Что нового в надзоре

Объекты контроля поделят на шесть категорий риска (причинения ущерба) – от низкого до чрезвычайно высокого. Для каждой категории, за исключением низкой, установят точную периодичность проверок. Самые опасные объекты будут проверять 1–2 раза в год, остальные – раз в 4–6 лет. Для объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые мероприятия не предусмотрены.

Для снижения нагрузки на бизнес авторы инициативы предлагают также ограничить основания для внепланового контроля. При этом вместо универсальной проверки внедряются нескольких видов мероприятий, большая часть которых содержит существенные ограничения для органов. Законопроект устанавливает возможность дистанционного контроля (с использованием информационных систем) и систему отсрочки, обжалования или прекращения исполнения предписаний.

Кроме того, законопроектом предусматривается альтернатива контрольным мероприятиям. В отдельных сферах можно будет проводить независимую оценку соблюдения обязательных требований, страховать ответственность.

Нюансы планируется предусмотреть в других законах и актах об отдельных видах надзора, но в рамках, установленных предлагаемым проектом.

Ранее реформу контрольно-надзорной деятельности обсудили на полях Санкт-Петербургского международного юридического форума. Его участники и представители власти признали, что действующие акты не отвечают требованиям времени.

Пакет законопроектов, куда входят проект нового контрольно-надзорного закона и проект закона об обязательных требованиях, предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований. До конца текущего года правительство планирует подготовить законопроекты, которые станут базой для реформы контрольно-надзорной деятельности. В первом будут определены обязательные требования для проведения мероприятий государственного контроля и надзора. Второй закон о государственном контроле будет определять круг лиц, которые занимаются надзором, а также перечень и порядок мероприятий, процедуры профилактики и ряд других необходимых позиций. Новое регулирование вступит в силу с 1 января 2021 года.

Одним из основных принципов действия обновлённого законопроекта является то, что он поможет стать контролю дружелюбным и эффективным, уверен заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов.

Читайте также:  Что подлежит государственному метрологическому надзору

Не менее важное место в проекте отведено использованиюриск-ориентированного подхода. Законопроект распространяет его на все отношения, возникающие между контролёром и проверяемым. Это позволяет сделать прозрачными и предсказуемыми принимаемые решения и траектории снижения административного бремени для конкретных организаций.

В ходе обсуждения законопроекта участники сессии пришли к выводу, что принципиально важно, чтобы контролёры чувствовали себя частью новой, современной управленческой системы. И в решении этой задачи на первый план выходит отражённая в документе цифровизация. Законопроектом предусматривается, что после завершения переходного периода контроль должен стать полностью цифровым, т.е. открытым. Все данные как о действиях контролера, так и о соблюдении требований подконтрольными лицами должны быть доступны в режиме реального времени и иметь юридическое значение.

В заключении презентации заместитель министра экономического развития подчеркнул, что общая цель контролёров и бизнес-сообщества — обеспечение экономического роста при одновременной организации требуемого уровня безопасности.

В свою очередь, член Экспертного совета при правительстве РФ Александр Брагин уточнил, что до внесения в Госдуму проект должен пройти долгий путь экспертного обсуждения, в котором совет будет принимать активное участие.

Отличительной особенностью новой версии от старой, по его мнению, является то, что авторы законопроекта стремились к более точному и детальному описанию моментов, связанных с процессом самого контроля, и ещёболее детальному регламентированию всех форм и видовконтрольно-надзорных мероприятий. Но при этом было важно постараться увязать это с риском и риск-ориентированным подходом и с механизмами профилактики, а также поправить определения и юридические термины.

Реформа госконтроля проводится при активном участии Экспертного совета при правительстве РФ, она направлена на снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении безопасности граждан и государства.

Правительство подготовило радикальную реформу регулирующих органов. Сработает ли она? Объясняет Кирилл Титаев

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за экспертными организациями

  • То есть ваша задача как чиновника — закрепить только те правила, про которые вы точно можете сказать, что они пройдут через весь цикл.

    Читайте также

    Хорошая новость состоит в том, что за обсуждениями стоит реальная активность. Это позволяет думать, что, во всяком случае, будет попытка сделать что-то реальное, а не осознанная профанация.

    Сейчас ключевой момент для реформы, потому что под видом новых требований можно протащить все старые правила. Есть три разных технологии, которые позволяют это сделать. Во-первых, можно увести все требования в документы низкого уровня: в методички, определения, стандарты. Во-вторых, можно утвердить все требования, чтобы заспамить офис реформ. Только по условным СанПиНам есть десятки тысяч требований. И третий вариант — сделать так, чтобы новые обязательные требования полностью повторяли старые и оставляли широкие дискреционные полномочия.

    В проекте Федерального закона о контрольно-надзорной деятельности (КНД) предусмотрены довольно существенные исключения. Оттуда выведен Центральный банк, что понятно, — во многих странах на них действует особый регуляторный режим. Налоговая, которая настолько хорошо работает, что ее боятся трогать. И силовики, которые обладают большим политическим весом. Из неожиданностей — ФАС, которая пробила себе эту льготу (сейчас в списке 33 министерства и ведомства, включая МВД, МЧС, Минюст, Минздрав, Минкультуры, Минприроды, Минпромторг, Минстрой, Минтранс, Минтруд, ФАС России, Роспотребнадзор. — Ред.).

    К проблеме реформы КНД есть несколько разных подходов. Во-первых, что мы можем сокращать? Мы можем сокращать органы, количество регуляторных требований или менять практику. Это три магистральных направления.

    Лично я сторонник уничтожения органов.

    То есть я считаю, что штат Роспотребнадзора нужно просто сократить в 10 раз.

    Если там сейчас 50 тысяч человек, то и пяти тысяч на страну хватит за глаза. Автоматически падает количество проверок, интенсивность их работы и так далее, и они начинают заниматься делом. Их сейчас просто слишком много. Но из этого не следует, что я отрицаю два других подхода. Второй подход — это, соответственно, изменение практик. И третья история — количество требований.

    Читайте также:  Кто в рф осуществляет конституционный надзор

    В целом с контрольно-надзорной деятельностью за последние годы произошла очень интересная вещь: стало намного меньше беспредела, но плотность контроля и надзора очень сильно возросла. Условно говоря, раньше к вам приходил пожарный и просто брал деньги (естественно, зачастую себе в карман). Сейчас он с большой вероятностью не берет денег, но вам от этого не легче, потому что он либо выписывает предписание, либо берет штраф. Градус идиотизма вырос очень сильно: если раньше мы искали за ним коррупционный мотив, то сейчас во многих сферах бред происходит без всяких коррупционных мотивов.

    Простейший кейс: до 80% проверочного бремени у нас лежат на государственных муниципальных учреждениях (школах, больницах, детских садах). Из трех проверок две — это когда государство проверяет само себя. И понятно, что, когда они приходят и выписывают идиотические требования школе, они не ждут, что директор школы даст им взятку.

    Источники:
    http://open.gov.ru/events/5517904/
    http://www.novayagazeta.ru/articles/2019/07/24/81358-nadzor-na-otsechenie

    Читайте также:
    Adblock
    detector