Какие дела рассматривает надзорная инстанция

Надзорная инстанция — суд, рассматривающий по надзорной жалобе или представлению дела о пересмотре вступивших в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда.

Полномочия: 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

1.1. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

2. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

37. Мировые судьи, их компетенция, порядок деятельности и назначения на должность.

Полномочия мировых судей в РФ.

ФЗ «О мировых судьях в РФ» 1998г.

— рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести (т.е. максимально возможное наказание за которые не превышает 2 лет лишения свободы);

— рассмотрение гражданских дел об имущественных спорах при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда (150тыс.руб. с 1 января 2002г.);

— рассмотрение гражданских дел о выдаче судебного приказа;

— рассмотрение дел о расторжении брака, если между супругами нет спора о детях или имуществе;

— рассмотрение дел о разделе имущества между супругами;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые будут отнесены к подсудности мировых судей новым административным законодательством;

— решение прочих вопросов, которые отнесены и еще будут отнесены законодательством к компетенции мировых судей.

35. Районный суд, его полномочия, порядок образования и деятельности.

Районный (городской) суд: полномочия, порядок формирования, состав.

ФКЗ «О судебной системе РФ» 1996г., Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» 1981г.

Районный (городской) суд, т.е. суд первого (основного) звена осуществляет следующие судебные полномочия:

— рассматривает по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 15 лет лишения свободы.

— рассматривает по первой инстанции большинство гражданских дел и дел, вытекающих из административно-правовых отношений (например, на незаконное помещение в психиатрическую лечебницу, на отмену или изменение постановления о заключения под стражу).

— рассматривает по первой инстанции дела особого производства (напр., о признании умершим).

— рассматривает вопросы о применении к невменяемым лицам принудительных мер медицинского характера, а к малолетним — принудительных мер воспитательного характера.

— рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении, снятии судимости и пр.

— организует и контролирует исполнительное производство.

— выступает апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям данного района.

38. Военные суды

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в каче­стве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Феде­рации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принци­пу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды распола­гаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых зако­ном интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации.

К подсудности военных судов относятся (ст. 7):

— гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужа­щих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских

42. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура.

Основные подразделения Суда: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебная коллегия по граждан.делам, судебная коллегия по уголовн.делам, военная коллегия, судебная коллегия. Большая часть судеб.дея-тельности ВС РФ приходится на долю Судебной коллегии по граждан.делам, Судебной коллегии по угол.делам и Военной коллегии. Состав этих подразделений определяется Пленумом ВС РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в ВС РФ. Работой судеб.коллегий руководят председатели (заместители Председателя ВС). Эти коллегии ВС РФ осуществляют рассмотрение дел по 3 инстанциям: по 1, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судеб.решения. Руководство всей работой в ВС РФ возлагается на Председателя этого Суда.

Читайте также:  Какие средства измерений подлежат государственному метрологическому надзору

Состоит из 13 судей, в т.ч. Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицир-х и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ. Заседания проводятся не реже 1 раза в мес. Постановления Президиума по конкретным судеб.делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно. Решение принимается при участии большинства членов. Президиум рассматривает ?ы о работе судеб.коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судеб.практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими закон-ва. На его заседаниях обсуждаются ?ы о деятельности судеб.коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судеб.практики.

52. Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы. Количество заместителей устанавливается Президентом РФ. Структурными подразделениями Министерства юстиции России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы. В Министерстве юстиции образуется коллегия в составе министра (председатель) и его заместителей, руководителей подведомственных федеральных служб.

Выполнение некоторых функций Министерства юстиции РФ осуществляется территориальными органами юстиции по субъектам РФ (управлениями, отделами).

Структура центрального аппарата Министерства юстиции РФ:

Федеральная служба исполнения наказаний (ГУИН Минюста РФ);Служба судебных приставов; Управление законодательства субъектов РФ; Департамент материально-технического обеспечения Минюста РФ (самостоятельное структурное подразделение).

49, 50 Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, направленные на создание надлежащих условий для осуществления правосудия.

Для осуществления организационного обеспечения деят-ти федер.судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), а также финансирования мировых судей как элемента подсистемы судов субъектов РФ образован новый орган суд.власти — Судебный департамент при Верховном Суде РФ,организация и деят-ность которого урегулированы в Фед.Законе РФ от 19.12.1997 \ О Суд. Деп-те при Верх.Суде РФ.\

В этом законе приведено определение самого понятия организационного обеспечения деят-ти судов,под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Суд. Деп-тимеет след.полномочия – организационно обеспечивает деят-ность верховн.судов республик, краевых и областных судов, судов городов федер.значения, судов автономн.области, военных и специализир.судов, органов и учреждений Суд.деп-та при Верховном Суде РФ, разрабатывает по вопросам своего ведения проекты фед.законов и т.д.

Он вправе – запрашивать в установленном порядке у гос.и иных органов, учреждений, организаций и получать от них необходимые док-ты и материалы, контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Суд.деп-та при Верховном Суде РФ, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деят-ти и т.д.

Дата добавления: 2014-11-30 ; просмотров: 1509 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Производство в суде надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.
Читайте также:  Что такое надзор в иу

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Читайте также:  Что такое ведомственный пожарный надзор

Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции во многом схож с порядком рассмотрения дела в кассационной инстанции. Если дело рассматривается в порядке надзора в коллегии Верховного Суда РФ, то в состав суда надзорной инстанции входят три судьи Верховного Суда. При рассмотрении дела в порядке надзора в президиуме суда (областного, краевого и соответствующих им, Верховного Суда РФ), то в заседании президиума должны принимать участие не менее половины членов президиума.

Надзорные жалобы и постановления рассматриваются надзорной инстанцией в областных и соответствующих им судах не позднее 15 суток, а в Верховном Суде РФ – не позднее 30 суток с момента вынесения постановления о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции.

О дате, времени и месте рассмотрения суд извещает лиц, имеющих право подать по данному делу надзорную жалобу или представление (указанных в ст. 402 УПК РФ).

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорной жалобой или представлением.

Однако неявка указанных лиц на заседание надзорной инстанции не препятствует рассмотрению уголовного дела. Вместе с тем, участие соответствующего прокурора в заседании Президиума областного, краевого и соответствующих им судов, в заседании Президиума Верховного Суда РФ является обязательным. Это обязанность для прокуроров установлена Законом о Прокуратуре Российской Федерации.

Как и в кассационной инстанции, дело докладывается докладчиком. Докладчиком, как правило, является член Президиума соответствующего суда. Однако не исключена возможность выступать в роли докладчика и судье, который не является членом Президиума этого суда. Очевидно, в этом случае докладчиком выступает тот судья, который непосредственно возбудил надзорное производство своим постановлением. Во всяком случае, не исключена, а в судебной практике, более того, обычна ситуация, когда надзорное производство возбуждает один судья, а докладывает дело на Президиуме другой судья.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем прокурору предоставляется слово для поддержания внесенного им надзорного представления. А если дело рассматривается не по представлению, а по жалобе? Как и во многих других случаях, законодатель проявил небрежность и вообще обошел вниманием этот вопрос. Между тем, очевидно, что если дело рассматривается не в связи с представлением прокурора, а в связи с жалобой, например, осужденного или его защитника, потерпевшего или его представителя, тогда после докладчика слово должно быть предоставлено лицу, принесшему надзорную жалобу.

В любом случае на основании ч. 6 ст. 407 УПК РФ осужденный, оправданный, их защитники, законные представителя, потерпевший и его представитель вправе дать свои устные объяснения в надзорной инстанции, если они участвуют в судебном заседании.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания, а суд остается на совещание. Решение судом надзорной инстанции принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорной инстанции, надзорные жалобы или представления считаются отклоненными, за исключением одного случая: при рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, по которому в качестве меры назначена смертная казнь, решение суда о смертной казни остается в силе, если за оставление смертной казни проголосует не менее двух третей членов Президиума, присутствующих на заседании.

Если дело в порядке надзора рассматривается коллегией суда, то выносится определение, а если Президиумом – постановление.

К определению и постановлению суда надзорной инстанции предъявляются те же требования, что и к кассационному определению.

В постановлении или определении суда надзорной инстанции указываются:

1) дата и место вынесения;

2) наименование суда и состав надзорной инстанции;

3) данные о лице, подавшем кассационные жалобу или представление;

4) данные о лицах, участвовавших в рассмотрении уголовного дела в суде кассационной инстанции;

5) краткое изложение доводов лица, подавшего жалобу или представление, а также возражений других лиц, участвовавших в заседании суда надзорной инстанции;

6) мотивы принятого решения;

7) решение суда надзорной инстанции по жалобе или представлению;

8) решение о мере пресечения.

При отмене или изменении приговора или иного решения указывается на:

1) нарушение норм УПК РФ, подлежащее устранению при новом судебном разбирательстве;

2) обстоятельства, повлекшие назначение несправедливого наказания;

3) основание отмены или изменения приговора или иного судебного решение.

Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление – председательствующим в заседании Президиума.

Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорной жалобой или представлением, послужившим поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановление председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК РФ.

Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело.

Источники:
http://isfic.info/crimpro/lodne135.htm
http://megaobuchalka.ru/8/47388.html

Читайте также:
Adblock
detector