1.2.11. Государственный энергетический надзор Российской Федерации организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. № 938.
1.2.12. Госэнергонадзор входит в систему Министерства топлива и энергетики РФ и объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции.
1.2.13. Основной задачей Госэнергонадзора является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных, сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
1.2.14. Органы и учреждения Госэнергонадзора осуществляют надзор за:
— проведением организациями мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации; разработки, проектирования, изготовления, накладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования;
— обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций;
— соблюдением организациями правил устройства электрических установок, правил эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом;
— организацией учета производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
— проведения организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования;
— эффективностью использования средств федерального бюджета, направленных на цели энергосбережения.
1.2.15. Главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставляется право:
— давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции;
— требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представить иную опасность для человека;
— осуществлять контроль за своевременной проверкой знаний персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;
— давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знаний правил техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;
— принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;
— осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок;
— давать организациям предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;
— проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений;
— беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
1.2.16. Органы и учреждения Госэнергонадзора в соответствии с возложенными на них задачами:
— участвуют в установленном порядке в работах по сертификации электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг;
— участвуют в лицензировании работ в области энергетики и использовании нефтепродуктов в пределах полномочий, представляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации;
— организуют и проводят обязательные энергетические и энергоэкономические обследования организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее шести тысяч тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— выдают свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий);
— заключают договоры с юридическими и физическими лицами;
— осуществляют научно-техническую и информационную деятельность;
— разрабатывают и издают нормативно-техническую документацию.
1.2.17. Органы и учреждения Госэнергонадзора имеют право:
— получать необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора;
— привлекать по согласованию с руководителями организации специалистов для проведения работ, связанных с осуществлением государственного энергетического надзора и составления экспертных заключений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.
Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.
Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь, лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.
Отдельные положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.
Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.
Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
Конденсаторы для силовой электроники
Конденсаторы для повышения коэффициента мощности
Установки компенсации реактивной мощности 0.4кВ
Моторные и светотехнические конденсаторы
Госэнергонадзор — Государственный энергетический надзор России. Один из трех государственных надзорных органов, входящих в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). До 2004 года являлся структурным подразделением Министерства энергетики Российской Федерации.
Госэнергонадзор был образован 18 мая 1944 г. постановлением Государственного комитета обороны, как Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору при Наркомате электростанций СССР. В 1963 году были упразднены инспекции союзных республик по коммунальной энергетике, а также Госсельэнергонадзор, и их функции были переданы Госэнергонадзору.
В 1980 году в Госэнергонадзор переданы предприятия по сбыту электроэнергии и контролю за ее использованием.
В декабре 1998 г. созданием Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения завершено формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действовавших в топливно-энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций.
В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.04 № 649 образована единая Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России, в которую вошли Госгортехнадзор, Госатомнадзор и Госэнергонадзор.
Основные задачи Госэнергонадзора:
- Надзор за выполнением требований к техническому состоянию и безопасному обслуживанию электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций;
- Контроль за рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, топливно-энергетических ресурсов в организациях всех форм собственности.
Госэнергонадзор выполняет следующие основные функции:
- осуществляет государственный энергетический надзор — за сбережением топливо-энергетических ресурсов;
- за обеспечением безопасности основных сооружений электростанций и гидротехнических сооружений;
- за соблюдением правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, теплоиспользующих установок и охраны труда при их эксплуатации, правил пользования электрической, тепловой энергией и газом;
- за соблюдением организациями государственного стандарта качества электрической энергии;
- организует разработку правил энергоснабжения, пользования газом, устройства электроустановок, эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок и охраны труда при их эксплуатации.
Органы Госэнергонадзора в пределах своей компетенции имеют право:
- осуществлять государственный энергетический надзор по вопросам, отнесенным к их ведению, и в этих целях их должностные лица вправе давать обязательные для всех организаций предписания об устранении выявленных нарушений;
- требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и тепловых установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;
- принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок;
- беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлению служебного удостоверения;
- налагать административный штраф за предусмотренные КоАП РФ правонарушения в сфере энергетики.
Важно: Госэнергонадзор следит за качеством электроэнергии, поскольку качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования, и может штрафовать потребителя в случае несоблюдения им правил, приведшему к нарушению требований к качеству электроэнергии. Поэтому потребителю необходимо принимать соответствующие меры. Например, не выявленный вовремя потребителем и не устраненный реактивный характер нагрузки может стать причиной санкций со стороны Госэнергонадзора. Если ваше оборудование допускает возможность возникновения реактивной составляющей в потребляемой мощности, то необходимо воспользоваться установкой компенсации реактивной мощности.
Установки компенсации реактивной мощности, производимые конденсаторным заводом Нюкон позволяют:
- улучшить качество электроэнергии у потребителя;
- уменьшить нагрузку на трансформаторы, увеличить срок их службы;
- уменьшить нагрузку на провода, кабели, использовать их меньшего сечения;
- уменьшить нагрузку на коммутационную аппаратуру за счет снижения токов с цепях;
- избежать штрафов за порчу электрической сети пониженным коэффициентом мощности;
- снизить расходы на электроэнергию;
- уменьшить уровень высших гармоник в сети.
Источники:
http://hr-portal.ru/article/gosudarstvennyy-energeticheskiy-nadzor
http://www.nucon.ru/dictionary/gosenergonadzor.php