зональные сотрудники вышестоящих линейных служб также ведут контрольно-наблюдательные дела. Например, в таких делах по линии обеспечения общественного порядка отражаются данные о состоянии патрульно-постовой службы, ее эффективности по пресечению и раскрытию преступлений на улицах и в других общественных местах; о работе медицинских вытрезвителей и других.

Рассмотрим второе направление – организацию контроля за соблюдением законности сотрудниками полиции в территориальных ОВД на городском(районом) уровне.

Наряду с контролем, который проводится вышестоящими органами внутренних дел, большая роль отводится контролю, осуществляемому начальником территориальным органом и его заместителями.

Наиболее действенными видами контроля и проверки исполнения, как показывает практика, являются следующие:

· повседневный контроль работы подчиненных;

· спланированная проверка работы служб и подразделений;

· проверка состояния работы по отдельным направлениям деятельности служб и подразделений;

· периодические заслушивания на собраниях и оперативных совещаниях руководителей служб, подразделений и отдельных сотрудников;

· устный отчет (доклад) сотрудника о проделанной работе непосредственно у начальника органа внутренних дел и его заместителей;

· отчет в письменном виде;

· проверка выполнения планов работы сотрудников, как по отдельным намеченным мероприятиям, так и в целом;

Для контроля за местонахождением патрульно-постовых нарядов широко используются различные технические средства: радиостанции, телефон, прикладные телевизионные установки и др..

К контрольным функциям начальника органа внутренних дел и его заместителей относится также проверка жалоб граждан на действия сотрудников полиции[41].

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Надзор– это специфический вид деятельности федеральных государственных органов прокуратуры, осуществляемый от имени государства и состоящий в проверке точного и единообразного выполнения и применения законов Российской Федерации.

Основное отличие надзора от контроля, по мнению ряда учёных, состоит в том, что «надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчинённых им органов или лиц с целью выявления нарушений законности, но не целесообразности.

Направления надзора прокуратуры за полицией:

1) надзор за соблюдением в деятельности полиции прав и свобод человека и гражданина;

2) надзор за законностью приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о правонарушениях;

3) надзор за законностью уголовно-процессуальной деятельности полиции;

4) надзор за законностью оперативно-разыскной деятельности полиции.

Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

· посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учреждения, знакомиться с документами, на основании которых граждане подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу, проводить опрос задержанных и заключенных под стражу лиц, принимать и рассматривать их жалобы и др.

· освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

· опротестовывать противоречащие закону акты руководителей органов внутренних дел. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления;

· обращаться в суд с протестом о признании таких актов недействительными;

· вносить представления об устранении нарушений закона и требовать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в течение 1 месяца;

· объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;

· выносить мотивированные постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях;

· в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях[42].

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 4408 | Нарушение авторских прав

Контроль и надзор за законностью деятельности полиции

При рассмотрении вопроса о контроле и надзоре за деятельностью полиции как способов обеспечения законности и дисциплины необходимо вначале раскрыть эти способы.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям.

Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В подразделениях полиции основными задачами контроля являются: (1) обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД; (2) обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; (3) повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; (4) своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; (5) выявление и внедрение положительного опыта; (6) повышение дисциплины и ответственности сотрудников; (7) содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

Читайте также:  Что такое технический надзор на предприятии

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый:

  1. органами законодательной и исполнительной власти;
  2. судебными органами;
  3. руководителями подразделений полиции, их организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами;

Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, города (района) за работой ОВД могут быть:

  1. обсуждение отчетов и предложений руководителей подразделений полиции, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов;
  2. личные доклады и отчеты руководителей подразделений полиции законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел;
  3. оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел.

Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции; о нарушении правил дорожного движения, связанном с лишением водителей прав на управление транспортными средствами, и других дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников российской полиции и принимают по ним решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Таким образом, рассматривая дела или материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд (федеральный, районный, мировой судья) проверяет правомерность принимаемых руководителями и другими сотрудниками подразделения полиции решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции.

Внутриведомственный контроль за соблюдением законности и дисциплины в административной деятельности полиции. Рассмотрим организацию контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих ОВД за нижестоящими.

Контроль и проверка исполнения в подразделениях полиции — неотъемлемая составная часть организаторской работы, важнейшее средство совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед полицией.

Контроль и проверки исполнения возлагаются на Организационно-аналитический департамент МВД России, руководителей подразделений центрального аппарата, ГУ МВД России по ФО, министров внутренних дел республик, начальников главных управлений МВД России, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, административным округам г. Москвы, органов МВД России на транспорте и их штабов, а также на подразделениями собственной безопасности территориальных органов МВД России.

Существуют следующие виды контроля со стороны вышестоящих подразделений полиции за нижестоящими:

  1. инспектирование;
  2. контрольные проверки;
  3. комплексные выезды для оказания практической помощи;
  4. целевые выезды по отдельным направлениям оперативно- служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам;
  5. оперативно-зональный контроль:
  6. линейный контроль;
  7. ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности;
  8. заслушивание отчетов руководителей подразделений полиции на заседаниях коллегий ГУ МВД России по ФО и других коллегиях, а также на оперативных совещаниях в главных управлениях (департаментах, управлениях) МВД России, МВД по республикам, главных управлениях (управлениях) МВД России по иным субъектам РФ и других структурах.

Рассмотрим один из основных видов контроля, который наиболее часто используется в указанной деятельности.

Инспектирование — это наиболее сложный и объемный вид внутриведомственного контроля, включающий в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке и оценке состояния оперативно-служебной деятельности подразделений полиции, выработке мер по повышению ее эффективности.

  1. проверка соответствия организации деятельности инспектируемых органов требованиям законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, приказов МВД России;
  2. определение соответствия мер, принимаемых подразделениями полиции, складывающейся на обслуживаемых территориях и объектах оперативной обстановке, анализ результатов их деятельности и степени влияния на состояние общественного порядка;
  3. оценка фактического положения дел в инспектируемых подразделениях полиции по всем направлениям их деятельности, роли руководства в управлении имеющимися силами и средствами;
  4. выявление недостатков в деятельности подразделений полиции, а также причин и условий, способствующих их возникновению, разработка мер, направленных на их устранение;
  5. изучение, обобщение и распространение положительного опыта, новых форм и методов работы;
  6. оказание практической помощи в повышении служебной и мобилизационной готовности, совершенствовании оперативно-служебной деятельности, соблюдении законности в работе, улучшении профессиональной подготовки кадров, укреплении служебной дисциплины и внутреннего порядка.

С учетом комплексности данного вида контроля деятельность инспектируемого органа оценивается по следующим основным направлениям:

  1. управленческая деятельность;
  2. служебно-боевая готовность к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  3. учетно-регистрационная дисциплина и организация работы с обращениями граждан;
  4. профилактика, выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений;
  5. предварительное следствие, дознание и экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений;
  6. обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
  7. тыловое и техническое обеспечение;
  8. работа с кадрами, дисциплина и законность.

Источники:
http://lektsii.org/10-12929.html
http://isfic.info/poladm/demud44.htm

Читайте также:
Adblock
detector