Кто вправе отменять постановления следователя

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ в статью 39 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 39 . Руководитель следственного органа

См. комментарии к статье 39 УПК РФ

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 1 статьи 39 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 15 января 2011 г.

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

Часть 1 дополнена пунктом 7.1 с 23 ноября 2018 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 411-ФЗ

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в пункт 9 части 1 статьи 39 настоящего Кодекса внесены изменения

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 4 статьи 39 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Читайте также:  Что лучше адвокат или следователь

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 5 статьи 39 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2011 г.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов см.:

приказ Следственного комитета РФ от 17 октября 2014 г. N 89

приказ Следственного департамента МВД РФ от 8 ноября 2011 г. N 58

Отмена незаконного постановления следователя о возбуждении дела

Актуальность этой проблемы обусловлена прежде всего ошибками, допускаемыми правоприменителями, в том числе и судом, при толковании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

Согласно вышеуказанной норме закона руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. По смыслу закона отмене подлежат любые незаконные либо необоснованные постановления следователя (например, о производстве обыска, о привлечении в качестве обвиняемого и т. д.). Иное толкование закона привело бы к бесконтрольности процессуальной деятельности следователя. Установить исчерпывающий перечень подлежащих отмене незаконных постановлений следователя невозможно, да и нет в этом необходимости. Право отмены постановлений лишь может быть ограничено другими статьями УПК. Однако таких статей он не предусматривает.

Имеет ли руководитель следственного органа право отменять незаконное и необоснованное постановление следователя о возбуждении уголовного дела? Ответ очевиден: в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ — имеет.

Однако на этот счет есть и другое мнение, обусловленное принятием ряда решений судами Самарской области в порядке ст. 125 УПК. Обоснование этого мнения следующее: если до этого прокурор в порядке ч. 4 ст. 146 УПК, т. е. в течение 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, не отменил постановление о возбуждении уголовного дела, то в ином порядке оно не может быть отменено, так как его УПК РФ не предусматривает. В этом случае, на наш взгляд, правоприменители путают полномочия прокурора, предусмотренные ст. 146 УПК, и полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные ст. 39 УПК.

Более того, сторонники указанной позиции считают, что прокурор не имеет права требовать от руководителя следственного органа в ходе предварительного следствия отмены незаконного постановления следователя о возбуждении уголовного дела, а руководитель следственного органа вообще не имеет права отменять постановление о возбуждении уголовного дела. По их мнению, если прокурором постановление о возбуждении уголовного дела не отменялось, то на основании ст. ст. 208, 212, 215 УПК необходимо принять одно из следующих решений: о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, о составлении обвинительного заключения. В случае установления непричастности лица к совершению преступления в ходе расследования уголовного дела либо отсутствия события преступления как такового уголовное дело (уголовное преследование) должно быть прекращено на основании п. п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Кроме того, представляется, что эта позиция противоречит нормам УПК и приводит к существенному сужению прав как руководителя следственного органа, так и надзирающего прокурора, а также может привести к существенному нарушению прав участников уголовного судопроизводства, так как прекращение уголовного дела не влечет признания других вынесенных постановлений по делу (например, постановления об аресте) незаконными, а отмена постановления о возбуждении уголовного дела влечет признание, например, ареста во всех случаях незаконным.

Так, в случае, если постановление о возбуждении уголовного дела вынесено неуполномоченным на то лицом (например, участковым уполномоченным милиции и т. д.) или с нарушением требований ст. ст. 145, 151, 152 УПК, а также в случае, если при возбуждении уголовного дела отсутствовали поводы и основания, и оно не было отменено в порядке ч. 4 ст. 146 УПК, прокурор, выявив указанные нарушения закона, обязан внести требование об отмене данного постановления, а руководитель следственного органа отменить его.

Читайте также:  До какого времени можно проводить следственные действия

В данном случае ущербно само постановление о возбуждении уголовного дела, поэтому оно незаконно и не может порождать правовых последствий.

Аналогичные правовые нормы есть в ГК РФ. Так, согласно его ст. 167 (ч. 2) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Таким образом, в случае недействительности сделки восстанавливается правовой статус лиц и имущества, который существовал до совершения данной сделки. Недействительной сделка признается с момента ее заключения, а не с момента вступления в силу решения суда.

Довод о единственном возможном решении о прекращении уголовного дела в случае, когда дело было ущербно возбуждено и по нему проведено расследование, не является обоснованным. В этом случае неясно, по каким основаниям дело подлежит прекращению. Сторонниками этой позиции не учитывается, что в случае установления непричастности лица к совершению преступления в ходе расследования уголовного дела либо отсутствия события преступления как такового уголовное дело (уголовное преследование) должно быть прекращено на основании п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Кроме того, не принимаются во внимание различные правовые последствия прекращения уголовного дела и отмены постановления о возбуждении уголовного дела. Так, после отмены постановления о возбуждении уголовного дела должно быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении материала на дополнительную проверку, после чего следователь вправе вновь возбудить уголовное дело. Правовые последствия прекращения уголовного дела иные: дело не может быть возбуждено по тем же основаниям, хотя и уже уполномоченным на то лицом.

Более того, прекращение уголовного дела — результат анализа добытых по уголовному делу в процессе расследования доказательств, а признание постановления о возбуждении уголовного дела незаконным с момента возбуждения является следствием анализа поводов, оснований и других формальных обстоятельств. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела влечет признание всех собранных доказательств по делу недопустимыми.

Если уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события преступления, то после этого исключена возможность возбуждения уголовного дела по данному факту. Если оно подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления в отношении конкретного лица, то событие преступления имело место и впоследствии возможно возбудить уголовное дело.

Во всех случаях принятия судом решения в порядке ст. 125 УПК о признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела руководитель следственного органа отменяет постановление следователя о возбуждении уголовного дела вне зависимости от количества проведенных следственных действий и срока расследования.

Таким образом, можно прийти к безусловному выводу о том, что право руководителя следственного органа отменять незаконные постановления следователя о возбуждении уголовного дела и право прокурора на любой стадии расследования требовать отмены незаконного постановления о возбуждении уголовного дела являются важнейшими инструментами исправления процессуальных ошибок, допущенных при возбуждении уголовного дела.

Статья 214. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

1. Признав постановление руководителя следственного органа или следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (за исключением дел частного обвинения) незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляет руководителю следственного органа. По делам частного обвинения постановление о прекращении уголовного дела прокурор может отменить только при наличии жалобы заинтересованного лица. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если суд признает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, то он выносит в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, соответствующее решение и направляет его руководителю следственного органа для исполнения.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Возобновление производства в соответствии со статьями 413 и 414 настоящего Кодекса по ранее прекращенному уголовному делу возможно в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Читайте также:  Где сейчас следователи гдлян и иванов

(часть третья в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до сведения лиц, указанных в части третьей статьи 211 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 214

1. Основанием для отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования могут служить полученные новые данные об обстоятельствах дела, а также допущенные следователем (дознавателем) нарушения требований ст. ст. 212, 213 УПК.

2. Законность постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования характеризуется следующими чертами: решение должно быть вынесено уполномоченным лицом своевременно; его вынесению предшествовала осуществляемая в соответствии с законом процессуальная деятельность; был правильно применен материальный закон; решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования выражено в установленной УПК форме и содержит необходимые реквизиты.

3. Обоснованность постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования является проявлением его информационной природы. Иными словами, выводы о фактических обстоятельствах дела, изложенные в постановлении, должны соответствовать имеющимся в уголовном деле доказательствам, которые получены в результате предшествующей решению деятельности по их собиранию, проверке и оценке.

4. Следователь не вправе сам возобновить производство по уголовному делу. Если ему после прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования станут известны обстоятельства, требующие возобновления производства, он ставит об этом в известность прокурора, который вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела и возобновить производство по уголовному делу. Вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя, в том числе и постановлений о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, вправе начальник следственного отдела (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК).

5. Правом отменить постановление о прекращении уголовного дела и возобновить производство по делу, кроме надзирающего прокурора, обладают вышестоящий прокурор, а также суд.

6. Постановление прокурора об отмене постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возобновлении производства по делу может быть отменено вышестоящим прокурором.

7. Возобновление прекращенного дела возможно, если со дня совершения преступления не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 УК.

8. Наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению является основанием прекращения уголовного преследования (см. коммент. к ст. 27).

9. Возобновление производства по прекращенному делу по тому же обвинению и в отношении того же лица возможно только после отмены постановления о прекращении дела уполномоченным лицом.

10. В случае, когда в ходе расследования квалификация преступления изменяется и для обоснования своего вывода следователь выносит постановление о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия в действиях обвиняемого состава преступления, предусмотренного той статьей УК, по которой первоначально было возбуждено уголовное дело, отмены постановления о прекращении уголовного дела и возобновлении производства по делу не требуется, поскольку следователь в описанной ситуации вынес постановление о прекращении дела по иному обвинению .

БВС РФ. 1994. N 10. С. 14.

11. В постановлении прокурора об отмене постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возобновлении производства по прекращенному делу должны быть указаны основания отмены постановления следователя (дознавателя), а также кому поручается расследование и какие следственные действия следует выполнить. При отмене подобного постановления судом (см. коммент. к ст. 125) соответствующее судебное решение направляется прокурору для исполнения.

12. Существовавшая ранее практика отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и возобновлении производства по делу, если установлены факты совершения лицом новых преступлений, по которым возбуждены уголовные дела, не отвечает требованиям законодательства. Если при прекращении уголовного дела не были нарушены требования уголовного и уголовно-процессуального законов, в ходе расследования не появились новые данные об обстоятельствах дела, а следователь не допустил нарушений требований ст. ст. 212, 213 УПК, то постановление о прекращении уголовного дела не должно отменяться.

Источники:
http://pandia.ru/text/80/603/58699.php
http://ugolovno-processualniy-kodeks-rf.com/statya-214-otmena-postanovleniya-o-prekrashhenii-ugolovnogo-dela-ili-ugolovnogo-presledovaniya/

Читайте также:
Adblock
detector