Что такое примитивный надзор

1. Превентивный надзор устанавливается за лицами, указанными в частях 3 и 4 настоящей статьи, для наблюдения за их поведением, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.

1 1 . Превентивный надзор не устанавливается за постоянно не проживающими в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства.

2. Установление, продление и в случаях, указанных в пунктах 1–3 части 11 настоящей статьи, прекращение превентивного надзора, а также изменение требований превентивного надзора осуществляются судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

3. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения устанавливается:

1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений;

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.

4. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения может быть установлен:

1) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если оно в пределах срока судимости более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

5. За лицом, указанным в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается до снятия судимости.

6. За лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет, но в пределах срока судимости.

7. Суд обязывает лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства;

3) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел.

8. Суд при установлении превентивного надзора или при его осуществлении может обязать лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) не посещать определенные места;

2) не покидать свое жилище в определенное время суток;

3) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц;

4) не выезжать за пределы Республики Беларусь.

9. При осуждении лица, за которым был установлен превентивный надзор, к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направления его в лечебно-трудовой профилакторий превентивный надзор приостанавливается со дня начала срока отбывания этим лицом наказания или его нахождения в лечебно-трудовом профилактории и считается возобновленным со дня окончания срока отбывания назначенного ему наказания или его нахождения в лечебно-трудовом профилактории соответственно.

11. Превентивный надзор прекращается:

1) по истечении срока, на который он был установлен, если превентивный надзор не был продлен судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

2) в случае погашения или снятия судимости;

3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдало требования превентивного надзора и не совершало преступлений и административных правонарушений. При этом в отношении лица, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор прекращается не ранее как по истечении трех лет после отбытия им наказания в виде лишения свободы;

4) в случае осуждения лица, за которым установлен превентивный надзор, к наказанию в виде лишения свободы;

5) в случае смерти лица, за которым установлен превентивный надзор;

6) в случае высылки (депортации) из Республики Беларусь иностранного гражданина либо лица без гражданства, за которыми установлен превентивный надзор.

12. Превентивный надзор за лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, может быть продлен судом в пределах срока судимости в случае несоблюдения этими лицами требований превентивного надзора или их привлечения более двух раз в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

Читайте также:  Попадает ли под амнистию надзор

(ст. 24.12 КоАП)

6.2.1. Несоблюдение лицом, за которым установлен пре­вентивный надзор, требований превентивного надзора

без уважительных причин (ч. 1 ст. 24.12)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие испол­нение такой меры уголовной ответственности, как превентивный надзор.

Объективная сторона выражается в несоблюдении (действие либо бездействие) требований превентивного надзора без уважитель­ных причин.

Несоблюдение — это неиспользование требований превентив­ного надзора без уважительных причин.

Превентивный надзор является системой временных принуди­тельных мер контроля за поведением лиц, за которыми он установ­лен. Этот надзор устанавливается для наблюдения за поведением поднадзорных, предупреждения с их стороны преступлений, оказа­ния на них необходимого профилактического воздействия (п. 3 Ин­струкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 138 ).

Конкретно такие лица определены в ст. 80 УК. К ним относится освобожденное из мест лишения свободы лицо:

1. допустившее особо опасный рецидив преступлений;

2. осужденное за преступление, совершенное в составе органи­зованной группы или преступной организации;

3. достигшее восемнадцатилетнего возраста, судимое за совер­шение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимое два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умыш­ленные преступления:

а) если его поведение в период отбывания наказания в виде ли­шения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления;

137 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2. 8/4487. 376

б) если оно после отбытия наказания систематически привлека­лось к ответственности за административные правонарушения, за которые законом предусмотрено взыскание в виде ареста.

Рассматриваемый надзор и связанные с ним ограничения уста­навливаются и прекращаются судом по месту отбывания нака­зания либо по месту жительства осужденного по представлению администрации исправительного учреждения или органа внутрен­них дел.

Лицо, в отношении которого принято решение об установлении превентивного надзора, обязано:

1. прибыть в установленный срок к избранному месту житель­ства;

2. зарегистрироваться в органе внутренних дел;

3. уведомлять этот орган о перемене места работы или житель­ства;

4. выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа, осуществляющего надзор.

Суд может обязать поднадзорного:

1. не посещать определенные места;

2. не покидать дом (квартиру) в определенное время суток;

3. являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц (ч. 8 ст. 80 УК);

4. являться по вызову в инспекцию в указанный ею срок и давать письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением пра­вил превентивного надзора;

5. при выезде по личным делам с согласия инспекции в другой населенный пункт (город или район) и нахождении там более суток зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту временного нахождения (Приложение № 9 к Инструкции о порядке установле­ния и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожден­ными из мест лишения свободы).

Подобные правила закреплены и в ст. 201 УИК.

Субъект правонарушения — физическое лицо, за которым уста­новлен превентивный надзор.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа от шести до де­сяти базовых величин.

6.2.2. То же деяние, совершенное повторно в течение одно­го года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 24.12)

Особенность данного правонарушения определяется повторным совершением в течение одного года после наложения администра­тивного взыскания за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 24.12, а также более суровой мерой ответственности.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от восьми до пятидесяти базовых величин или административного ареста.

Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРИПИСКИ ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВА НА ВОИНСКУЮ САУЖБУ И ВОИНСКОГО УЧЕТА (глава 25 КоАП)

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 1549 | Нарушение авторских прав

Понятие превентивного надзора можно определить как основанную на судимостисистему временных принудительных мер контроля (наблюдения) за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, направленных на предупреждение совершения новых преступлений с их стороны и оказания на них необходимого профилактического воздействия.

При осуществлении превентивного надзора не должны допускаться действия, унижающие человеческое достоинство и компрометирующие поднадзорного по месту работы и жительства.

По вопросу юридической природы превентивного надзора учеными высказываются разные мнения. Следует отметить, что, например, в УК РФ подобного института нет. Не вдаваясь в дискуссионное обсуждение рассматриваемого правового института, считаем целесообразным обозначить отдельные его признаки с точки зрения науки уголовного права.

Читайте также:  Какие объекты не подлежат государственному строительному надзору

Установление превентивного надзора сопровождается существенным вторжением государства в сферу субъективной свободы осужденного, что находит свое выражение в достаточно значительных ограничениях его личных конституционных прав. В то же время необходимо учитывать, что ограничения, запреты, установленные в отношении осужденного в рамках реализации содержания превентивного надзора, не имеют карательной направленности и предполагают осуществление мероприятий только профилактического содержания и направленности.

Основная цель превентивного надзора – предупреждение рецидива преступлений. Превентивный надзор функционально и содержательно направлен на осуществление наблюдения за осужденным после отбытия им наказания и представляет собой как бы усиленный вариант профилактического наблюдения, характеризуясь при этом значительно бóльшим и более жестким объемом режимных правоограничений.

Правовым основанием организации наблюдения за осужденным в рамках превентивного надзора является факт осуждения виновного лица и возникновение состоянии осужденности лица как преступника. Именно это правовое состояние при наличии установленной в законе совокупности определенных обстоятельств (признаков, условий) может вызывать необходимость осуществления профилактического и испытательного воздействия на осужденного после отбытия им наказания в целях более успешной его ресоциализации и ограничения возможности совершить новое преступление.

Таким образом, превентивный надзор, базируясь на норме УК, можно сказать, является неотъемлемой частью (элементом) общей системы мер, образующих содержание и раскрывающих правовую природу уголовной ответственности. Это как бы квалифицированный (усиленный) вариант режима осуждения по сравнению с профилактическим наблюдением, при котором система наблюдения за осужденным в период срока судимости становится более жесткой, сопровождается большим объемом правоограничений, приобретает ярко выраженную надзорную направленность.

Законодатель в ст. 80 УК установил четыре группы оснований установления превентивного надзора в отношении осужденных.

В соответствии с первыми двумя условиями превентивный надзор устанавливается в обязательном порядке, как бы автоматически без присутствия осужденного в суде в силу:

а) установления в действиях лица особо опасного рецидива (ч. 1 ст. 80 УК);

б) установления факта совершения преступления в составе организованной группы или преступной организации (ч. 3 ст. 43 и ч. 2 ст. 80 УК).

Это безусловные нормы, которые не допускают при наличии уголовно-правовых признаков, предусмотренных ч. 3 ст. 43 УК и ст. 18 – 19 УК, принять иное решение.

Иначе законодатель формулирует основания установления превентивного надзора в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 80 УК. Здесь требуется проведение судом совокупной оценки ряда обстоятельств, что обусловливает необходимость присутствия при этом самого осужденного.

В зависимости от периода оценки поведения осужденного (во время отбытия наказания или после освобождения) превентивный надзор после освобождения из мест лишения свободы может быть установленза лицом, достигшим 18-летнего возраста и судимым:

а) за тяжкое или особо тяжкое преступление

б) или два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления, если:

– его поведение в период отбывания лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления. Вывод суда об этом должен основываться на всестороннем учете данных о поведении лица за весь период его нахождения в исправительном учреждении. Об упорном нежелании стать на путь исправления может свидетельствовать систематическое (не менее трех раз) либо злостное нарушение (это понятие раскрывается в ст. 117 УИК) осужденным установленного порядка отбывания наказания, за что он дважды подвергался дисциплинарным взысканиям. При этом необходимо учитывать характер совершенных правонарушений в совокупности с другими материалами, характеризующими осужденного в местах лишения свободы;

– лицо после освобождения из мест лишения свободы в период срока судимости своим поведением проявляет упорное нежелание становления на путь исправления, в связи с чем систематически, т.е. три раза и более
(ч. 15 ст. 4 УК) привлекалось к административной ответственности за административные правонарушения, санкции которых предусматривают среди других видов (не требуется обязательное назначение) наказание в виде административного ареста. Здесь также требуется совокупная оценка всех обстоятельств совершенных правонарушений, характера фактически примененных мер взысканий, других данных по образу жизни судимого лица.

Представление об установлении превентивного надзора по основаниям, предусмотренным:

а) ч. 1 ст. 80 УК (Наличие особо опасного рецидива);

б) ч. 2 ст. 80 УК (Соучастие в составе организованной группы или преступной организации) и п. 1 ч. 3 ст. 80 УК (Систематическое нарушение режима отбывания наказания) – направляются в суд по месту отбывания наказания администрациейисправительного учреждения за месяц до истечения назначенного срока лишения свободы;

Читайте также:  Кто рассматривает в порядке надзора арбитражные дела

в) п. 2 ч. 3 ст. 80 УК (Систематическое привлечение к административной ответственности после отбытия наказания) – органом внутренних дел в суд по месту жительства осужденного.

На основании оценки всех обстоятельств суд принимает решение об установлении превентивного надзора или об отклонении представления (ходатайства) администрации исправительного учреждения (органа внутренних дел), или об установлении превентивного надзора.

Превентивный надзор в соответствии с условиями:

· предусмотренными ч. 1 ст. 80 УК, устанавливается на весь период судимости до ее снятия в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 97, ч. 2 ст. 98 УК);

· предусмотренными ч. 2 и 3 ст. 80 УК, устанавливается на срок от
6 месяцев до 2 лет.

Принципиальным условием при реализации положений превентивного надзора является установление в отношении осужденного системы режимных ограничений, которые в своей совокупности и составляют правовое содержание превентивного надзора как элемента уголовной ответственности.

Одновременно с установлением превентивного надзора суд в связи с этим фактом в соответствии с ч. 6 ст. 80 УК определяет перечень (объем) обоснованно необходимых обязанностей режимно-ограничительного содержания и возлагает их на осужденного, отмечая это в судебном решении. Из содержания ч. 6 ст. 80 УК видно, что перечисленные в ней ограничения можно разделить на два вида:

установленные законом (перечислены в первом предложении ч. 6 ст. 80 УК), обязанность исполнения которых поднадзорным вытекает из самого факта установления превентивного надзора, даже когда они и не указаны в судебном решении;

дополнительные (перечислены во втором предложении ч. 6 ст. 80 УК), которые подлежат исполнению лишь в случае их возложения на осужденного судом.

Перечень ограничений, содержащихся в ч. 6 ст. 80 УК, является исчерпывающим и установление судом иных ограничений не допускается.

Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы предусматривают основания и определяют процедурный порядок изменения правового статуса и объема правоограничений лица, в отношении которого установлен превентивный надзор.

В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 80 УК превентивный надзор, установленный в отношении лица, допустившего особо опасный рецидив, может быть прекращен до снятия судимости, но не ранее как по истечении трех лет после освобождения из мест лишения свободы. Основание – поднадзорный своим поведением и образом жизни подтвердил устойчивое стремление к законопослушному поведению. По нашему мнению, превентивный надзор в отношении такого осужденного может быть в течение срока судимости вновь установлен, если в этом возникнет необходимость. Представляется, что основанием для повторного установления превентивного надзора в отношении лица, допустившего особо опасный рецидив, должны быть обстоятельства, указанные в п. 2 ч. 3 ст. 80 УК, а не факт наличия особо опасного рецидива.

На законодательном уровне (ч. 4 ст. 80 УК) предусмотрено условие, что установленный первоначально срок превентивного надзора в отношении категории лиц, перечисленных в ч. 2, п. 1 и 2 ч. 3 ст. 80 УК, с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может быть продлен судом в пределах срока судимости. Следовательно, продолжительность пребывания вышеуказанной категории судимых под превентивным надзором может превышать установленный законом первичный максимальный срок в два года.

На уровне ч. 6 ст. 200 УК закреплено положение, что в период осуществления превентивного надзора уголовно-исполнительная инспекция с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе войти в суд с представлением об изменении (ослаблении или усилении) ограничений в пределах, предусмотренных ч. 6 ст. 80 УК.

Обеспечение подчинения поднадзорных лиц определенным правоограничениям режимного характера достигается существованием угрозы уголовной ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора.

Так, в соответствии со ст. 168 КоАП несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин образует состав административного правонарушения и влечет административную ответственность. Несоблюдение таких требований лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такое же нарушение, образует состав преступления, предусмотренного ст. 421 УК (Несоблюдение требований превентивного надзора).

Неприбытие без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства или самовольное оставление поднадзорным места жительства образует самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 422 УК (Уклонение от превентивного надзора).

Источники:
http://lektsii.org/3-49028.html
http://mydocx.ru/3-84556.html

Читайте также:
Adblock
detector