Какая рекомендация фатф определяет полномочия надзорных органов

Рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) для национальных законодательств – 40 основных рекомендаций, направленных на противодействие финансовым преступлениям.

Впервые рекомендации были разработаны в 1990 году. В дальнейшем они неоднократно пересматривались и дополнялись, например в 1996 и 2003 годах. На сегодняшний день эти рекомендации являются международным стандартом по противодействию отмыванию денежных средств. На их основе строятся национальные законодательства.

1. Закон должен рассматривать отмывание денег как уголовное преступление.

2. Анализа объективных фактических обстоятельств должно быть достаточно для доказательства вины в этом преступлении.

3. Законом должна предусматриваться возможность конфискации легализованного имущества и средств по отмыванию денег. Доказательства легальности происхождения средств возлагаются на обвиняемого.

4. Банковская тайна не должна препятствовать выполнению рекомендаций ФАТФ,

5. На финансовые организации возлагаются функции сбора, проверки и хранения информации о клиентах и бенефициариях по операциям.

6. Финансовые организации обязаны выявлять клиентов, имеющих отношение к госслужбе, и членов их семей, проявлять в работе с ними особую осторожность.

7. Банки должны предъявлять требования к своим контрагентам, при этом вводится запрет на коротношения с кредитными организациями, которые не проводят мероприятия по контролю за клиентами.

8. Особое внимание должно быть уделено анонимным технологиям при общении клиентов с банками.

9. В случае если клиента привлекает посредник, ответственность возлагается на саму финансовую организацию.

10. Архивы с информацией должны храниться не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

11. Необходимо требовать письменное объяснение во всех случаях, когда операция вызывает подозрение или не имеет явной экономической цели.

12. Сбором информации о клиентах должны заниматься, помимо банков, также казино, агенты по недвижимости, торговцы ювелирными изделиями, юристы, нотариусы, другие независимые юридические консультанты и бухгалтеры.

13. Финансовые организации должны сообщать о подозрительных операциях.

14. Финансовые организации при сообщении о подозрительных сделках освобождаются от ответственности перед клиентами за раскрытие его тайны.

15. Финучреждения обязаны разработать программы – алгоритмы действия по борьбе с отмыванием денег.

16. При создании юрлиц и других действиях юристы, бухгалтеры, аудиторы обязаны докладывать о подозрительных операциях.

17. В законодательстве должны быть предусмотрены эффективные и соразмерные санкции за нарушение рекомендаций ФАТФ.

18. Вводится запрет на создание фиктивных банков и установление отношений с ними.

19. Контролю подлежит физическое перемещение ценностей через границу. Банки обязаны сообщать о валютных операциях сверх устанавливаемого предела.

20. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все виды бизнеса, а не только финансовую сферу.

21. Финучреждения должны уделять повышенное внимание операциям со странами, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.

22. Рекомендации ФАТФ должны распространяться на все филиалы и дочерние структуры за рубежом.

23. Законодательно необходимо предусмотреть меры противодействия тому, чтобы финансовые организации могли оказаться под контролем преступников.

24. В нефинансовой сфере контроль за выполнением рекомендаций должен быть возложен на государство или саморегулируемые организации.

25. На уполномоченные органы возлагается разработка инструкций для каждого вида бизнеса по противодействию отмыванию денежных средств.

26. Предполагается создание национальной организации по борьбе с отмыванием денег.

27. Для расследования дел об отмывании средств правоохранительные органы наделяются специальными правами.

28. Специальные компетентные органы должны получить право истребования документов в ходе расследования.

29. Надзорный орган должен получить право проведения проверок организаций.

30. Государство обязано обеспечить соответствующие органы адекватными финансовыми, человеческими и техническими ресурсами.

31. Необходимо установить сотрудничество между органом, противодействующим отмыванию денег, и другими силовыми структурами.

32. Соответствующие организации должны вести статистику эффективности применяемых мер.

33. Специализированный орган должен получить доступ к информации о бенефициариях юридических лиц.

34. Необходимо обеспечить прозрачность законодательства о доверительном управлении.

35. Государства должны ратифицировать Венскую, Палермскую конвенции ООН, Конвенцию 1999 года по подавлению финансирования терроризма.

36. Требуется не отказывать иностранным государствам в предоставлении информации по отмыванию денег на основании внутреннего законодательства о банковской тайне.

37. Необходимо оказывать помощь другим государствам в расследовании даже в том случае, если в одной из стран действие, в результате которого были получены деньги, не является преступлением.

38. Страны обязаны оказывать содействие иностранным государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, имеющих отношение к отмыванию денег.

39. Законодательство должно предусматривать возможность экстрадиции обвиняемых в отмывании денежных средств.

40. Последняя рекомендация призвана способствовать обмену информации между специализированными государственными органами, ответственными за противодействие отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения других принятых международных актов и соглашений, а служат их дополнением. На основании резолюции № 1617 от 2005 года Совета безопасности ООН они обязательны для всех государств, являющихся членами Организации объединенных наций.

В 2001 году после террористической атаки на США 40 основных рекомендаций были дополнены девятью специальными, направленными на противодействие терроризму.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF) – межправительственная организация, в задачи которой входит выработка международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов. Кроме того, ФАТФ занимается оценкой законодательства и национальных стандартов в этой области и их соответствия принятым международным нормам.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор в области чс

Участниками ФАТФ являются 36 ведущих стран мира, в т. ч. и Россия. Интересы нашей страны в этой организации представляет Росфинмониторинг.

Решения ФАТФ принимаются на пленарных заседаниях, которые проводятся три раза в год. Кроме того, на постоянной основе действуют рабочие группы по следующим вопросам:

— оценка действующего законодательства стран-участниц и его применение;

— классификация и типология действий по отмыванию денежных средств;

— противодействие финансированию терроризма и отмыванию денег;

— обзор международного сотрудничества.

В соответствии с резолюцией Совета безопасности Организации объединенных наций № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Также борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма занимается ряд региональных организаций, созданных по типу ФАТФ.

(Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег )

>
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

Базовый вариант Сорока Рекомендаций FATF был разработан в 1990 году как инициатива по борьбе с противоправным использованием финансовых систем лицами, отмывают деньги, полученные от продажи наркотиков. В 1996 году Рекомендации впервые были пересмотрены с целью отразить развитие тенденций и техник отмывания и для расширения сферы применения стандартов за пределы легализации средств от продажи наркотиков. 40 Рекомендаций в редакции 1996 года были одобрены более чем 130 странами и стали международным стандартом в сфере борьбы с отмыванием денег.

В октябре 2001 года Группа по разработке финансовых мер распространила свой мандат на вопрос финансирования терроризма и сделала важный шаг, подготовив 8 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, которые в 2004 году были дополнены девятой рекомендации. Этот документ содержал комплекс мероприятий, целью которых является противодействие финансированию террористических актов и террористических организаций, и дополнял Сорок рекомендаций. К числу специальных рекомендаций входили:

— Ратификация и выполнение положений по инструментов ООН, в частности, Международной конвенции ООН 1999 о прекращении финансирования терроризма и резолюции Совета Безопасности ООН № 1373;

— Криминализация финансирования терроризма и связанного с ним отмывания денег;

— Замораживание или конфискация террористических активов;

— Альтернативные системы передачи денег; физические и юридические лица, предоставляющие услуги по переводу денег или ценностей, должны получить лицензию или быть зарегистрированными, действуя в полном соответствии со всеми Рекомендаций FATF;

— Телеграфные переводы, которые должны включать точную и полную информацию об отправителе средств и связанных сообщений; эта информация должна сопровождать перевод на протяжении всех этапов его осуществления;

— Некоммерческие организации, которые не должны использоваться террористическими организациями, которые выдают себя за легальные организации, как каналы для финансирования терроризма, для сокрытия незаконного перевода фондов, предназначенных для легальных целей, в пользу террористических организаций;

— Кур премьеры по перевозке наличности; страны должны иметь действующие по выявлению физического трансграничной перевозки валюты и других финансовых документов на предъявителя, включая систему декларирования или другие обязательства по отчетности.

В 2003 году Сорок рекомендаций FATF были пересмотрены вдруг, они были дополнены пояснительными примечаниями для разъяснения их применения и вместе со Специальными рекомендациями были одобрены более чем 180 странами мира

Вышеупомянутые документы стали всеобъемлющим сводом организационно-правовых мероприятий по созданию в каждой стране эффективного режима ПОД / ФТ. Свидетельством их комплексности и универсальности являются:

— Максимальное широкий охват вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;

— Тесная взаимосвязь с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященных вопросам ПОД / ФТ;

— Предоставление странам возможности проявить определенную гибкость при реализации Рекомендаций с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.

Рекомендации FATF не является сложными и не вызывают трудностей при реализации, они не ограничивают свободу осуществления законных операций и не угрожают экономическому развитию. Рекомендации не дублируют но не подменяют соответствующие положения других международных актов, а при необходимости дополняя, сводят их в единую систему организационных принципов и правовых норм.

Не имея статуса международного правового акта, Рекомендации FATF на практике получили всеобщее признание как универсальные международные стандарты в сфере ПОД / ФТ. В частности, в резолюции Совета Безопасности № 1617 (2005 г..), Которая имеет обязательный характер для всех государств-членов ООН, содержится настоятельный призыв выполнять 40 + 9 Рекомендаций Группы по разработке финансовых мер.

В 2010-2011 годах FATF, совместно с представителями частного сектора стран-членов, а также в тесном сотрудничестве с региональными группами и организациями-наблюдателями, в частности, ООН, МВФ, Всемирным банком, была проведена масштабная работа по пересмотру рекомендаций, ее результатом стало принятие в феврале 2012 года новой всеобъемлющей редакции Рекомендаций FATF, объединившая в себе стандарты в сфере противодействия отмыванию средств, финансированию терроризма, а также новые стандарты по борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения.

Новые стандарты FATF значительно ужесточают требования к национальным системам противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма. В частности:

— Полностью унифицированы процедуры противодействия финансированию терроризма с процедурами борьбы с отмыванием средств, тем самым устранены потребность в специальных рекомендациях;

— Введены новые требования по борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения;

— Расширен перечень основных правонарушений, то есть противоправных деяний, предшествующих легализации доходов, путем включения налоговых преступлений и контрабанды;

Читайте также:  Что относится к предварительному государственному надзору

— Ужесточены требования по противодействию отмыванию коррупционных доходов;

— Ужесточены требования к применению в финансовой системе подхода, основанного на оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма;

— Введена требования по координации противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма на национальном уровне;

— Ужесточены требования к международному сотрудничеству;

— Повышен роль подразделений финансовой разведки. Одновременно FATF призвал страны привести национальные системы противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма в соответствие с новыми стандартами.

Итак, Рекомендации в значительной степени были пересмотрены с целью ужесточения требований для ситуаций, которые составляют высокий риск. Следует отметить, что разработка основ подхода к организации противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма на основе оценки рисков началась под эгидой FATF еще в 2005 году, а в последней редакции Рекомендаций именно первая рекомендация посвящена применению такого подхода. Страны должны, прежде всего, определить, оценить и понять риски отмывания денег и финансирования терроризма, с которыми они сталкиваются, а затем принять соответствующие меры для снижения этих рисков. Подход, основанный на оценке рисков, позволяет странам в рамках требований FATF принять более гибкий комплекс мер для того, чтобы эффективнее сосредоточить свои ресурсы и реализовывать предупредительные действия, которые соответствуют характеру рисков. Важным принципом является то, что ресурсы должны быть направлены в соответствии с приоритетами таким образом, чтобы самым рискам было уделено наибольшее внимание.

Основные обязательства, которые, в соответствии с Рекомендациями, необходимо эффективно реализовывать странам, их финансовым институтам, определенным нефинансовым учреждениям и представителям определенных профессий, предоставленные в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Основное содержание Рекомендаций FATF

Название раздела и номера рекомендаций

содержание рекомендаций

А. Политика и координация в сфере противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма; 1 — 2

Необходимость применения подхода, основанного на оценке рисков; наличие у стран национальной политики и эффективных механизмов координации действий в сфере ПОД / ФТ

В. Отмывание средств и конфискация; 3 — 4

Криминализация отмывания средств, полученных в результате серьезных преступлений; принятие законов и предоставления полномочий по аресту и конфискации средств, полученных преступным путем

С. Финансирование терроризма и распространения оружия массового уничтожения; 5-8

Криминализация финансирования террористических актов, террористических организаций и террористов; введение режима целевых финансовых санкций за терроризм, финансирование терроризма, распространения оружия массового уничтожения и его финансирования; адекватность мер по неприбыльных организаций

D. Меры предосторожности; 9-23

Обязательства для финансовых учреждений осуществлять надлежащую идентификацию своих клиентов, а также выгоду по операциям своих клиентов; сохранение данных в течение пяти лет; дополнительных мерах по специфических групп клиентов и видов деятельности — публичные лица, лица, осуществляющие переводы денежных средств, корреспондентские отношения, новые технологии, денежные переводы; требование к финансовым учреждениям

сообщать подразделения финансовой разведки о подозрительных операциях клиентов; особенности применения рекомендаций для определенных учреждений и профессий

Е. Прозрачность и бенефициарных собственность юридических лиц и организаций; 24-25

Обеспечение странами наличии адекватной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроль юридических лиц, а также правовых организаций

F. Полномочия и ответственность компетентных органов власти и другие институциональные мероприятия; 26-35

Создание адекватной системы регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений, определенных нефинансовых учреждений и профессий; полномочия надзорных, операционных и правоохранительных органов

G. Международное сотрудничество; 36-40

Необходимость присоединения к основным Конвенции в сфере ПОД / ФТ и их полной имплементации; осуществление странами взаимной правовой помощи, включая замораживание, конфискацию активов и экстрадиции; предоставление возможности компетентным органам эффективно осуществлять широкое международное сотрудничество

По мнению Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, страны имеют такие преимущества от имплементации рекомендаций FATF:

— Обеспечение более прозрачной и стабильной финансовой системы, которая является привлекательной для иностранных инвесторов. Коррумпированные и непрозрачные финансовые системы нестабильны. Интенсивное отмывания средств может привести к повышенной волатильности международных потоков капитала и валютных курсов, рыночных диспропорций и искажения инвестиционных и торговых потоков;

— Убеждение в том, что финансовые учреждения не являются уязвимыми для проникновения или злоупотреблений со стороны организованных преступных групп. Финансовые институты, которые используются таким образом, несут риск потери репутации, финансовой нестабильности, уменьшение общественного доверия, угрозу безопасности и надежности, а также прямые убытки ;

— Создание возможности для борьбы с терроризмом и отслеживание средств, принадлежащих террористам. Террористам необходимы деньги для финансирования атак. Отслеживание этих средств является одним из немногих превентивных мер, которые имеют государства в борьбе с терроризмом;

— Соблюдение обязательных для выполнения международных обязательств и избежать риска санкций или иных действий со стороны международного сообщества. Международное сообщество, через многочисленные международные договоры, резолюции Совета Безопасности ООН и обнародования лучших практик, поддерживает внедрение рекомендаций FATF на высшем политическом уровне;

-уникнення Превращения в убежище для преступников. Страны со слабыми системами ПОД / ФТ являются привлекательными для преступников, поскольку они создают среду, в которой преступники могут использовать прибыль от совершенных ими преступлений и финансировать свою незаконную деятельность с небольшим страхом перед наказанием [57].

Внедрение и соблюдение рекомендаций FATF обеспечивается благодаря механизму взаимного мониторинга, который не имеет аналогов в международной практике по масштабам и эффективности применения. Группой используются два типа оценок (аттестаций): самооценка и взаимная оценка. При осуществлении самооценки каждая страна-член FATF самостоятельно предоставляет информацию о состоянии реализации Рекомендаций, отвечая ежегодно на стандартный, заранее определенный перечень вопросов. Затем эта информация сводится и анализируется и становится основой для оценки степени реализации международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма как в отдельных странах, так и в Группе в целом.

Читайте также:  Чем финансовый надзор отличается от финансового регулятора

В процессе взаимной оценки FATF по очереди проверяет каждую страну — члена на основе информации, полученной непосредственно в этой стране на протяжении пребывания там группы из трех — четырех экспертов в юридической и финансовой сферах, из правительств других государств-членов. Задачей такого визита является составление отчета по определению развития страны, оцениваемого на пути внедрения эффективной системы борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также определение основных направлений дальнейшей деятельности. Отчет рассматривается и утверждается на очередном пленарном заседании FATF

Первый раунд взаимных оценок состоялся в 1992-1995 pp. и был направлен на анализ наличия необходимой законодательной и другой нормативно-правовой базы национальных систем противодействия отмыванию доходов. В течение второго раунда, который состоялся в 1996-1999 pp., Внимание было сосредоточено на вопросах эффективности мероприятий в сфере противодействия отмыванию доходов. Кроме того, в 1999-2003 pp. было проведено взаимные оценки новых членов FATF, включая Аргентину, Бразилию, Мексику, Россию и ЮАР. Третий раунд взаимных оценок FATF на основе новой единой методологии проходил в 2005-2009 pp.

В 2000 году FATF впервые был опубликован доклад о странах и территории, которые не принимают участия в международной борьбе с легализацией средств. В докладе было предоставлено 25 критериев классификации таких стран, в частности, отсутствие механизмов надзора и недостаточное регулирование финансовых институтов с учетом международных правил борьбы с отмыванием денег; наличие анонимных счетов или счетов, открытых на фиктивные имена; наличие механизмов охраны банковской тайны не позволяющие административным и судебным органам получать информацию для борьбы с отмыванием средств; наличие препятствий для идентификации финансовыми институтами владельцев, бенефициаров и управляющих компаний и других юридических лиц; отсутствие централизованного органа (органа финансовой разведки) или соответствующих механизмов для сбора, анализа и представления компетентным органам информации о подозрительных операциях и тому подобное.

На основании этих критериев был сформирован перечень стран и территорий, не сотрудничали в сфере противодействия легализации преступных средств (англ. List of non-cooperative countries), получивший название «черный список» FATF (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Страны и территории, которые были внесены в «черный список» Ратри течение 2000-2006 годов

год

страны

Багамские о-ва, Каймановы о-ва, Кука о-ва, Доминиканская Республика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Науру, Маршалловы о-ва, о-в Ниуэ, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис о-ва, Сент -Винсент и Иренадины о-ва

Багамские о-ва, Каймановы о-ва, Кука о-ва, Доминиканская Республика, Египет, Гренада, Гватемала, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы о-ва, Мьянма, Науру, Нигерия, о-в Ниуэ, Панама, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис о-ва, Сент-Винсент и Иренадины о-ва, Украина

Кука о-ва, Доминиканская Республика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы о-ва, Мьянма, Науру, Нигерия, о-в Ниуэ, Филиппины, Россия, Сент-Винсент и Иренадины о-ва, Украина

Кука о-ва, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Сент-Винсент и Иренадины о-ва, Украина

Кука о-ва, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины

Мьянма, Науру, Нигерия

Мьянма (исключена из перечня в октябре 2006)

Современные списки FATF можно условно разделить на три уровня:

— До «черный список» включаются юрисдикции, в отношении которых FATF призывает применять контрмеры, в т.ч. санкции, с целью защиты от рисков, от них произошли;

— До «темно-серый список» включаются юрисдикции, имеющие стратегические недостатки национальной системы ПОД / ФТ, не достигает существенного прогресса в их устранении или не выполняют разработанной совместно с FATF программы действий;

— До «серый список» включаются юрисдикции, в которых существуют недостатки законодательного поля и совместно с FATF разработали план действий по их устранению и на высоком политическом уровне заявили о готовности устранить указанные недостатки.

По состоянию на 19 октября 2012 года, в соответствии с очередной Публичной Заявления FATF, к первому перечню отнесены две страны: Иран и КНДР; ко второму — семнадцать юрисдикций, а именно: Боливия, Куба, Эквадор, Эфиопия, Индонезия, Кения, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Сан-Томе и Принсипи, Шри Ланка, Сирия, Танзания, Таиланд, Турция, Вьетнам, Йемен . «Серый список» содержит, в частности, Афганистан, Албания, Алжир, Анголу, Антигуа и Барбуда, Аргентину, Бангладеш, Бруней, Камбоджу, Гану, Кувейт, Кыргызстан, Монголию, Марокко, Намибию, Непал, Филиппины, Судан, Таджикистан, Венесуэлу [ 62].

Ситуация в каждой стране в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма определяется на основе Методологии оценки соответствия рекомендациям FATF [43]. После просмотра Рекомендаций возникла необходимость провести четвертый раунд оценки, который начнется после доработки Методологии оценки с учетом обновленных стандартов FATF.

Источники:
http://velereya.ru/40-9-rekomendatsij-fatf/
http://studbooks.net/68427/bankovskoe_delo/soderzhanie_mezhdunarodnoe_znachenie_rekomendatsiy_fatf

Читайте также:
Adblock
detector