Является ли прокуратура независимым органом

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Апофеоза прокурорский надзор достигает при советской власти à теория общего надзора прокуратуры.

Дискуссии о существовании общего надзора.

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Функции (основные направления деятельности):

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Последние абзацы – традиционные функции прокуратуры.

Первые два абзаца – общий надзор. Поднадзорны все, кроме личности, Президента, Правительства и Парламента.

Принципы организации и деятельности прокуратуры:

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

v Территориально-предметный принцип органов прокуратуры. Это означает, что прокуратуры создаются по территориям (Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, прокуратуры городов и районов). Предметная организация – это создание прокуратур военных, природоохранных, транспортных и т.п. (по сфере, по предмету назора). Сочетание территориальных основ организации прокуратуры с предметными.

Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

v Принцип централизма

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

v Принцип единства.

Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации

2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Централизм и единство – две стороны одной медали в деле обеспечения независимости прокурорского надзора.

v Принцип независимости.

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

2. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.

Читайте также:  Кто генеральный прокурор молдовы

Эта статья оставалась в значительной степени декларативной, если бы не опиралась на централизм и единство.

v Принцип гласности в деятельности прокуратуры.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

2. Органы прокуратуры:

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора

3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.

Постановление КС №3-П от 18. 02. 2000 года:

Признал ст. 5 несоответствующей Конституции в той мере, в которой она позволяет органам прокуратуры отказывать в предоставлении гражданину для ознакомления тех материалов, которые непосредственно затрагивают его права и свободы, без надлежащих основания, установленных законом.

Пределы гласности предопределены балансом частных и публичных интересов.

v Принцип деполитизации в деятельности органов прокуратуры.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

v Принцип законности.

Выделяется в том смысле, что сам по себе надзор может осуществляться только в рамках, формах, порядке, установленных законом, и не может выходить за эти пределы. Процедура имеет огромное значение.

Действия прокурора могут быть обжалованы в суд.

Назначение и освобождение от должности сотрудников прокуратуры:

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации приносит следующую присягу:

5. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации пять лет.

Статья 13. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности

1. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации и освобождаются им от занимаемой должности.

2. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации

1. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

3. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 10.02.1999 N 31-ФЗ.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

(п. 5 введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

6. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры

1. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.

3. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в библиотеке

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какой орган контролирует прокуратуру и куда можно обратиться в независимый орган, если они нарушают мои права?

Ответы юристов ( 2 )

Генеральная прокуратура Р.Ф.

Обращайтесь сразу на имя прокурора субъекта РФ, а далее на имя руководителя управления ген. прокуратуры по федеральному округу.

Если цель жалобы -оспорить или отменить какое либо распоряжение или решение прокурорского работника, то в качестве инстанции рассмотрите суд.

Вы можете обжаловать решение или действия прокурора, которые, по Вашему мнению, нарушили Ваши права, либо вышестоящему прокурору, либо в судебном порядке.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Вопрос о статусе органов государственной власти вызывает большой практический и научный интерес. Сказанное касается и такого государственного органа, как прокуратура Российской Федерации. Как известно, основной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов. Но насколько точно и полно определен законом правовой статус самой прокуратуры? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к законодательству, регулирующему деятельность прокуратуры Российской Федерации, и в первую очередь к Конституции РФ.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что посвященная прокуратуре ст. 129 Конституции РФ расположена в имеющей название «Судебная власть» главе 7 Конституции РФ. Отсюда следует, что с конституционно-правовой точки зрения российская прокуратура представляет собой орган судебной власти, которая, в свою очередь является, наряду с законодательной и исполнительной, одной из ветвей государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Несмотря на очевидную, мягко говоря, неожиданность такого подхода к конституционно-правовому статусу прокуратуры, подвергать его сомнению не приходилось, учитывая особую роль Конституции РФ в системе российского законодательства.
Впрочем, нельзя сказать, что в действовавшем ранее на территории Российской Федерации законодательстве совсем не было примеров придания прокуратуре статуса органа судебной власти. Например, в определенный период существования Союза ССР рассматривать прокуратуру в качестве органа судебной власти давало основания Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 24 июля 1929 года, которым было утверждено действовавшее в течение почти тридцати лет Положение о Верховном Суде СССР и прокуратуре Верховного Суда СССР.
В последующем законодательстве советского периода подобных примеров не наблюдалось. Так, в названии главы IX «Суд и прокуратура» Конституции СССР 1936 года прокуратура упоминалась наравне с судом в качестве надзорного государственного органа. Раздел VII Конституции СССР 1977 года назывался «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор», а прокуратуре в этом разделе была посвящена как самостоятельному органу отдельная глава 21. Аналогичным образом обстояло дело в Конституции РСФСР 1978 года, где глава 22 «Прокуратура» была расположена в разделе IX «Правосудие и прокурорский надзор».
В проекте Закона «О поправке к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» глава 7 Конституции РФ имеет название «Судебная власть и прокуратура», поэтому отмеченная неточность будет устранена. Однако вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти останется открытым, поскольку прокуратура, не относясь к органам судебной власти, вполне очевидно не относится к органам законодательной власти. Вряд ли можно отнести ее и к органам исполнительной власти.
Существо понятия «прокуратура» ни в ст. 129 Конституции РФ, ни в ином российском законодательстве не раскрывается. В ст. 129 указывается лишь, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации». Вполне очевидно, что это положение никоим образом не раскрывает с достаточной полнотой содержание понятия «прокуратура» и не определяет ее статус. Кроме того, оно является неудачным и с точки зрения стилистики, поскольку прокуратура вовсе не «составляет (здесь и далее выделено мной — А.Э.) централизованную систему», а представляет собой централизованную систему, которую составляют органы и учреждения прокуратуры, о которых будет сказано ниже. В новой редакции ст. 129 Конституции РФ процитированное определение будет исключено из текста этой статьи.
Не содержится в российском законодательстве и общего легального определения понятия «прокурор». Только в п. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК) указывается, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Однако это определение охватывает далеко не все полномочия прокурора, определенные в частности в ст. 22 Федерального закона от 17 января 1991 года «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).
Статья 1 Закона о прокуратуре дает определение прокуратуры российской Федерации как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре частично повторяется неудачная формулировка ч. 1 ст. 129 Конституции РФ и говорится, что «прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений».
Нетрудно видеть, что п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре вступает в противоречие как с п. 1 ст. 1 того же Закона, где о прокуратуре говорится как о системе органов (без упоминания об учреждениях), так и с п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, согласно которому систему прокуратуры составляют (а не она составляет) Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Между п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре также усматривается коллизия, поскольку в п. 1 ст. 1 отсутствует упоминание о каких-либо учреждениях в составе прокуратуры, а в п. 1 ст. 11 учреждения указаны в качестве составной части системы прокуратуры.
Отмеченные противоречия создают трудности при определении гражданско-правового статуса органов прокуратуры. В абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре устанавливается, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. При этом в п. 2 ст. 11 Закона о прокуратуре указывается, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Право оперативного управления является одним из видов вещных прав. Как в настоящее время, так и на момент принятия Закона о прокуратуре это право могло принадлежать только юридическому лицу (ст. 93.1 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, ст. ст. 48, 296 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК). Отсюда можно сделать вывод о том, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры являются юридическими лицами. Об упоминаемых в абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре научных и образовательных учреждениях специально говорить вообще нет необходимости, поскольку учреждение по определению было и является одной из организационно-правовых форм юридического лица (ст. 24 ГК РСФСР 1964 года, п. 2 ст. 48, п. 3 ст. 50 ГК).
Нельзя полностью исключить вероятность попыток неверного истолкования правила абз. 1 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, согласно которому систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.
Такое рода попытки могут быть связаны с предположением о том, что содержащийся в абзаце 1 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре причастный оборот «являющиеся юридическими лицами» относится ко всем перечисленным перед ним органам и субъектам. Из этого предположения могли бы следовать два возможных взаимоисключающих вывода: 1) законодатель таким образом указывает, что все эти органы и субъекты являются юридическими лицами; 2) законодатель не исключает возможности того, что перечисленные органы и субъекты могут и не быть юридическими лицами.
Несостоятельность первого из вышеуказанных возможных выводов объясняется его противоречием, в частности, абз. 2 ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», согласно которому редакция средства массовой информации, к числу которых относятся и печатные издания, может и не быть юридическим лицом. Напомним, что Закон о прокуратуре был принят спустя всего три недели после принятия Закона РФ «О средствах массовой информации». Второй из вышеуказанных возможных выводов противоречит абзацу 2 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, из которого императивно следует, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры являются субъектами права оперативного управления и, следовательно, юридическими лицами.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о том, что содержащийся в абзаце 1 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре причастный оборот «являющиеся юридическими лицами» относится только к упоминаемым в том же пункте редакциям печатных изданий.
Представляется вполне очевидным, что Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры, являясь субъектами права оперативного управления, по своей организационно-правовой форме могут быть лишь юридическими лицами в форме казенных учреждений.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Что касается указанных в п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре городских, районных и приравненных к ним прокуратур, то на вопрос о возможности наличия у них статуса юридического лица следует дать отрицательный ответ. Предположение о такой возможности могло бы основываться на упомянутом выше правиле п. 2 ст. 11 Закона о прокуратуре, согласно которому образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Казалось бы, если в компетенцию Генерального прокурора входит определение статуса органа прокуратуры, то почему Генеральный прокурор не вправе создать, например, районную прокуратуру в виде юридического лица и наделить ее имуществом на праве оперативного управления?
Представляется, однако, что объем полномочий Генерального прокурора по образованию органов прокуратуры и определению их статуса не включает в себя придание указанным органам статуса юридических лиц, поскольку такое истолкование п. 2 ст. 11 Закона о прокуратуре вступало бы в противоречие с абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре, где установлен исчерпывающий перечень субъектов права оперативного управления — Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения.
Поэтому по смыслу ст. 11 Закона о прокуратуре городские и районные прокуратуры, а также иные прокуратуры, не приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, могут быть лишь обособленными подразделениями прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур. Что касается таких указанных в п. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре субъектов как научные и образовательные учреждения (например, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации), то они являются юридическими лицами в силу прямого указания закона.

Читайте также:  Прокурор вынес представление что делать

Источники:
http://pravoved.ru/question/1946599/
http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/7052

Читайте также:
Adblock
detector