Является ли следственный комитет органом государственной власти

МОСКВА, 15 янв — РАПСИ. Следственный комитет России сегодня становится самостоятельным правоохранительным органом, подчиняющимся напрямую президенту РФ.

Президент РФ Дмитрий Медведев 28 декабря на оперативном совещании с членами Совбеза сообщил, что он подписал закон, в соответствии с которым создается самостоятельный Следственный комитет РФ. Главной новацией документа стало то, что Следственный комитет лишился приставки «при прокуратуре РФ». До этого он структурно входил в органы прокуратуры, а председатель Следственного комитета являлся первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Короткая, но яркая история

Следственный комитет при прокуратуре РФ (СКП) был создан в 2007 году на основании указа президента РФ «в целях совершенствования госуправления в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве». В этих целях в федеральный закон «О прокуратуре РФ» были внесены необходимые поправки.

Штат сотрудников нового ведомства формировался за счет бывших следователей прокуратуры, а также частично из сотрудников других правоохранительных органов.

В полномочия СКП вошло расследование тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств, изнасилований, терроризма, массовых беспорядков и так далее. Кроме того, следователи ведомства расследовали преступления, совершенные чиновниками, военнослужащими, милиционерами, а также посягательства в отношении них.

За чуть более чем трехлетний период существования СКП, его сотрудники расследовали самые резонансные преступления и происшествия. Среди них теракты в Москве и Северо-Кавказском регионе, взрыв на шахте Распадская, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, а также пожар в пермском клубе «Хромая лошадь», унесший более 150 жизней.

Новая жизнь

После вступления в силу федерального закона «О следственном комитете» СК становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, подчиняющимся напрямую президенту РФ.

Это решение продиктовано необходимостью повышения эффективности и качества расследования путем «разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия».

Закон закрепляет независимость СК и гарантирует невмешательство в его деятельность как со стороны органов государственной власти и отдельных должностных лиц, так и со стороны общественных объединений.

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил надежду, что новый орган «будет работать эффективно, результативно и сможет в расследовании целого ряда преступлений добиться лучших результатов, чем это было до того».

Для этого, по словам Медведева, у Следственного комитета есть все полномочия, а также есть своя подследственность, «которая, конечно, может со временем меняться».

Документ также определяет задачи, принципы и организация работы СК, а также финансовое и материально-техническое обеспечение ведомства. Предусматривается введение ответственности за воздействие на сотрудников СК со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. В соответствии с законом, руководитель СК и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.

К числу полномочий СК относится рассмотрение обращений граждан, содержащих сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам и жалобы на действия (бездействие) следственных органов и следователей. Ответы на обращения граждан должны быть мотивированными.

Федеральный закон предоставляет сотрудникам СК беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, иными предприятиями и организациями, и требовать от должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов и сведений. Сотрудники СК вправе входить в помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, если у них имеются достаточные основания полагать, что там совершается преступление или что там находятся подозреваемые в совершении преступлений.

Следователи СК получают право ношения для личной защиты боевого стрелкового оружия, а также право его применения. Они не смогут состоять в общественных организациях, преследующих политические цели.

При назначении на должность сотрудник СК принимает присягу и торжественно клянется бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их не совершил, добиваться высокой эффективности и беспристрастности расследования, защищать интересы личности и государства, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей, дорожить профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты.

Надзор за исполнением законов СК осуществляет генпрокурор и подчиненные ему прокуроры, которые наделяются правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователей о приостановлении или прекращении уголовных дел, а также об отказе в возбуждении уголовных дел, и принимать решение о продолжении расследования.

Кроме того, предусматривается введение ответственности за воздействие на сотрудников СК со стороны органов власти, общественных организаций и СМИ. Определяется, что руководитель СК и следователи не обязаны давать какие-либо объяснения по тем делам, которые находятся в их производстве.

В Верховный суд Российской Федерации
Заявитель: Marcus Porcius Cato
Ответчик: Президент РФ, г. Москва,
Кремль

Обращаюсь в суд в соответствии со статьёй 251 ГПК РФ и прошу признать противоречащим Конституции РФ, высшему закону РФ две статьи Положения о Следственном комитете утвержденного Указом Президента РФ от 14 января 2011 года №38, а именно статьи 1 и пункта 5 статьи 7.
Обосновываю своё требование. Пунктом 1 устанавливается, что СК РФ является государственным органом. Спрашивается: А что это такое государственный орган? Смотрим словари. Словарь терминов
Государственный орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются:
— по принадлежности к ветви власти — на законодательные, исполнительные и судебные;
— по способу формирования — на представительные и формируемые, представительными органами;
— на постоянные и временные;
— на органы общей или специальной компетенции и т.д.
Отсюда вопрос: А к какой ветви власти относится СК РФ? Нет ответа на этот вопрос. В СК РФ в один голос утверждают, что Следственный комитет не является органом исполнительной власти. А тогда к какой ветви власти принадлежит СК РФ? К законодательной? Нет. К судебной? Тоже нет. Получается, что Указом Президента РФ введён какой то новый орган государственной власти не предусмотренный Конституцией. А вот таких полномочий у президента РФ нет.
По пункту 5 статьи 7. Этим пунктом дано право СК РФ издавать правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Вот Председатель СК РФ и издал Инструкцию о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлений в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в которой есть пресловутый абзац 4 п. 33, который попросту препятствует привлечению к ответственности прокуроров, судей, следователей совершивших уголовные преступления. Этим пунктом Председатель СК РФ уводит от ответственности своих подчинённых и я не могу благодаря этому пункту привлечь к ответственности работников СК РФ за совершённые ими преступления. И не только работников СК. А это является нарушением моих прав и свобод. И такие правовые акты в которых затрагиваются права и свободы граждан обязаны официально публиковаться. Опубликование инструкции изданной Председателем СК РФ в ведомственных печатных изданиях не является официальным опубликованием. И это есть нарушение ч.3 ст.15 Конституции РФ.
Прошу суд признать статью 1 и пункт 5 статьи 7 недействующими как противоречащие Основному закону страны-Конституции РФ.
Прилагаемые документы:
1. Положение о Следственном комитете

Читайте также:  Как писать в следственный комитет

5 августа 2011 года

В кассационную коллегию Верховного
суда Российской Федерации от
Marcus Porcius Cato

22 августа 2011 года

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №КАС11-558
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 20 октября 2011 г.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Корчашкиной Т.Е.,
Харланова А.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании материалы по заявлению Marcus Porcius Cato о признании недействующими п.1, подп. 5 п.7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (далее-Положение), утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. №38,
По частной жалобе заявителя на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2011 г., которым в принятии заявления отказано на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В.,
Кассационная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Marcus Porcius Cato обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать несоответствующими Конституции Российской Федерации п.1, подп.5 п.7 Положения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2011 г. в принятии заявления отказано (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ) по тому мотиву, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В частной жалобе заявитель просит определение судьи Верховного Суда Российской Федерации отменить, как незаконное и необоснованное.
Кассационная коллегия не находит оснований для отмены определения судьи Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявленичя в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; в заявлении, поданным от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Как следует из содержания заявления, адресованного суду первой инстанции, Marcus Porcius Cato оспорил законность п.1, подп. 5 п.7 Положения по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного суда Российской Федерации, не подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Вывод судьи о том, что в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации дела о соответствии нормативных правовых актов Президента Российской Федерации разрешает Конституционный суд Российской Федерации, обоснован.
Кроме того, оспариваемое Положение, как правильно указано в определении судьи, не отменяет и не ограничивает каких-либо прав, свобод и законных интересов заявителя, не возлагает на него какие-либо обязанности.
Данным Положением определены полномочия Следственного комитета Российской Федерации, в частности по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав и свобод или законных интересов.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя, то судья пришёл к правильному выводу о том, что заявление Marcus Porcius Cato не может быть принято к производству Верховного Суда Российской Федерации.
Вывод судьи о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, является правильным.
В принятии заявления на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судьёй отказано правомерно.
Обжалованное определение судьи вынесено при правильном применении норм процессуального права, каких-либо правовых доводов и оснований, которые могли повлечь отмену определения судьи в кассационном порядке, в частной жалобе не содержится.
Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2011 г. оставить без изменения, а частную жалобу Marcus Porcius Cato-без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Манохина
Члены коллегии Т.А. Корчашкина
А.В. Харланов

Читайте также:  Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором

Конституционный Суд Российской Федерации
г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1

Заявитель: Marcus Porcius Cato

Органы государственной власти, принявшие нормативно-правовые акты:
1.Президент Российской Федерации:
г. Москва, Кремль
Наименование обжалуемого нормативно-правового акта:
Пункт 1, подпункт 5 пункта 7 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. №38

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации:
Охотный ряд, д. 1, г. Москва, 103265
Наименование обжалуемого нормативно-правового акта:
«Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года
Наименование судебных актов, подлежащих проверке при рассмотрении жалобы:
1) Определение судьи Верховного Суда РФ от 15 августа 2011 года.
2) Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 октября 2011 года.

14 ноября 2011 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Верховный суд РФ

Заявитель: Marcus Porcius Cato

Ответчик: Президент РФ, Москва, Кремль

Обращаюсь в Верховный суд во второй раз по одному и тому же поводу. В первый раз мне было отказано в принятии этого заявления. Я обратился в Конституционный суд. КС вынес определение согласно которого признаётся, что мне неправомерно отказали в принятии заявления. Определение КС прилагается.

Понятие и система следственных органов и учреждений Следственного комитета

Следственный комитет Российской Федерации является составной частью государственного аппарата, которая согласно своей функциональной нагрузке осуществляет реализацию государственной уголовной политики в части производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к его подследственности. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.

Следственный комитет РФ является носителем определенного объема властных полномочий, набор которых устанавливается процессуальным законодательством. Эти полномочия, в первую очередь, выражаются в принятии властно-распорядительных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, в силу различных обстоятельств вовлеченных в поле деятельности комитета, и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами.

Финансирование расходов на содержание Следственного комитета, его центрального аппарата, следственных органов, других органов, учреждений и организаций Следственного комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Провозглашение Следственного комитета РФ в качестве единой федеральной централизованной системы органов имеет несколько целей. Во-первых, таким образом, определены статус ведомства и его место в системе государственных органов. Во-вторых, каждый элемент, формирующий систему следственных органов, подчиняется общим правилам функционирования, обеспечивающим достижение законодательных целей деятельности. В-третьих, законодателем созданы правовые барьеры, исключающие вмешательство в деятельность Следственного комитета со стороны иных государственных органов. Структурная схема Следственного комитета представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Структура Следственного комитета

В систему Следственного комитета входят:

— центральный аппарат Следственного комитета;

— главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

— следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

— главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

— отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

— отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

Положения о подразделениях центрального аппарата Следственного комитета, о главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях, следственных отделах Следственного комитета, а также уставы учреждений и организаций Следственного комитета; структуру и штатное расписание центрального аппарата Следственного комитета (в том числе Главного военного следственного управления), главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета; межрайонных следственных отделов, следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных отделов Следственного комитета утверждает Председатель Следственного комитета.

— Главного следственного управления (включает в себя управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности; управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики; управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения; отдел информационно-технического и документационного обеспечения);

— Главного управления процессуального контроля (состоит из управления процессуального контроля за следственными органами; управления процессуального контроля в сфере противодействия коррупции; управления процессуального контроля за расследованием особо важных дел; организационно-аналитического отдела, отдела документационного обеспечения);

— Главного организационно-инспекторского управления (в составе организационно-контрольного управления, информационно-методического управления, управления собственной безопасности, управления оперативных служб, отдела документационного обеспечения и корректуры);

Читайте также:  Что такое причинно следственная связь примеры

— Главного управления криминалистики (в него входят методико-криминалистическое управление, технико-криминалистическое управление, управление организации экспертно-криминалистической деятельности, отдел документационного обеспечения);

— Главного управления обеспечения деятельности (в его структуре финансово-экономическое управление, управление материально-технического обеспечения, управление делами, контрольно-ревизионное управление, отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам, отдел организационного и документационного обеспечения);

— Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу (включает управление по расследованию особо важных дел, контрольно-криминалистическое управление, отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты, организационно-аналитический отдел, отдел документационного обеспечения);

— следственных управлений по Центральному, Северо-Западному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному, Южному федеральным округам;

— управления процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;

— управления взаимодействия со средствами массовой информации;

— управления международно-правового сотрудничества; управления по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению;

— управления по защите государственной тайны;

— управления физической защиты;

— отдела процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;

— отдела информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета;

— Главного военного следственного управления.

В систему Следственного комитета входят научные, образовательные (в том числе общеобразовательные, кадетские), санаторно-курортные, оздоровительные, реабилитационные, культурные учреждения, физкультурно-спортивные организации, редакции электронных и печатных изданий, типографии, иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, а также экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения.

В настоящее время в системе Следственного комитета действует Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации. Кроме того, под патронатом Следственного комитета осуществляет образовательный процесс кадетский класс имени Александра Невского муниципальной образовательной школы-интерната общеобразовательной школы-интерната начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования г. Химки Московской области.

Коллегия Следственного комитета Российской Федерации образуется в составе Председателя Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц.

Работой коллегии руководит Председатель Следственного комитета, а в его отсутствие — должностное лицо, на которое возложено исполнение обязанностей Председателя Следственного комитета.

Коллегия является постоянно действующим органом Следственного комитета. На своих заседаниях она вправе рассматривать любые вопросы, относящиеся к компетенции Следственного комитета и требующие коллегиального обсуждения, в том числе такие вопросы, как:

— организация деятельности следственных органов, учреждений и организаций Следственного комитета, обеспечение надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве (организация и производство предварительного следствия по уголовным делам, обеспечение его законности, осуществление экспертно- криминалистической деятельности, исполнительская дисциплина и др.);

— разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

— подбор, расстановка кадров, организация их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

— взаимодействие в установленном порядке с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств и международными организациями.

Решения коллегии являются обязательными для исполнения подразделениями центрального аппарата Следственного комитета, главными следственными управлениями, следственными управлениями Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненными к ним специализированными (в том числе военными) следственными управлениями и следственными отделами Следственного комитета и межрайонными следственными отделами, следственными отделами и следственными отделениями Следственного комитета по районам, городам и приравненными к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственными подразделениями Следственного комитета, учреждениями и организациями Следственного комитета, всеми сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Следственного комитета.

Итак, Следственный комитет — единый слаженный механизм, основная цель деятельности которого — осуществление в соответствии с законодательством РФ полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Единство Следственного комитета — это правовая конструкция, которая определяет систему внутренних организационных связей, предполагающую наличие определенной иерархии, соподчиненности и четкой регламентации отношений между ними. Единство следственных органов обусловлено единой законностью, общностью задач по осуществлению уголовного судопроизводства, методов и форм его реализации. Единство предполагает взаимодействие отдельных частей системы, в ходе которого достигаемый в процессе деятельности результат является совокупностью совместных усилий каждой из них.

Единство системы следственных органов заключается в том, что все они — центральный аппарат Следственного комитета; главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета, — составляют единое целое.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Источники:
http://chugunka10.net/forum/showthread.php?t=6177
http://studbooks.net/1071476/pravo/sledstvennyy_komitet_rossiyskoy_federatsii_federalnyy_gosudarstvennyy_organ

Читайте также:
Adblock
detector