Кто был обвинен нероном в поджоге рима

Шесть дней Рим полыхал, как факел, в самый жаркий месяц – июль 64 года от Рождества Христова. Шесть дней кроваво-красное зарево поднималось над долиной Тибра, и воды его окрасились в цвет пурпура. И все эти дни стоял несмолкаемый человеческий крик. Хроники того давнего времени не сохранили сведений о числе жителей, погибших во время пожара. Но это были многие сотни, а может быть, и тысячи людей.

За шесть дней дотла сгорела столица Священной Римской империи, в пламени исчезли дворцы, храмы, библиотеки, бани, конюшни, статуи императоров и богов. Шесть дней метались люди, пытавшиеся спасти свое добро от огня, шесть дней пламя свободно разгуливало по улицам.

Нерон поет, глядя на горящий Рим. Гравюра XIX в.

…Праправнук божественного императора Августа, Нерон был сыном Агриппины – пятой жены императора Клавдия. По преданию, Агриппина отравила слабовольного Клавдия и на его место предложила своего сына Нерона. И преторианцы, элитная охрана дворца, провозгласили его своим предводителем, а потом заставили Сенат утвердить его императором всего Рима.

Спор этот ведется вот уже на протяжении почти двадцати столетий, в разное время выдвигались различные версии о пожаре в Риме. Одни историки обвиняли во всем Нерона и говорили, что в один прекрасный момент обстоятельства сложились так, что император нашел случай избавиться от несносной матери, бесполезной жены и ревнивого мужа любовницы. Вот так будто бы и зародилась в его голове мысль, ужаснувшая бы и самого величайшего злодея. Он решился поджечь свой дворец, который был соединен с домом его возлюбленной Епихарисы, чтобы погубить тех особ, которые (как он мыслил) мешали его благополучию. Ни прекрасное украшение и великолепие дворца, ни сокровища и собранные в нем древности и редкости – ничто не могло отвратить Нерона от его ужасного намерения. Так это обширное здание, украшение Рима, в одну минуту сделалось добычей пламени.

Пожар начался в ночное время в той части цирка, которая была смежной с Палатинским и Целийским холмами. Пламя, перекинувшись на соседние кровли, распространялось даже с какою-то непонятною быстротой. Огонь внезапно побежал по лавкам, наполненным легко воспламеняющимися товарами, и вскоре весь этот квартал полыхал, как огромный костер. Не было там ни дома, огражденного забором, ни храма, окруженного высокими стенами, никакого другого препятствия…

Пораженным римлянам пожар представлялся зрелищем тем более ужасающим, что помощь и тушение его представлялись невозможными. Прежде всего потому, что огонь распространялся очень быстро, а кроме того – искривленные во все стороны улицы древнего Рима и огромные здания препятствовали движению. Пламя добиралось до самых высоких башен, и многие римляне стали считать, что сами боги умножают свирепость огня.

Когда вспыхнул пожар, Нерон находился в Анциуме. Он возвратился в столицу, когда огонь уже приближался к его резиденции. Ужас величественного зрелища привел императора в восторг, потому и сложился впоследствии рассказ, что он любовался пожаром с высокой башни в Меценатовых садах и в театральном костюме, с венком на голове и лирой в руках воспевал такую же огненную смерть священной Трои.

Из четырнадцати частей Рима три совершенно сровнялись с землей, от семи остались одни почерневшие стены, и только четыре части римской столицы были пощажены огнем. Чем было заменить теперь священную ограду Юпитера Стратора, дворец Нумы Помпилия, пенаты греческого народа, чудеса греческого искусства? Погибли в пламени многие величественные храмы и здания, самые драгоценные римские древности, исторические дома полководцев, украшенные добычами былых побед, трофеи и предметы культа римлян.

Конфликт Первая Иудейская война (?)
Дата 64 год
Место Рим, Римская империя

Поджог Рима — пожар в Риме в июле 64 года.

[править] Ход событий

Современными историками пожар трактуется как деяния императора Нерона, желавшего перестроить город (вскоре после пожара он заложил Золотой дворец).

Читайте также:  В чем обвиняли довлатова

Изначально же, видимо полагали, что Рим подожгли еврейские мятежники или фанатичные иудео-христиане, но Поппея Сабина, жена Нерона, сблизившаяся с евреями, видимо заступилась за римских евреев, и добилась того, чтобы поджигателями признали христиан:

Поэтому вполне вероятно, что когда искали виновников пожара, Поппея вступилась за правоверных иудеев и таким образом способствовала углублению конфликта между ними и евреями-христианами, которых и признали поджигателями. Это имело огромные исторические, религиозные и политические последствия, продолжающиеся до настоящего времени [1] .

Благодаря Поппее Сабине или каких-то других заступниц, гнев толпы и кесаря за поджёг города обрушился на христиан, а не евреев:

И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для это­го зре­ли­ща Нерон пре­до­ста­вил свои сады; тогда же он дал пред­став­ле­ние в цир­ке, во вре­мя кото­ро­го сидел среди тол­пы в одеж­де воз­ни­че­го или пра­вил упряж­кой, участ­вуя в состя­за­нии колес­ниц. И хотя на хри­сти­а­нах лежа­ла вина и они заслу­жи­ва­ли самой суро­вой кары, все же эти жесто­ко­сти про­буж­да­ли состра­да­ние к ним, ибо каза­лось, что их истреб­ля­ют не в видах обще­ст­вен­ной поль­зы, а вслед­ст­вие кро­во­жад­но­сти одно­го Неро­на [2] .

Любопытно, что пожар произошёл видимо в том самом году, когда в Риме находился Иосиф Флавий — будущий один из лидеров еврейского антиримского восстания.

Познакомившись с женой Цезаря Поппеей, упросил ее и устроил так, чтобы священники были как можно скорее освобождены. И получив от Поппеи, помимо этого благодеяния, великие дары, я вернулся на родину [3] .

Вряд ли, однако, Иосиф Флавий мог участвовать в поджоге Рима, во всяком случае никаких данных на этот счёт нет. Однако, когда восстание началось, совсем молодой Иосиф Флавий был назначен командующим важнейшим пограничным Галилейским округом. Следовательно, Иосиф Флавий в своей биографии недоговаривает каких-то фактов о себе, видимо он и до начала мятежа сумел себя зарекомендовать в глазах мятежников, однако, чем именно неизвестно. Свою биографию еврейский историк писал на склоне лет в Риме, тогда он был близок к свите императора и, любимцем его жены, и, конечно, он не мог написать, что поджёг Рим, даже если бы и правда это сделал. Но вряд ли он мог это сделать: поджог огромного города требовал его хорошего знания, организации, такое было бы не под силу молодому приезжему из провинции. Конечно, он мог теоритически подбить на поджёг радикально настроенных римских евреев, но никаких сведений об этом нет.

Сомнительно, что и римские евреи могли совершить этот поджёг: ведь пожар не пощадил бы и их. Поэтому, скорее всего организовал пожар именно Нерон.

Стоит всё же отметить, что слухи про участие в пожаре евреев и их покровительницы Поппеи существовали, их резюмировал автор-юдофоб Ф. Бренье:

Святой Климент Александрийский, упоминая об этих гонениях, определенно приписывает их, ненависти евреев. Это показание, между тем, легко объяснимо. Пожар Рима, послуживший Нерону предлогом, начать гонения против Христиан, начался в лавках около цирка, принадлежавших еврейским купцам, и, следовательно, смертная казнь угрожала прежде всего еврейскому населению. Но евреи имели во дворце Императора могущественных заступников и сама Поппея, наложница Нерона, была последовательницей еврейства. Ей не только удалось убедить Цезаря пощадить евреев, но она еще обратила гонения, им угрожавшие, против Христиан; и еврейская колония Рима могла в течение трех лет упиваться зрелищем тысяч Христиан, умиравших под клыками диких зверей или же обращенных в пылающие факелы. В июне 67 года евреи, наконец, дождались давно ожидаемой радости: мученической смерти святых апостолов Петра и Павла.

Есть сведения, что инициаторами гонения на христиан выступили ортодоксальные иудеи, которым покровительствовала подкупленная ими Поппея Сабина. Римский пожар, как говорят, начался в еврейском квартале города, и иудеи всячески старались переложить вину за него на тех людей, которых считали отступниками от закона Моисея [4] .

Христиан и иудеев привлекают к наказанию как виновников пожара [5] .

Следовательно, евреев и христиан обвинили в поджоге, но в целом вину, видимо благодаря Сабине, возложили на христиан. Так как Иосиф Флавий был судя по всему очень близок к Поппее, которую он называет богобоязненной, что имеет кроме прочего определённый сексуальный смысл (то есть она является дозволенной для сожительства с правоверным иудеем, так как чтит иудейские ритуальные законы), то можно решить что её заступничество могло быть результатом его влияния. Таим образом, нельзя определённо сказать, мог ли этот поджёг быть часть войны евреев в Римом, и был ли в нём замешан Иосиф Флавий, так как прямых фактов, которые бы на это указывали нет. Но если бы это было так, то это бы объяснило назначение Флавия затем одним из военных лидеров мятежников. Иосиф Флавий в своих мемуаров не поясняет почему он получил в начале мятежа столь высокий пост, а просто констатирует:

Начальство. над обеими частями Галилеи [получил] — Иосиф сын Матфия; к его же области была причислена Гамала — силь­нейший город в том краю [6] .

Невероятно, что он получил бы такой пост не имея никакого военного опыта против римлян ранее. Поджог Рима конечно мог стать серьёзной причиной для высокого поста в армии мятежников, но Иосиф Флавий никак не объясняет за какие заслуги он получил столь высокий пост.

Читайте также:  Может ли адвокат отказаться от защиты обвиняемого

Возможно, что пожар вообще не имеет отношения к евреями, и их обвинили из-за враждебности к ним римлян.

В целом, всё-таки крайне сомнительно, что евреи смогли бы поджечь Рим, хорошо охраняемый огромный город. Вряд ли и христиане могли такое совершить по той же причине. Поэтому, наиболее правдоподобно, что поджог был совершён Нероном, который хотел перестроить город.

Безумный император Нерон, стоя на холме, слагает стихи, вдохновляясь зрелищем горящего Рима, подожженного по его приказу. Этот сюжет хорошо помнят даже те, кто в школе не был в восторге от истории древнего мира.

Шесть дней буйства огня

Правда в том, что пожар был, и Нерон умер примерно такой смертью, возможно, произнеся эти слова. Вот только его гибель с реальным пожаром никак не связана – хотя бы потому, что император Рима не поджигал.

Великий пожар Рима начался в ночь с 18 на 19 июля 64 года нашей эры. Он действительно был самым страшным в истории древнего города, а возможно, одним из наиболее разрушительных в истории человечества.

Большинство историков сходятся в том, основной пожар бушевал на протяжении шести дней. Затем огонь охватил Марсово поле, но там уже не было больших разрушений. Окончательно справиться с огнем удалось только к 27 июля.

Из 14 районов города полностью выгорели четыре, значительные разрушения произошли еще в семи. Роскошные дома, сады, памятники – потери Рима не поддаются подсчету. Полностью сгорел храм богини Луны, очень сильно пострадали храмы Юпитера, Аполлона, Весты.

Священная улица, главная дорога Римского форума, ведущая с Капитолия на Форум, сгорела практически полностью.

Сколько людей погибло в огне, неизвестно, но жертв было очень много. Искривленные узкие улочки не позволяли сбивающимся в толпы, паникующим римлянам уйти от быстро наступающего пожара. Рабы, сезонные рабочие, нелегальные жители Рима, прибывшие в поисках лучшей доли из других государств и районов Италии – среди жертв было очень представителей этих категорий.

Читайте также:  Почему мужчина обвиняет в измене которой нет

Но откуда пошли разговоры о вине Нерона?

Другое дело, что обвинял Нерона в поджоге не только Гай Светоний. Но мотив называли чисто практический, не связанный со стихосложением – император желал очистить Рим от трущоб, дабы застроить его новыми зданиями.

Это, к сожалению, остается привычным и в XXI веке – нередко старые дома в местах, где собираются возводить элитную недвижимость или торговые центры, внезапно начинают гореть один за одним.

Не разрушитель, а спаситель и созидатель?

Но в случае с пожаром Рима, как было сказано выше, горели отнюдь не только трущобы, но и самые богатые районы. А вот Трастевер, считавшийся тогда одним из наиболее ужасных районов Рима, вообще не пострадал.

Пожар начался в лавках, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка, и быстро распространился по городу, затронув и дворец самого Нерона. Император был большим любителем ценностей, и совершенно неясно – для чего ему было наносить вред самому себе?

Самое интересное, что в момент начала пожара Нерона вообще не было в Риме. За неделю до этого из-за ужасающей жары он уехал на морское побережье, в Анций. Для человека, который специально собирается поджечь город, чтобы насладиться страшным зрелищем, Нерон ведет себя нелогично.

Публий Корнелий Тацит, переживший пожар Рима ребенком, пишет, что Нерон, вернувшись в Рим, возглавил борьбу с огнем. Для оставшихся без крова римлян он открыл свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей.

При этом свидетели утверждали, что император в эти дни выглядел потрясенным, а римляне, наоборот, приветствовали его, оценив оказанную им помощь. То есть среди простого народа слухи о вине Нерона как-то не прижились.

Император лично руководил восстановление города. Благодаря ему были расширены улицы и приняты другие меры, дабы избежать повторения подобной катастрофы в будущем. Провинции империи были обложены единовременным налогом на восстановление Рима, благодаря чему город очень быстро отстроили заново.

Еще одно утверждение, связанное с Нероном и Великим пожаром – стремясь найти виновных, он обвинил в поджоге христиан, после чего начались их массовые казни.

Императора, еще раз напомним, в момент начала пожара в городе не было.

Христиан в Риме в ту пору действительно рассматривали как опасную секту. В случаях массовых бедствий истеричные граждане нередко начинают искать виновных – в одну эпоху ловили ведьм, в другую – евреев. Не исключено, что во время Великого пожара простые римляне все свалили на непонятных им почитателей Христа и стали вершить самосуд. Нерон же, прибыв в город, присоединился к происходящему, сочтя это меньшим из зол.

Как погиб Нерон

Однако, это уже не относится к Великому пожару Рима. У Нерона, конечно, было немало грехов и преступлений, но Рим он, скорее всего, не сжигал. Но образ, закрепившийся в литературе, сильнее любой исторической правды. Так что императору уже не оправдаться, как никогда не сможет оправдаться несчастный Сальери, и в мыслях не имевший травить Моцарта.

Источники:
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%B3_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0_(64_%D0%B3%D0%BE%D0%B4)
http://aif.ru/society/history/mif_o_nerone-podzhigatele_kak_na_samom_dele_sgorel_drevniy_rim

Читайте также:
Adblock
detector