Что такое режим постоянного государственного надзора

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Статья 13.1. Режим постоянного государственного контроля (надзора)

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 13.1 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ в часть 1 статьи 13.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности на таких объектах. Режим постоянного государственного надзора устанавливается также в отношении специализированных организаций, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляют аффинаж драгоценных металлов, и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, и им предусматриваются постоянное пребывание на производственных объектах таких организаций уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный пробирный надзор, и (или) подведомственных ему государственных учреждений и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов, соблюдением установленного порядка сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней.

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ статья 13.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

1.1. К объектам повышенной опасности, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), относятся:

1) опасные производственные объекты I класса опасности;

2) гидротехнические сооружения I класса (в соответствии с перечнем классов, установленным Правительством Российской Федерации);

3) отдельные объекты использования атомной энергии.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ в часть 1.2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1.2. Перечень объектов использования атомной энергии, а также перечень производственных объектов специализированных организаций, которые включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляют аффинаж драгоценных металлов, и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ часть 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

2. Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ в часть 3 статьи 13.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам органов государственного контроля (надзора) беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности, производственным объектам (в случае, если юридическое лицо является специализированной организацией, которая включена в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, и осуществляет аффинаж драгоценных металлов, или организацией, осуществляющей сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней), а также к документам и средствам контроля безопасности таких объектов.

Дата размещения статьи: 21.12.2017

В основу исследования природы административно-правового режима положены учения о сущности правовых режимов . Несмотря на достаточное исследование этого вопроса, в науке административного права однозначное понимание административно-правового режима не сложилось.
———————————
См., напр.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1; Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9.

Читайте также:  Контрольно надзорные мероприятия что это

В научной литературе административный режим характеризуется с точки зрения специфики порядка деятельности субъектов права как законодательно установленные правила деятельности, действий различных субъектов по реализации своих прав и интересов в конкретной ситуации .
———————————
См. подробнее: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. § 1 — 2. М., 2005.
См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9.

С точки зрения Д.Н. Бахраха, административный режим представляет собой «сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, которое выражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически не равные позиции» .
———————————
См.: Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. М., 1996. С. 202.

Анализ специальной литературы показывает, что в большинстве случаев понятие административного режима раскрывается через систему мер, направленных на обеспечение безопасности .
———————————
См. подробнее: Воронов А.М., Агабалаев М.И. Общие административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2012. N 1; Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55 — 56; Петров С.М. Административно-правовые режимы // Административное право. М., 1999; Писаревский Е.Л. Административно-правовой режим обеспечения безопасности туризма // Административное право и процесс. 2011. N 10; Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. N 9; Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000; и др.

Различные характеристики административно-правовых режимов позволили исследователям выделить, на наш взгляд, основные его признаки. Во-первых, действие в сфере публичной администрации. Во-вторых, наличие предписаний, образующих режимные правила, возложение на граждан, юридических лиц обязанностей действовать определенным образом. В-третьих, наличие в качестве обязательного субъекта органа исполнительной власти. В-четвертых, реализация норм, лежащих в основе режима, через применение мер административного принуждения и воздействия .
———————————
См. подробнее: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005; Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. N 2; Лермонтова Н.В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.

Опираясь на научные исследования правовой категории «административный режим», можно сделать вывод, что режим постоянного государственного надзора охватывается таким понятием вследствие целевой направленности на предотвращение угроз, связанных с эксплуатацией объектов повышенной опасности, как составной части угроз общественной безопасности.
Наличие объекта повышенной опасности как источника техногенных угроз позволяет рассматривать режим постоянного государственного надзора составной частью режима промышленной безопасности.
В юридической литературе под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается «совокупность опосредованных опасными производственными объектами общественных отношений, регулируемых системой юридических и технических норм в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государств» .
———————————
См.: Кутьин Н.Г. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2013.

Юридические и технические нормы, регулирующие отношения в области промышленной безопасности, являются одним из правовых средств режима промышленной безопасности опасных производственных объектов. Сущность такого режима обусловлена сочетанием использования различного правового инструментария: лицензирование, сертификация, страхование, экспертиза промышленной безопасности. Кроме того, административный режим промышленной безопасности включает в себя несколько видов контроля и надзора: федеральный государственный надзор, режим постоянного государственного контроля (надзора), производственный контроль.
Соответственно, режим промышленной безопасности охватывает правила, нормативы, стандарты, устанавливающие порядок принятия управленческих решений, поведение лиц при эксплуатации опасных промышленных объектов, а также при осуществлении технологических процессов и обеспечение безопасности объекта повышенной опасности.
Режим постоянного государственного контроля (надзора) за соблюдением таких юридических и технических требований является составной частью режима промышленной безопасности.
Конечные целевые установки режима промышленной безопасности и постоянного государственного контроля (надзора) направлены на обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Общность объекта административного режима промышленной безопасности и режима постоянного государственного контроля (надзора) предопределяет наличие общих правовых основ. При этом многообразие средств обеспечения режима промышленной безопасности не ограничивает его основу правовыми средствами режима постоянного государственного контроля (надзора).
Во-первых, объект режима промышленной безопасности опасных производственных объектов не ограничен перечнем объектов, на которых вводится режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 1.1 ст. 13.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ), а распространяется на объекты различных классов опасности (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ).
———————————
См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249; 2016. N 18. Ст. 2503.
См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4359.

Читайте также:  Какая прокуратура надзирает за сизо

Во-вторых, наличие множества объектов режима промышленной безопасности обусловливает и более широкий круг субъектов, обеспечивающих такой режим (например, субъекты, осуществляющие лицензирование, сертификацию, экспертную и образовательную деятельность), по сравнению с кругом субъектов, осуществляющих постоянный государственный надзор (субъекты контроля и надзора).
В-третьих, предмет режима промышленной безопасности также намного объемнее, т.к. выходит за соблюдение требований в области эксплуатации опасных производственных объектов, осуществления безопасности технологических процессов и обеспечения безопасности опасных производственных объектов, а распространяется на все направления, охваченные положениями ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусматривает административную ответственность за нарушение ряда требований в области промышленной безопасности (глава 9) .
———————————
См.: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; Российская газета. 2016. 28 июня.

Действующим законодательством также предусмотрена ответственность должностных лиц, препятствующих выполнению должностными лицами постоянного государственного контроля (надзора) своих обязанностей или не выполняющих обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного можно сформулировать следующее определение режима постоянного государственного контроля (надзора). Режим постоянного государственного контроля (надзора) в отношении объектов повышенной опасности представляет собой часть режима промышленной безопасности, состоящего в постоянном пребывании на объектах повышенной опасности, перечень которых установлен в соответствии с действующим законодательством, уполномоченных на то должностных лиц в целях непрерывного осуществления мероприятий по контролю и надзору за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований безопасности при эксплуатации объектов повышенной опасности, осуществлении технологических процессов, а также за обеспечением безопасности таких объектов.
Под установлением режима постоянного государственного контроля (надзора) необходимо понимать создание правовых, материальных и организационных условий для осуществления уполномоченными на то должностными лицами мероприятий по контролю и надзору за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований безопасности при эксплуатации объектов повышенной опасности, осуществлении технологических процессов, а также за обеспечением безопасности таких объектов.
Под применением режима постоянного государственного контроля (надзора) следует понимать подтверждение безопасного функционирования объекта повышенной опасности посредством осуществления мероприятий по контролю и надзору.

Литература

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. М., 1996. С. 202.
3. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2-е изд., изм. и доп. М., 2005.
4. Благов А.Д. Сущность и особенности административно-правового режима // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. N 2.
5. Воронов А.М., Агабалаев М.И. Общие административно-правовые режимы обеспечения общественной безопасности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2012. N 1.
6. Кутьин Н.Г. Административно-правовой режим промышленной безопасности опасных производственных объектов в Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2013.
7. Ласточкин В.В. Административно-правовые режимы и охрана Государственной границы. М., 1999. С. 55 — 56.
8. Лермонтова Н.В. Административно-правовые режимы в системе публичного управления: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1.
10. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9.
11. Петров С.М. Административно-правовые режимы // Административное право. М., 1999.
12. Писаревский Е.Л. Административно-правовой режим обеспечения безопасности туризма // Административное право и процесс. 2011. N 10.
13. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Государство и право. 1996. N 9.
14. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы: Монография. М., 2000.
15. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М., 2005.

Читайте также:  Что такое превентивный надзор

Попробуем разобраться, что это такое. Означает ли это, что на ОПО I класса постоянно будет присутствовать представитель надзорного органа (Ростехнадзора)? Как часто будут проводиться плановые проверки?

В соответствии с частью 2 указанной статьи порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством РФ.

Рассмотрим ключевые моменты указанного документа.

Постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Режим постоянного государственного надзора в отношении указанных объектов предусматривает проведение мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим такой объект, обязательных требований:

  • при эксплуатации объекта;
  • при ведении технологических процессов и работ на данном объекте (в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности);
  • при осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности.

Постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю:

Итак, несмотря на то, что Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности, конечно же, инспектор не будет находиться на вашем объекте постоянно. Для осуществления мероприятий по надзору предусматривается соответствующий график, утверждаемый соответствующим приказом.

Кроме того, приказом руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) органа надзора) должны быть назначены должностные лица органа надзора, уполномоченные осуществлять постоянный государственный надзор. В этом же приказе указываются и сведения о графике мероприятий по контролю (реквизиты соответствующего приказа). Заверенная копия приказа о назначении уполномоченных лиц в срок не позднее 3 рабочих дней после его издания должна быть направлена в адрес организации, владеющей опасным производственным объектом.

Только после получения приказа о назначении уполномоченных лиц, организация, владеющая опасным производственным объектом обязана обеспечить беспрепятственный доступ каждого уполномоченного должностного лица на объект повышенной опасности, к документам и средствам контроля безопасности указанного объекта.

Таким образом, владельцы ОПО I класса опасности должны быть в любой момент готовы к проведению проверки Ростехнадзора. Но, конечно же, они не должны забывать внимательно анализировать акты проведенных проверок, особое внимание уделяя нормативным документам, на которые ссылается уполномоченное лицо надзора при выявлении нарушений и обоснованным срокам для устранения нарушений.

Источники:
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/26611

Читайте также:
Adblock
detector