Какие правовые акты прокурор не вправе опротестовать

Статья 18. Система правовых актов прокуратуры
1. Систему правовых актов прокуратуры составляют:
1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона;
2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.
1-1. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.
2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров. * В статью 18 внесены изменения — Законом РК от 9 августа 2002г. N 346

Статья 19. Протест
1. Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.
2. Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица.
3. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязано известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством.
4. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.
5. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действия.

Статья 20. Постановление
1. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении.
2. Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, досмотра, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта о принудительном исполнении требований прокурора, о доставлении (приводе), а также и в иных случаях, предусмотренных законом. 3. Постановление прокурора подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом в установленный законом срок, а при отсутствии такового в срок, установленный прокурором. О результатах исполнения постановления прокурору сообщается незамедлительно.
Неисполнение постановления прокурора в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан

Статья 21. Санкция
1. Прокурор дает письменную санкцию (согласия) на:
1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;
2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы;
4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища;
5) задержание иностранцев для выдворения в административном порядке;
5-1) негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, а также прослушивание и запись переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств;
5-2) доступ государственных органов и их должностных лиц (за исключением должностных лиц Национального Банка Республики Казахстан) к документам, содержащим банковскую тайну;
5-3) арест на деньги и другое имущество физических и юридических лиц, находящиеся в банках, и приостановление расходных операций на банковских (за исключением корреспондентских) счетах физических и юридических лиц;
5-4) объявление международного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия;
6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом.
2. Санкция на совершение указанных действий либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении должностного лица либо в иной письменной форме после изучения материалов, на основании которых испрашивается санкция, в течение двадцати четырех часов.
3. Прокурор дает согласие на действие ведомственных нормативных правовых актов по вопросам оперативно-розыскной и иной деятельности, которая может повлечь ограничение прав свобод человека и гражданина.

Статья 22. Указание
1. Прокурор дает указания:
1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел;
2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
3) в других случаях, установленных законодательством.
2. Указание Генерального Прокурора Республики нормативного характера по вопросам оперативно-розыскной деятельности, следствия и дознания обязательно для исполнения всеми органами следствия и дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Статья 23. Заявление
1. Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц.
2. В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. Прокурор вправе своим постановлением приостановить действие опротестованного акта до рассмотрения заявления судом.
3. Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом.
4. Заявление прокурора не облагается государственной пошлиной и иными сборами.

Статья 24. Предписание
1. Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание вносится в случае, если нарушение закона носит явный характер, может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства и не будет незамедлительно устранено. Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.
2. В предписании должны содержаться указания на нормы Конституции, законов и актов Президента Республики, которые нарушены, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по устранению нарушения.
3. Предписание подлежит обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщается прокурору. Неисполнение предписания прокурора влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
4. Предписание может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд. Обжалование предписания не приостанавливает его исполнения.
5. Вышестоящий прокурор или суд может приостановить исполнение предписания до принятия решения по жалобе.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в больницах

Статья 25. Представление
1. Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:
1) об устранении нарушений законности;
2) об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений;
3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законом.
2. Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом в месячный срок с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им.
Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру.

Статья 26. Разъяснение закона
1. При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях предусмотренную ответственность за нарушение закона.
2. В случаях несоответствия закону проекта правового акта прокурор разъясняет требование закона органу или должностному лицу, принимающему акт.

Статья 26-1. Меры принудительного исполнения правовых актов прокурора
1. В случае неисполнения в добровольном порядке постановлений и предписаний прокурора он вправе вынести постановление о принудительном исполнении требований прокурора, за исключением предусматривающих принудительное лишение имущества, и направить его для исполнения в уполномоченные государственные органы.
2. Уполномоченные государственные органы обязаны по получении соответствующего постановления прокурора незамедлительно принять меры к его исполнению.
3. В случае отказа должностных лиц, граждан от явки для дачи показаний в органы прокуратуры прокурор вправе вынести постановление о доставлении (приводе) такого лица в органы прокуратуры, которое исполняется органами внутренних дел в течение двадцати четырех часов. * Дополнен статьей 26-1 — Законом РК от 9 августа 2002 г. N 346

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Опротестование незаконных правовых актов

Опротестование про­тиворечащих закону актов относится к числу общих средств реагирования.

  • прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт

    • в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
    • в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо
    • обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов разного рода делами). Кроме того, протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болез­ненно, чем направляемые в суды заявления о признании со­ответствующих актов недействующими.

Протест подлежит обязательному рассмотрению:

    1. не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления — по общему правилу;
    2. на ближайшем заседании — в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме .

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Практикой и юридической наукой выработаны обяза­тельные реквизиты протеста:

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла само­го опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с зако­ном незаконного акта . Кроме того, проку­рор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. В связи с этим протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущен­ного нарушения закона, например,

    • устранить вредные последствия, вызванные изданием акта,
    • прекратить противоправную дея­тельность,
    • возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.
Читайте также:  Как погиб алексей прокуроров

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если

    1. он отклонен должностным лицом, издав­шим незаконный акт;
    2. в протесте наряду с другими вопроса­ми ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
    3. имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов, а так­же,
    4. когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного наруше­ния закона.

В случаях, если имеются основания полагать, что

    • протест про­курора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или
    • по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или
    • протест останется неудовлетворенным и не имеется воз­можности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган,

прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.

Судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов

    1. не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо
    2. необос­нованно отклонен,

прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим.

К заявле­нию обычно прилагаются:

    • копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
    • копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
    • решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и
    • иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

См. Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе»

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о при­знании правового акта недействующим, может быть оспоре­но им в кассационном порядке.

Читайте также:

  1. II. Подготовить соответствующий документ прокурорского реагирования в зависимости от нижеуказанных ситуаций.
  2. II. Подготовить соответствующий документ прокурорского реагирования в зависимости от нижеуказанных ситуаций.
  3. Акты и иные средства прокурорского реагирования
  4. Акты и иные средства прокурорского реагирования
  5. Акты прокурорского реагирования
  6. Место прокурорского права как отрасли в системе российского права.
  7. Методика оценки способов реагирования
  8. Методика оценки способов реагирования
  9. Нарушения эмоционального реагирования
  10. Нарушения эмоционального реагирования
  11. Некоторые проблемы применения средств прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для восстановления законности, устранения вызванных нарушениями закона негативных последствий.

представление об устранении нарушений закона;

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

предостережение о недопустимости нарушения закона.

Протест прокурора представляет собой акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с компетенцией. И если вышестоящий прокурор может опротестовать правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, поднадзорных нижестоящему прокурору, то нижестоящие прокуроры ни при каких обстоятельствах не могут реализовывать полномочия вышестоящего прокурора.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Представление прокурора об устранении нарушений закона— это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или их должностными лицами.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится прокурором в том случае, если в ходе проведения прокурорской проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям общественных (религиозных) объединений.

Читайте также:  Какой нормативно правовой акт регламентирует деятельность прокуратуры

Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Организация работы прокурора по надзору

за исполнением законов

В процессе подготовки к проверке надзирающему прокурору необходимо ознакомиться с нормативной базой, регламентирующей деятельность организации, учреждения, предприятия. Целесообразным является составление плана проверочных мероприятий, предварительное решение вопроса о привлечении к участию в проверке специалистов.

Проверки различаются по кругу исследуемых вопросов, проверяемых объектов, по правовым сферам (налоговая, бюджетная, земельная, антимонопольная и др.), по длительности временных промежутков, подлежащих проверке. Проверочные мероприятия могут проводиться в отношении ряда предприятий, учреждений, исходя из принципа однопрофильной деятельности (например, все медицинские учреждения), или в отношении одного органа либо организации.

Основная масса проверок носит текущий характер, проводится на основании поступающих в прокуратуру обращений граждан, содержащих информацию о нарушении закона, а также информации контролирующих органов, сообщений органов массовой информации и т. д.

По наиболее проблемным, имеющим особую социальную значимость вопросам соблюдения законности органами прокуратуры проводятся проверки, запланированные по результатам проведенного анализа законности.

По результатам проведенной проверки прокурором при наличии оснований вносятся акты прокурорского реагирования.

Организация работы прокурора по надзору

за законностью правовых актов

Критерием оценки органами прокуратуры правовых актов является соответствие их закону.

Обеспечение единства законности при издании правовых актов федеральными министерствами и службами, агентствами и представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля — наиважнейшее направление прокурорской деятельности.

Основной задачей органов прокуратуры на данном направлении прокурорского надзора является предупреждение издания незаконных актов.

В случае выявления незаконного правового акта прокурор обязан безотлагательно принести протест, а в случае его отклонения — в установленном порядке обратиться с заявлением в суд.

Для данной сферы прокурорского надзора существенным является вопрос о периодичности проверок и объеме проверяемых правовых актов:

акты представительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные акты представительных органов местного самоуправления должны проверяться тотчас после принятия, даже в том случае, когда прокурор предварительно знакомился с их содержанием. Тем самым обеспечиваются своевременность прокурорского реагирования, предотвращение существенных негативных последствий, связанных с исполнением ненадлежащего закона. Проверка осуществляется сплошным способом[5];

периодичность проверки актов исполнительной власти устанавливается в каждой прокуратуре самостоятельно. Целесообразным видится проведение таких проверок не реже одного раза в месяц;

акты органов государственного контроля обычно проверяются в ходе целевой проверки одновременно с проверкой деятельности органа по исполнению контрольных функций за исполнением законов хозяйствующими субъектами.

Осуществление надзора за законностью правовых актов органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов государственного вневедомственного контроля должно быть организовано вне зависимости от наличия информации о нарушениях закона[6].

Проверки законности правовых актов могут проводиться органами прокуратуры как по месту нахождения прокуратуры путем истребования изданных актов, так и по месту их издания.

В зависимости от характера проверки прокурорским работникам предоставляются все или отдельные правовые акты, а также материалы, послужившие основанием для их издания. Суть проверки сводится к внимательному прочтению прокурором всего текста правового акта и изучению материалов, на основании которых этот акт был издан. При этом производится сличение предписаний, содержащихся в правовом акте, с нормами действующего законодательства.

В процессе проведения прокурорских проверок законности правовых актов выясняются следующие вопросы:

был ли правомочен орган издавать проверяемый правовой акт;

имеются ли нарушения законов, применяемых в связи с изданием правового акта;

не нарушает и не ограничивает ли правовой акт права и свободы каких-либо граждан или законные интересы юридических лиц;

не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом или должностным лицом правовым актам;

не нарушен ли порядок издания правового акта, закрепленный в регламенте конкретного органа[7].

В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

Не все прокуроры, наделенные конституциями и уставами субъектов РФ правом законодательной инициативы, используют его, проявляют инициативу в вопросах формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства.

В связи с указанным названный приказ Генерального прокурора РФ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/oprotestovanie-i-sudebnoe-obzhalovanie-prokurorom-nezakonnich-pravovich-aktov
http://studopedia.su/14_96616_akti-prokurorskogo-reagirovaniya.html

Читайте также:
Adblock
detector