Что проверяет прокуратура по инвалидам

Прокуратуры РФ

Республика Бурятия


Главная
Центральный федеральный округ
Тамбовская область

В соответствии со ст. 21. Федерального закона от «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Законом Тамбовской области «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области» предусмотрено, что работодателям, расположенным на территории области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников и квота для приема на работу других категорий лиц, в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

При этом квота для приема на работу других категорий лиц, считается выполненной, если работодатель трудоустроил лицо, принадлежащее к любой из перечисленных категорий.

Вместе с тем, среднесписочная численность работников организации составляет сто тридцать пять работников, соответственно наличие квотируемых рабочих мест должно составлять 4, из которых 3 рабочих места должны занимать работники, имеющие подтвержденную группу инвалидности и одно рабочее место, предназначенное для другой категории лиц, нуждающихся в социальной защите.

Бездействием руководства данного предприятия в части выделения необходимого количества квотируемых рабочих мест нарушается законодательство о социальной защите инвалидов в РФ.

В пятницу выступил на совместной коллегии Генеральной прокуратуры РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ. Необходимо отметить участие в данном мероприятии вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец. Поблагодарил Юрия Чайку за поддержку инициатив ОП РФ и оперативное реагирование на наши обращения, число которых от нашей комиссии за прошлый составило свыше 8000 и по каждому вопросу были приняты конкретные решения. Отдельно остановился на вопросах коррупции в органах Медико-социальной Экспертизы. Как известно в феврале текущего года были возбуждены новые многочисленные уголовные дела по фактам взяточничества.

Предложил изменить подход к оценке «ошибок» сотрудников МСЭ, связанных с незаконной отменой инвалидности и квалифицировать действия должностных лиц по со.293 УК РФ (халатность). Данное предложение полностью совпадает с мнением общественности, которая требует проведения прокурорских и следственных проверок по поводу возможного наличия составов уголовных преступлений в действиях ряда экспертов и иных должностных лиц МСЭ, повлекших за собой массовые нарушения прав граждан, и, возможно, последствий в виде тяжкого вреда и летальных исходов.

Думаю, что только такой подход сможет исключить случаи необоснованного снятия инвалидности и неправильного определения группы инвалидности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Также считаю необходимым рассматривать через существующие нормы уголовного кодекса факты необоснованного установления инвалидности. Доложил Коллегии о проведённом нашей комиссией мониторинге доступности лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему высших учебных заведений.

Мониторинг охватил 8 федеральных округов РФ, 51 субъект РФ, 169 вузов (75 вузов подведомственны Министерству образования и науки РФ, 48 — Министерству культуры РФ, 46 — Министерству здравоохранения РФ).

Попросил Юрия Чайку назначить проверку по следующим вопросам:

• почему не выбирается 10% квота для инвалидов в вузах?

• почему инвалидов в среднем выпускается на 45% процентов меньше, чем поступает?

• почему имеют работу только 25% инвалидов трудоспособного возраста?

Думаю, что за этими цифрами могут быть обнаружены серьезные нарушения закона. Привёл примеры обращений граждан в ОПРФ и в частности, зачитал благодарность в адрес нашей комиссии жительницы Белгородской области, которая 3 года добивалась справедливости у чиновников Минтруда и только после нашего обращения в Генеральную прокуратуру была восстановлена справедливость и фактически спасена жизнь ее ребёнка. Зачитал обращение инвалида, который, имея два высших образования, семь лет стоял на учете в государственной службе занятости и только после нашего обращения к Губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову в течении недели был достойно трудоустроен.

Также попросил поручения Генерального Прокурора по более активному использованию практики работы прокуратуры в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК, связанному с возможностью обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, связанных с вопросами безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прошу также читателей «МК» по всем фактам нарушения прав людей с ограниченными возможностями здоровья обращаться в Общественную палату РФ. Вместе мы победим любую несправедливость!

Читайте также:  Можно ли подать в прокуратуру на работодателя

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Мордвинцев Р. Ф.,
адвокат Волгоградской межрайонной коллегии адвокатов

Контроль и надзор
за приемом на работу инвалидов

Установление квоты по приему на работу инвалидов, по мнению законодателей, является гарантией их трудовой занятости и способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Контроль и надзор за соблюдением работодателями квот осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Стандарт направлен на обеспечение единства, полноты и качества исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. Этот Стандарт устанавливает требования, обязательные при исполнении органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, государственной функции.

Обратите внимание: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В соответствии со ст. 20 ТК РФ под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Для целей ТК РФ работодателями – физическими лицами признаются в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Контроль осуществляется путем проведения проверок:

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Контроль и надзор за приемом на работу инвалидов, а в некоторых случаях и других категорий работников, в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Срок проведения документарной проверки, проводимой как в плановом, так и внеплановом порядке (с даты начала проверки до даты составления акта проверки) не должен превышать 15 рабочих дней, а срок проведения выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) не должен превышать 10 рабочих дней. При этом в исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. Приостанавливать проверку органы службы занятости населения не могут, поскольку основания для ее приостановки не предусмотрены (п. 8 Стандарта, п. 32 Административного регламента № 1314н).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Суммированный срок плановых выездных проверок малого предприятия всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов в год. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 50 часов.

— Части 2 и 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Плановая выездная проверка проводится на территории организации и начинается с предъявления служебного удостоверения и вручения руководителю организации копии приказа (распоряжения) о проведении проверки. Затем уполномоченное лицо, осуществляющее проверку, должно проинформировать руководителя организации о целях, задачах, основаниях проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения.

В ходе проверки изучаются сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, и проводится проверка соблюдения организацией следующих положений:

  • соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;
  • полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки.
Читайте также:  Сколько раз в год может проверять прокуратура

При необходимости уполномоченное лицо запрашивает документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету плановой выездной проверки, а также письменные объяснения руководителя организации, проводит собеседование с руководителем и(или) работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки. Далее проводится анализ документов, материалов и разъяснений, представленных по вопросам, относящимся к предмету проверки, и принятие решения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

При выявлении фактов нарушений:

  • изготавливаются и заверяются в установленном порядке копии документов, подтверждающих факты нарушения;
  • вносятся факты нарушения законодательства о занятости населения в проект акта проверки с приобщением копий подтверждающих документов.

Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах. Акт проверки подписывается в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю организации под роспись. В случае отсутствия руководителя организации или его отказа принять акт проверки этот акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Пункт 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ дает право руководителю организации, который не согласен с результатами проверки, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и(или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодным планом проведения плановых выездных и документарных проверок.

Данная проверка заключается в изучении материалов и документов, поступивших из организации, с целью проверки соблюдения организацией установленных требований. В случае выявления ошибок или противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документах, руководителю организации направляется запрос (требование) (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) о представлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Далее проводится анализ материалов и документов с учетом представленных организацией пояснений и принятие решения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Результаты плановой документарной проверки оформляются аналогично результатам плановой выездной проверки (п. 15 Стандарта).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

— Пункт 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

На основании п. 11 Стандарта решение о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:

  • истечения срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступления информации о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных органов и организаций;
  • истечения срока устранения ранее выявленных нарушений, определенного решением суда общей юрисдикции;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка проводится на основании приказа (распоряжения) о проведении проверки в двухдневный срок после принятия решения руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки.

Приказ (распоряжение) о проведении проверки подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, после чего в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности организации представляется заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в день подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки с приложением его копии и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения. При получении решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки руководителю организации направляется уведомление о проведении проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) не позднее 3 календарных дней до даты начала проведения проверки.

Читайте также:  Какие классные чины присваиваются работникам прокуратуры

Порядки проведения плановых проверок (документарных, выездных) и внеплановых проверок (документарных, выездных) между собой похожи. Однако есть некоторые особенности.

Так, в ходе внеплановой проверки изучаются сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, и в зависимости от оснований проверяются:

  • исполнение организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и(или) требований, установленных правовыми актами субъекта Российской Федерации;
  • факты, изложенные в информации, поступившей от граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации и иных органов и организаций, содержащей сведения о необоснованном отказе в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты;
  • устранение ранее выявленных нарушений при истечении срока их устранения, определенного решением суда общей юрисдикции.

Результаты внеплановой проверки также оформляются актом, только копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В случае неисполнения в двухмесячный срок организацией предписания, выданного по результатам внеплановой проверки, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания инициируется подготовка и направление обращения в органы прокуратуры с предложением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В случае выявления нарушений законодательства о квотировании проводятся следующие процедуры:

  • составление и подписание обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • выдача обязательного для исполнения предписания об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
  • возбуждение дела об административном правонарушении.

Руководитель организации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, извещается (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) о наличии события такого нарушения, дате и месте составления протокола о нем.

Протокол об административном правонарушении представляется на подпись руководителю организации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела о данном нарушении. В случае отказа руководителя организации от подписания в протокол об административном правонарушении вносится соответствующая запись.

В случае неявки руководителя организации копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа от 300 до 500 руб., на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.

— Статья 19.7 КоАП РФ.

ОТ РЕДАКЦИИ

Расчет квоты производится пропорционально среднесписочной численности работников каждого филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12). В среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона об инвалидах).

Источники:
http://www.mk.ru/blogs/posts/zashhita-prav-invalidovodna-iz-osnovnykh-pravozashhitnykh-zadach-generalnoy-prokuratury-rf.html
http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/183-fevral-2015/2691-kontrol-i-nadzor-za-priemom-na-rabotu-invalidov

Читайте также:
Adblock
detector