Поскольку надзор не влияет на основные мотивы, его успех в значительной мере зависит от вероятности обнаружения (поимки на месте) нарушителя и от меры наказания. Причем было бы нереально ожидать эффекта от дорожного надзора при частоте обнаружения менее 50%, так как эффективным будет повышение адаптации фактического дорожного поведения.
В исследованиях Клебельсберга было установлено, что для побуждения адаптированного поведения достаточно даже видимого присутствия транспортного средства, похожего по типу и расцветке на обычный автомобиль ГИБДД.
В качестве средства, помогающего водителю своевременно принять правильное решение, была задумана фаза зеленого проблескового сигнала, посредством которой отмечается конец фазы зеленого сигнала. Проверка этого воздействия привела к снижению числа ДТП движущихся в поперечном направлении транспортных средств, но, с другой стороны, к повышению числа наездов сзади (попутных столкновений). Повышение числа попутных столкновений объясняется увеличением дефицита времени для принятия решения на неожиданное событие — торможение лидера на зеленый проблесковый огонь или ростом ошибочных альтернативных решений, которые ведут к попутному столкновению. В этом можно усмотреть пример влияния роста нестабильности дорожного движения на снижение безопасности. Правда, трудно проконтролировать этот эффект роста нестабильности местом сравнения до и после внедрения, как в указанном исследовании. Именно разнообразное применение зеленого проблескового огня сигнала светофора в пределах города (выражающееся в том, что лишь некоторые, но не все светофоры имеют фазу зеленого проблескового сигнала, или в том, что эта фаза в различных светофорах имеет разную длительность) приводит к неблагоприятному росту нестабильности установки. При единообразном же применении зеленого проблескового огня сигнала светофора эта дополнительная информация даже может способствовать росту стабильности поведения, зависящего от уверенности в принятом решении.
Неблагоприятное воздействие слишком большого числа и потому нечетко представляемых возможностей поведения выявлено для определенных условий движения на железнодорожных переездах. Наблюдаемые при этом некоторые манеры ошибочного поведения объясняются, с одной стороны, нестабильностью скорости приближения, изменением скорости и изменением ускорения, которые возрастали по мере приближения к наблюдаемым железнодорожным переездам, и, с другой стороны, неблагоприятной системой сигнализации. Рекомендованная усовершенствованная система сигнализации (sequential and standardized warning signal — непрерывный и стандартный предупреждающий сигнал) уменьшает число альтернативных решений и тем самым облегчает принятие правильного решения, а также предусматривает унификацию и поэтому более точный прогноз индивидуальных манер поведения.
Изменения и поправки
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения.
2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 26.08.2013, N 34, ст. 4446.
Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее — федеральный надзор).
Федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами — участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее — обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
3. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются:
а) руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель);
б) руководитель Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель);
в) руководитель подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместитель);
г) руководитель специализированного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместитель);
д) руководители подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (их заместители);
е) начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения (его заместитель);
ж) командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы (его заместитель);
з) сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание;
и) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;
к) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора;
л) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.
4. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный надзор, при проведении плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пользуются правами, установленными Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-8 статьи 30 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
6. Федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9-13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Предметом проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований:
а) к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;
б) к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
в) к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
г) к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним;
д) к перевозкам пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);
е) правил дорожного движения.
8. Федеральный надзор включает в себя осуществление следующих административных процедур в рамках исполнения возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанностей:
а) надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;
б) проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;
в) выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
г) остановка транспортного средства;
д) остановка пешехода;
е) применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Сроки и последовательность осуществления административных процедур, указанных в пункте 8 настоящего Положения, устанавливаются административными регламентами, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
10. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального надзора, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Результаты федерального надзора, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Служба дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции осуществляет контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
При работе с реконструкцией, постройке новых элементов дорожного сооружения используют ГОСТ и СНиП.
- — ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия;
- — ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная;
- — ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения;
- — ГОСТ 25.695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры;
- — ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия;
- — СНиП 2 05.02-85 Автомобильные дороги;
- — СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений;
- — СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги.
При ведении надзора на участках дороги используют универсальную складную трехметровую рейку, для определения ровности дороги, откосов.
Дорожный надзор осуществляет также осмотр прилегающих сел и городских улиц на предмет наличия наружного освящения.
Если сотрудники Дорожного надзора находят, какую-либо неполадку на улицах дорогах города и сел, они составляют акт на дорожную компанию, которая обслуживает данный участок дороги и устанавливают срок, когда неполадка будет устранена по ГОСТу 50597.
Все выявленные дорожно-эксплуатационные неполадки вносят в журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог повреждений технических средств регулирования.
Сотрудники дорожного надзора имеют схему, на которой расположена вся городская сеть и места её концентрации ДТП при появлении какого-либо ДТП они отмечают её на карте.
Дорожная 3-х метровая рейка
Основное назначение дорожных реек:
- — измерения неровностей поверхности покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов по ГОСТ 30412-96п.4;
- — определение продольных и поперечных уклонов проезжей части дорог и аэродромных покрытий в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85; СНиП 32-03-96; СНиП 2.05.11-83;
- — определение линейных параметров конструктивных элементов дороги, толщины слоев дорожной одежды;
- — определение крутизны заложения откосов, насыпей и выемок при строительстве, ремонте и приемке в эксплуатацию автодорог и аэродромов.
Источники:
http://rg.ru/2013/08/27/doroj-nadzor-site-dok.html
http://m.studwood.ru/1208732/pravo/dorozhnyy_nadzor