Что такое общий надзор в прокуратуре

Читайте также:

  1. I. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ: ОБЩИЙ ОБЗОР
  2. I. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОСЛЕ Р.Э.ПАРКА: ОБЩИЙ ОБЗОР
  3. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  4. III. Правовые акты органов местного самоуправления.
  5. V. ЗАБОЛЕВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
  6. Административно-правовой статус общественных объединений, органов исполнительной власти
  7. Административный надзор
  8. Административный надзор.
  9. Аккредитация органов по сертификации
  10. Билет №63 Онтогенез как основа филогенеза. Ценогенезы и филэмбриогенезы. Гетерохронии и гетеротопии биологических структур в эволюции органов и функций.
  11. Болезни женских половых органов Патология беременности
  12. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории России. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и негосударственными образованиями.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ (включая Главную военную прокуратуру), прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Предметом общего надзора прокуратуры является: 1. соблюдение Конституции РФ и исполнение законов действующих на территории России, федеральными министерствами государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 2. соответствие законам правовых актов, издаваемых перечисленными органами и должностными лицами; 3. соблюдение прав и свобод человека и гражданина этими органами и должностными лицами; 4. исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов управления юстицией.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшие порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда.

Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта или приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать его.

Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленном законом срок.

Читайте также:  Чем регламентируется технический надзор

Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

| следующая лекция ==>
Органы судебной власти и законность в управлении | Организационно-правовые вопросы управления промышленностью

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Предметом надзора являются:

  • 1. Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • 2. Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством РФ. Это — прерогатива конституционного контроля. Однако если принятое Правительством РФ постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ.

Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых принимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

  • -освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • -опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • -вносит представление об устранении нарушений закона.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступившей информации о нарушении законности.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют в своей работе соответствующие методы, к которым относятся:

  • 1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Итогами проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий, их порождающих, предлагаются меры по их устранению. Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия мер по устранению выявленных нарушений законности.
  • 2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами, и действий должностных лиц, порождающих юридические последствия. Такие проверки осуществляются с целью установления соотвествия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, нанесен ли им ущерб.
  • 3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.
  • 4. Изучение и обобщение сведений о нарушении законности, поступающих в прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать соответствующим образом. В Законе закреплены четыре формы реагирования прокурора на нарушение законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт.

Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части либо о приведении его в соответствие с законом.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.

Читайте также:  Как оформляется технический надзор

Протест прокурора на правовой акт содержит определенные реквизиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он был издан; содержание опротестованного акта либо части его; правовое обоснование незаконности изданного акта; указание на нарушение нормы закона или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведение в соответствие с законом опротестованного акта; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.

Представление прокурора является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие. Оно вносится в орган, общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушения законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.

Как и протест, представление содержит в себе определенные реквизиты: наименование поднадзорного объекта, которому оно адресуется; материалы, явившиеся основанием внесения представления; наименование нарушенного закона или законов; сущность совершенных правонарушений, их причины и условия; предлагаемые меры по ликвидации нарушений законности и устранению причин и условий, им способствующих; указание на конкретных виновных лиц и предложение о привлечении их к ответственности; должностное положение, классный чин прокурора, дата внесения представления.

Исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. административный надзор прокуратура правоохранительный

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным. Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:

  • — верховенство закона;
  • — единство и укрепление законности;
  • — защиту прав и свобод человека и гражданина;
  • — охраняемые законом интересы общества и гражданина.

Уровень законности в государстве прежде всего зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности. Если имеются многочисленные факты, когда работники милиции незаконно задерживают граждан, изымают у них имущество, когда без достаточных законных оснований военнослужащие применяют огнестрельное оружие, убивают и ранят людей, когда квартиры распределяются в обход установленных правил, лицензирование не обходится без взяток и т. д„ то даже строжайшее соблюдение законов при осуществлении правосудия, в процессе прокурорского надзора не окажет существенного влияния на общую картину взаимоотношений государства и граждан, негосударственных организаций. Это будут лишь островки законности в море управленческого своеволия.

Юридическая правомерность деятельности исполнительной власти — стержень всего режима законности в стране. Именно эту проблему и призваны решать все способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти.

Это направление надзора является одним из ведущих в деятельности современной прокуратуры РФ и наиболее сложным, т.к. распространяется на значительный круг поднадзорных субъектов и включает в себя надзор за исполнением законов практически во всех отраслях права.

Читайте также:  Является ли прокуратура надзорным органом

1. Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов следующими поднадзорными субъектами:

— федеральными органами исполнительной власти;

— Следственным комитетом РФ;

— представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;

— органами местного самоуправления;

— органами военного управления;

— должностными лицами всех вышеперечисленных органов;

— субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

— органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Законность правовых актов, издаваемых вышеперечисленными субъектами.

Основанием для проведения проверки исполнения законов является поступившая в прокуратуру информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (например, жалобы граждан, материалы проверок, проведенных различными контролирующими органами, обращения журналистов и т.д.)

Полномочия прокуроров в этой сфере надзора:

1. По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных субъектов, а также требовать для ознакомления документы и материалы, необходимые прокурору для проверки информации о фактах нарушения закона.

Документы, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются прокурору по предъявлению им допуска на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

2. Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения законов.

3. Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных субъектов выполнения следующих действий:

а) провести проверки деятельности или ревизию в подконтрольных (подведомственных) организациях;

Требование прокурора о проведении проверки или ревизии, как правило, направляется в вышестоящую организацию, по отношению к той, деятельность которой подлежит проверке.

Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно, а результаты проверки или ревизии направить прокурору.

б) выделить специалистов для выяснения вопросов, возникших у прокурора при осуществлении надзорной деятельности (например, вопросов экономического, финансового, технологического или иного специального характера);

Прокурор в концентрированном виде излагает сущность задания и примерный перечень вопросов, форму предоставления ожидаемых материалов и их сроки.

в) направить в прокуратуру необходимые документы, статистические и иные сведения;

Прокурор должен направить письменный запрос, в котором указать, какие документы ему необходимы и за какой период.

Выявив в ходе проверок нарушения законности, прокурор должен принять предусмотренные законом меры реагирования по устранению выявленных нарушений(в зависимости от характера нарушения):

ü направить в соответствующий орган или должностному лицу представление об устранении нарушений закона, указав какие нарушения были допущены и какие меры должны быть приняты для устранения;

ü вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направить его в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение дел о соответствующем административном правонарушении.

Если в противоправных действиях соответствующих лиц признаков административного правонарушения не было, то за допущенные ими нарушения закона прокурор может потребовать привлечение их к иной ответственности, например, дисциплинарной.

ü если нарушение закона выразилось в издании незаконного правового акта, то прокурор по своему усмотрению вправе направить протест с требованием об отмене или изменении таких актов в адрес должностного лица или органа, издавшего правовой акт, либо вышестоящему должностному лицу или вышестоящему органу, либо направить в заявление в суд о признании таких актов недействительными;

ü в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Источники:
http://studwood.ru/644071/pravo/obschiy_nadzor_organov_prokuratury
http://poisk-ru.ru/s15041t3.html

Читайте также:
Adblock
detector