Что представляет собой государственный контроль надзор

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

— у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции; выполняющих работы и оказывающих услуги;

— в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;

— в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Госстандарта могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг.

Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.

2. Государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией.

3. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

4. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

5. Государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

— продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;

— техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;

— системы управления качеством;

— работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

— обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

— правил обязательной сертификации;

— правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

1. Госстандартом России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора.

2. Федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России (центры стандартизации, метрологии и сертификации).

3. Организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

1. Председатель Госстандарта России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2. Заместитель председателя Госстандарта России и руководитель структурного подразделения, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации).

3. Руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем ) Госстандарта России.

4. Работники указанного структурного подразделения Госстандарта России — государственные инспекторы.

5. Работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации. Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

— Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров;

— Государственный комитет РФ по охране окружающей среды осуществляет государственный экологический контроль;

— Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации.
Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок. Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в случаях:

— проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работам и услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав, связанные с невыполнением обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся с жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Государственные инспектора имеют право:

— доступа в служебные и производственные помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соблюдением установленного законодательством порядка;

— получать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

— использовать технические средства и привлекать специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении государственного контроля и надзора;

Читайте также:  Что делает инженер по техническому надзору

— проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб (образцов) продукции, работ и услуг для контроля соответствия их обязательным требованиям;

— получать копии документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов.

Руководитель (иное должностное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель обеспечивает государственным инспекторам необходимые условия для проведения государственного контроля и надзора в соответствии с действующим законодательством.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

— отбор образцов (проб) продукции и (или) документов; технический осмотр продукции, работ и услуг;

— исследования (испытания), экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;

— проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;

— оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;

— проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

Отбор образцов (проб) из партии продукции, предназначенной для мероприятий по контролю и надзору, осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя и участников проверки и оформляет акт отбора образцов.

Технический осмотр продукции, работ и услуг проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы.

Необходимость проведения испытаний определяет государственный инспектор (руководитель проверки). Испытания проводятся на испытательной базе юридического лица или индивидуального предпринимателя в присутствии государственного инспектора либо в аккредитованной испытательной лаборатории.

Испытания продукции проводятся в соответствии с установленными в стандартах и других нормативных документах требованиями на методы контроля и испытаний продукции. Испытания образцов (проб) продукции оформляются протоколом по форме, принятой в испытательной лаборатории (центре). Результаты испытаний отобранных образцов (проб) распространяют на проверяемую партию продукции.

По результатам проверки главные государственные инспектора и государственные инспектора в пределах предоставленной им законодательством компетенции выдают обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписания.

В случае выявления нарушений обязательных требований, правил обязательной сертификации государственным инспектором составляется протокол об административном правонарушении на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Читайте также:

  1. I. Лекционный материал по теме: ВОЛЯ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, САМОКОНТРОЛЬ, САМОВОСПИТАНИЕ
  2. II. Контрольні роботи і завдання для перевірки мовленнєвих навичок та вмінь
  3. II. Общественный контроль — это разновидность контроля, который осуществляется общественными организациями или отдельными гражданами.
  4. Quality Management — управление качеством, то есть описание различных проверок изделий во время производственного процесса.
  5. Аттестация государственных инспекторов по пожарному надзору
  6. Банковский надзор
  7. Банковское регулирование и банковский надзор
  8. В государственной Думе рассматривается законопроект, отменяющий плату за пользование геологической информацией, полученной за государственный счет.
  9. Валютне регулювання і контроль
  10. Валютний контроль і відповідальність за порушення валютного законодавства
  11. Валютное законодательство и валютный контроль
  12. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Государственный контроль и надзор осуществляются Госстандартом России за соблюдением обязательных тре­бований государственных стандартов РФ, за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испыта­тельными лабораториями (центрами), органами по серти­фикации правил обязательной сертификации и за серти­фицированной продукцией, за обеспечением единства и требуемой точности измерений, за безопасностью товаров (работ, услуг), а также за обеспечением защиты прав по­требителей.

Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является председатель Госстандарта России, который определяет порядок прове­дения государственного контроля и надзора за соблюдени­ем стандартов, и обязательной серти­фикации и сертифицированной продукции (работ, услуг).

Основной задачей государственного контроля и надзо­ра в области стандартизации является предупреждение на­рушений законов РФ, а также обязательных требований НД по стандартизации и технической документации, рас­пространяющихся на продукцию, процессы и услуги.

Государственный контроль и надзор осуществляются на стадиях разработки и подготовки продукции к произ­водству, ее изготовления, реализации (поставки, прода­жи), использования (эксплуатации), хранения, транспор­тирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Порядок осуществления контроля и надзора за соблю­дением обязательных требований государственных стан­дартов устанавливает Госстандарт России. Контроль и надзор проводятся должностными лицами (государственными инспекторами) территориальных органов Госстан­дарта России в пределах их компетентности.

Государственный инспектор осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к про­дукции (работе, услуге) в соответствии с документами и сведениями, получаемыми от субъекта хозяйственной де­ятельности.

В соответствии с действующим НД производится от­бор проб и образцов продукции и услуг для контроля. Да­лее продукция подвергается идентификации, после чего, используя технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности, осуществляют внешний (технический) осмотр, измерительный контроль, испыта­ния и другие работы, определяемые спецификой продук­ции (услуги) и обеспечивающие объективность и досто­верность результатов контроля и надзора. По отрицатель­ным результатам контроля и надзора, распространяю­щимся на всю партию продукции, выдается предписание об устранении выявленных нарушений, или о запрете, или о приостановке реализации (поставки, продажи), исполь­зования (эксплуатации) проверенной продукции (услуги), или о запрете выполнения работ и оказания услуг.

В случае установления нарушений по продукции (ра­ботам, услугам), прошедшей обязательную сертифика­цию, акт проверки направляется в орган по сертифика­ции, выдавший сертификат.

В случае невыполнения субъектом хозяйственной дея­тельности выданных им государственными инспекторами предписаний и постановлений необходимые материалы направляются в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодатель­ством РФ.

Надзор за качеством может осуществляться заказчи­ком или от его имени с целью проверки выполнения дого­ворных обязательств. Надзор за качеством должен учиты­вать факторы, которые со временем могут вызвать его ухудшение.

— осуществляет государственный контроль за соблюде­нием законодательства РФ о защите прав потребите­лей;

— пресекает монополистическую деятельность хозяйст­вующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров (работ, услуг);

— направляет предписания изготовителям (исполните­лям, продавцам) о прекращении нарушения прав по­требителей;

— представляет иски в суды, арбитражные суды к изгото­вителям (исполнителям, продавцам) в случаях обнару­жения нарушений прав потребителей.

Со своей стороны Госстандарт России и ряд других фе­деральных органов исполнительной власти, устанавливая обязательные требования по безопасности для потребите­ля, осуществляют контроль за их выполнением. Они на­правляют предписания об устранении нарушений, снятии товара с производства, прекращении выпуска и реализации продукции, отзывают ее и информируют об этом потреби­телей, предъявляют иски в суды за уклонение от исполне­ния или за несвоевременное исполнение предписаний.

За нарушение прав потребителей налагается штраф в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Технический прогресс во всех отраслях народного хо­зяйства, сопровождающийся повышением требований к средствам измерения физических величин, требует обеспечить правильную эксплуатацию и надежное функцио­нирование всех видов средств измерений.

Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической служ­бой Госстандарта России с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм. Указанный контроль и надзор включают:

Читайте также:  Какой орган осуществляет государственный пожарный надзор

— утверждение типа средств измерений;

— проверку средств измерений, в том числе эталонов, при выпуске их из

производства или после ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации;

— лицензирование деятельности юридических и физиче­ских лиц по

изготовлению, ремонту, продаже средств измерений (после проверки органами Государствен­ной метрологической службы необходимых для этой деятельности условий).

Государственный метрологический надзор осуществ­ляется:

— за выпуском, состоянием и применением средств из­мерения,

аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;

— за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

в целях определения массы, расхо­да или других величин;

— за количеством фасованных товаров в упаковках любо­го вида в случаях,

когда содержимое не может быть из­менено без их вскрытия или деформации, а масса, объ­ем, длина, площадь или иные величины обозначены на упаковке.

Порядок проведения указанных видов государствен­ного метрологического надзора устанавливается Госстан­дартом России в соответствии с законодательством РФ.

Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на:

— производство продукции, поставляемой по контрак­там для государственных нужд;

— испытания и контроль качества продукции в целях со­ответствия обязательным требованиям государствен­ных стандартов РФ;

— обязательную сертификацию продукции и услуг;

— измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных ор­ганов управления РФ.

Кроме того, государственный метрологический конт­роль и надзор распространяются на:

— здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

— торговые операции и взаимные расчеты между покупа­телями и продавцом, в том числе на операции с приме­нением игровых автоматов и устройств;

— . государственные учетные операции; обеспечение обо­роны государства; геодезические и гидрометеорологи­ческие работы;

— банковские, налоговые, таможенные и почтовые опе­рации; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Во всех перечисленных отраслях действуют норматив­ные документы, предусматривающие лицензирование и сертификацию соответствующих организаций (предприя­тий). Очевидно, что для осуществления лицензирования и сертификации необходимо измерение параметров соот­ветствующей продукции с заданными допусками и с со­блюдением требования единства измерений.

Так, в положении о министерстве здравоохранения и медицинской промышленности указывается, что основ­ными задачами министерства являются организация ли­цензирования и сертификации медицинской и фармацев­тической деятельности, в том числе в области промыш­ленного производства.

Министерство охраны окружающей среды и природ­ных ресурсов РФ организует и осуществляет государствен­ную экспертизу проектных материалов и экологических обоснований лицензий и сертификатов на соответствие нормативному и метрологическому обеспечению, стан­дартизации и сертификации в области охраны окружаю­щей среды.

Постановлением правительства РФ на Министерство труда РФ возложена работа по обязательной сертифика­ции рабочих мест на производственных объектах на соот­ветствие требованиям охраны труда.

Несоблюдение обязательных требований государст­венных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований НД по обеспечению единства из­мерений влекут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность виновных в этом юридических и физических лиц, а также федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Необходимо отметить, что в соответствии с постанов­лением правительства РФ для осуществления государст­венного контроля и надзора образованы подведомствен­ные Госстандарту России центры стандартизации и мет­рологии, называемые территориальными органами, вы­полняющими в том числе функции органов Государствен­ной метрологической службы.

Государственный контроль и надзор все более рефор­мируются в направлении преимущественного использо­вания инженерных инструментальных методов и средств оценки, что позволяет эффективно влиять на соблюдение технического законодательства в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Созданная система государственного контроля и над­зора, их организационная структура и нормативная база позволяют обеспечить выполнение задач и правовых норм новой стратегии обеспечения качества, предусмотренных федеральными законодательными актами и постановле­ниями правительства Российской Федерации.

| следующая лекция ==>
Защита прав потребителей | Маркировка товаров. Союз потребителей Российской Федерации среди про­блем потребительского рынка выделяет получение достовер­ной и исчерпывающей информации о товарах

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.
Сущность государственного контроля:
деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности — постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным.
Контрольные полномочия Президента РФ:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров;
имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Правительства РФ;
имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным договорам РФ;

назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;
назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженными Силами РФ;
осуществляет иные контрольные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Опосредованный президентский контроль осуществляют: Администрация Президента РФ (Контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правовое управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах).
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе — должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, вправе:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах федерального округа;
направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе.
Перечень федеральных округов: Центральный федеральный округ; Северо-Западный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Сибирский федеральный округ; Дальневосточный федеральный округ.
Контроль в сфере государственного управления осуществляют Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Счетная палата РФ, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.
Контрольные полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ реализуются:
при утверждении указа Президента РФ о введении военного положения;
утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
решении вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
отрешении Президента РФ от должности;
назначении на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
назначении на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ реализуются:
при даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
решении вопроса о доверии Правительству РФ;
назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
назначении на должность и освобождении от должности Уполномоченного по правам человека;
объявлении амнистии;
выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
выражении недоверия Правительству РФ.

Читайте также:  Как правильно технический надзор или строительный контроль

Задачи Счетной палаты РФ:
организация и осуществление контроля за своевременным использованием доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федеральных бюджетов и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета.
В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.
Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.
Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.
Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления — деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Кратко:Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. Виды:
— делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
— делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
— В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
— В зависимости от временного режима контрольной деятельности — постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
-В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.
Виды:
-Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
-Прокурорский надзор в сфере государственного управления — деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Источники:
http://studopedia.su/9_97249_gosudarstvenniy-kontrol-i-nadzor-za-kachestvom.html
http://megaobuchalka.ru/12/22856.html

Читайте также:
Adblock
detector