В этой статье вы узнаете:
- Как выявить мошенничество сотрудников
- Какие вопросы необходимо задавать
- Как понять, что человек врет
Работники правоохранительных органов пользуются методом Льва Филонова, автора книг о ведении допросов. Он разработал аналитический аппарат, который позволяет выявить мошенничество сотрудников. Рассмотрим семь ключевых вопросов1
Для иллюстрации данного метода приведу пример. Предположим, из портфеля директора в его кабинете пропала значительная сумма — около 100 000 руб. Эти деньги он несколькими часами ранее привез из банка. Все сотрудники отрицают вину. Видеокамеры располагаются только над входом в приемную, в самой приемной и кабинете директора видеонаблюдение не ведется. Запись показала, что в день преступления туда заходили телохранитель и водитель директора. Также в приемной находится рабочее место секретаря, которая в тот день присутствовала. Таким образом, были установлены подозреваемые. Как выявить мошенника?
Следователь вызывает для беседы телохранителя, секретаря и водителя, каждому задает одинаковые вопросы и анализирует ответы.
Анализ ответов: два человека не отрицают факт пропажи денег и даже называют обстоятельства (пропажа из кабинета из портфеля), третий нивелирует это, говорит, что просто произошло какое-то событие.
Секретарь не была уверена, что произошла кража, поскольку директор, по ее мнению, мог эти деньги потратить на стороне. Водитель однозначно заявил, что руководитель деньги кому-то отдал или потратил, а теперь не помнит, потому что у него много денег и он их даже не считает.
Анализ ответов: телохранитель в краже уверен, секретарь говорит только о такой возможности, а водитель безапелляционно заявляет о вине самого директора.
Анализ ответов: телохранитель пытается максимально сузить круг подозреваемых, секретарь никого не обвиняет, водитель же ясно говорит о том, что совершить кражу мог абсолютно любой сотрудник, он как бы расширяет круг подозреваемых, чтобы руководителю было сложнее установить правду.
Анализ ответов: телохранитель и секретарь мыслят конструктивно, пытаются очертить круг виновных, водитель придерживается все той же безапелляционной точки зрения о возможной виновности всех сотрудников.
Анализ ответов: телохранитель и секретарь могут признаться в неблаговидных мыслях и поступках. Это позиция людей, которым нечего скрывать. Реакция водителя напоминает реакцию виновного человека, который отрицает все преступные мысли из страха быть разоблаченным.
Анализ ответов: у телохранителя и секретаря нет точных версий преступления, тогда как водитель может четко рассказать последовательность действий.
Анализ ответов: телохранитель предлагает установить объективное наказание, секретарь — мягкое, а водитель говорит только о возможности признания вины и вдобавок ссылается на обстоятельства, затрудняющие исполнение наказания.
Вывод: по характеру ответов можно сделать вывод, что виновен водитель. Он отрицает факт кражи, расширяет круг подозреваемых, пытается обелить свои мысли и поступки и абстрактно рассуждает о наказании. Что впоследствии и подтвердилось при проверке опрашиваемых на полиграфе, водитель покаялся в содеянном и вернул похищенные деньги.
Если обманывает сотрудник, а доказательств нет — создайте их
Константин Сергеев, директор, Союз руководителей служб безопасности Урала
Если человек не замешан в мошенничестве, скорее всего, он отнесется к такому заявлению спокойно или с удивлением, может даже спросить, кто распространяет такие слухи. Нервозность, вспыхнувший румянец на щеках, взгляд в сторону, поспешность в речи выдадут мошенничество сотрудника. Но эти признаки, конечно, субъективны и зависят от конкретного человека, его модели поведения и психики.
Поэтому иногда стоит воспользоваться излюбленным методом следователей — подтасовать доказательства в свою пользу. Приведу пример из личной практики. На территории комбината охрана обнаружила пакет с продукцией для дальнейшего хищения. Был определен круг подозреваемых. Их пригласили на беседу с руководителем и предъявили лист с отпечатками пальцев, якобы принадлежащих злоумышленнику. На самом деле эти отпечатки были подготовлены заранее службой безопасности с помощью скотча и грифеля от карандаша. Руководитель предложил либо добровольно сознаться мошенникам, либо передать улику в правоохранительные органы. Двое сотрудников сами признались в мошенничестве.
Как выявить мошенника по взгляду, голосу и жестам
Методология распознавания лжи — сложный профессиональный вопрос. Если вы собираетесь использовать психологические приемы, не владея методикой в целом, будьте аккуратны, поскольку в ряде случаев это чревато юридическими и морально-этическими последствиями.
Противоправные действия, в которых подозревается сотрудник компании, могут быть самыми разными, от подлога, хищения и представления ложной информации до промышленного шпионажа. Чтобы удостовериться в подозрениях или, наоборот, убедиться, что оснований для них не было, вы можете воспользоваться психологическими приемами, которые используют сотрудники следственных органов.
Мошенничество сотрудников можно выявить, обращая внимание на вербальные средства общения
Как строится фраза. Когда человек нервничает, скрывает что-то, порядок слов и темп его речи могут отличаться от последовательности, характерной для него в обычном эмоциональном состоянии. Например, собеседник может запинаться, растягивать слова или, наоборот, ускоряться. Он может несколько раз повторять одну и ту же фразу, вопрос может остаться без ответа, хотя сотрудник делает вид, что диалог продолжается. Если в речи появляются излишние подробности — это признак того, что сотрудник обманывает.
Какие слова используются. Например, если в речи появляются ненормативная лексика, междометия, сленг, жаргонные выражения, не свойственные человеку в спокойном состоянии, это также указывает на волнение и, возможно, сокрытие информации.
Следите за голосом
Все признаки, связанные с голосом, — изменение интонации, тембра, дрожание, усиление или понижение — относят к паравербалике. Когда человека задевают за живое, вторгаются в его личное пространство, он агрессивно реагирует и повышает голос. Если же, наоборот, происходит снижение голоса, это означает, что собеседник прячется и не желает делиться информацией. Оба случая предполагают негативное эмоциональное состояние сотрудника.
Анализируйте невербалику
К невербальным средствам общения относят мимику, жесты, язык тела. Следите за тем, как изменяется направление взгляда. Со знакомыми людьми человек вырабатывает свою систему взглядов: пристальный взгляд, затем отводит глаза, но делает это с определенной периодичностью. Когда сотрудник нервничает, ритмика сбивается. Это выражается в опущении глаз, отведении взгляда в сторону. Если человек лжет, он смотрит в сторону рабочего полушария. Например, правши обрабатывают информацию левым полушарием. Значит, взгляд в левую сторону может расцениваться как выдумывание информации и ложь.
Обратите внимание на движения рта: подергивание губ, изменение носогубных складок. Сотрудник в неустойчивом психоэмоциальном состоянии нередко прикрывает рот ладонью, почесывает мочку уха, лоб, нос, активно прикасается к лицу.
Учтите, что человек не в состоянии контролировать одновременно все три параметра — речь, мимику и жесты. Например, контролируя речь, он может упустить контроль над мимикой и жестами: прихватывание предметов на столе, прикасание к запястью, предплечью, переворачивание кистей рук ладонями вниз. Иногда такая жестикуляция сопровождается манипуляциями с предметами: закрытие ранее раскрытого футляра для очков, ежедневника, книги, как будто собеседник не желает продолжать разговор.
Следите за положением ног сотрудника. Если он контролирует мимику и жесты, возможно, ноги могут ходить ходуном, покачиваться. Чем меньше барьеров между вами и подозреваемым, тем легче проследить его реакцию, поэтому лучше разместиться так, чтобы вам не мешали столы, стулья и вы легко могли видеть ноги собеседника.
Все познается в сравнении
Учтите, что сами по себе перечисленные признаки, вырванные из контекста, не всегда помогут выявить мошенничество сотрудников. В любом случае сравните фрагменты поведения в спокойном для собеседника состоянии и в том состоянии, когда вы пытаетесь выявить злоумышленника. У каждого человека есть индивидуальный набор признаков поведения. Он может сбиваться с речи, путаться, прятать глаза, когда рассказывает, например, о том, как провел выходные. Если это происходит в спокойном состоянии и сохраняется при серьезной беседе, то не будет являться основанием для подозрения. Если при обсуждении нейтральных тем собеседник говорит спокойно, четко, открыт и дружелюбен, а когда речь заходит о встрече, в ходе которой могла произойти передача информации третьему лицу, резко изменился, например перевел взгляд в сторону рабочего полушария (как правило, влево), то он впал в негативное эмоциональное состояние. Но и это не полноценный признак, поскольку человек может переживать значимое для него событие и с трудом подбирать слова, чтобы сформулировать мысль. Помните, что самонадеянность недопустима, но быть настороженным и знать основные методы выявления лжи должен каждый руководитель.
Источники: