Как себя вести когда тебя обвиняют несправедливо

Правильно отвечаем на ложные обвинения в свою сторону.

В силу разных обстоятельств мы периодически подвергаемся словесным нападкам.
Когда обвинения неожиданные, мы чувствуем себя неловко, мы не защищены, и потому паникуем, и уже не можем контролировать свое поведение так, как бы делали это в спокойном состоянии.
А паника у нас появляется по причине того, что мы мало знаем человеческую психологию, мы мало знаем мир.
Мы часто принимаем правила игры других людей, не зная их. Как говорят, если человек согласился играть по правилам, которых он не знает, он — лох.
Первое, что следует делать в ситуации, когда вы слышите ложные обвинения в свой адрес — сохранять самообладание и внутреннее спокойствие. Вы невиновны — это главное. Все остальное — мелочи.
Второе — нельзя противостоять обвинителю, действуя хаотично. Необходимо продумывать каждое свое слово. Неправильные слова могут нанести вам большой вред.
А дальше нужно действовать, исходя из тяжести предъявленных обвинений, силы психологического прессинга, ущерба, который может быть вам нанесен, ответственности, которую придется нести и пр.
Если человек желает узнать у вас какую-то информацию, то можно реагировать адекватно — дать человеку то, что он хочет узнать.
Если человек раздражен и специально подавляет вашу личность, то можно реагировать в таком же ключе.
Обороняться нужно, но способ отражения психологической атаки (давления) каждый раз выбирается, исходя из конкретной ситуации.
Как лучший вариант — юмор, ирония, сарказм, если у вас есть соответствующее настроение и энергия. Если вы сами в данный момент находитесь в затруднительном положении или расстроены (допустим, кто-то болеет в семье), то такой метод вы не «потянете». Иронизировать можно тогда, когда вы сами находитесь в бодром расположении духа.
Кстати, можно отбиваться и словами, сказанными другой интонацией. Такой способ тоже работает.

В любом случае, психологическая атака на вас — это лишь эпизод в вашей жизни, причем, жизни интересной и непонятной. Если философски подойти к этому вопросу, то справиться со своим состоянием будет очень просто. Если вы находитесь в затруднительной ситуации, и словесные нападки вам сейчас не отразить, то задумайтесь над тем, стоит ли тратить свое здоровье и силы на людей, которые ведут себя невежливо и агрессивно. Общайтесь с другими, которые ведут себя иначе.
Конечно, лучше поставить человека на место, но если пока это не получается, не переживайте. Со временем все ситуации разрешаются сами собой.
Методы «лучшая защита — нападение», «ломать ситуацию», «удерживать позицию», «не оправдываться», «не прогибаться» тоже работают, но нужно хорошо понимать, какой человек перед вами. Иногда, гештальт — это лучший способ мирно решить ситуацию.

Кто в них не попадал?!

Умеем ли мы в подобных ситуациях вести себя правильно, не во вред себе самим? В силах ли мы сохранить внешнее спокойствие (а оно совершенно необходимо) и то, что принято называть человеческим достоинством? Случается ведь и такое: от страха, от агрессивного напора, от невозможности (как представляется) себя защитить человек признается в краже, которой не совершал. Или, в лучшем случае, отдает деньги, которых никому на самом деле не задолжал, становясь по сути жертвой вымогательства.

Находим ли мы в себе силы, хватает ли у нас смелости добиваться правды, справедливости, а когда-то и наказания наших обидчиков? Дядя в прокуратуре или журналистское удостоверение в сумочке – они есть не у всех, а вот ощущение обступающего беззакония и личной беззащитности – у всех практически…

Что все-таки делать с такими ситуациями в нашей жизни, как их осмысливать, какие выводы из них делать? И вообще, зачем они нам даны? Последний вопрос – уже не психологический, как предыдущие, а христианский.

Поступлю как обычно: сначала попробую поискать ответ сама, цепляясь за свои обрывочные и поверхностные познания в православной литературе, а потом обращусь к священнику.

Читайте также:  Кто в суде обвиняет подсудимого

Оглядываясь на промелькнувший день, понимаешь, что, хотя весь день работал, на угождение при этом действительно ленился; и что Отец Небесный, при всей этой твоей лени, натаскивал тебя, как бесконечно терпеливый учитель бестолкового школьника, вновь и вновь ставя в ситуации, не дающие заснуть, заставляющие нащупывать духовную опору и делать выбор.

Но как это трудно – научиться воспринимать собственную жизнь со всеми ее перипетиями – вот именно так. Как бесконечную возню Творца с тобой, неприлежным и малоуспешным. Особенно это трудно, когда Учитель использует, скажем так, неприятные и жесткие для нас методы. Когда мы попадаем в ловушки, подобные вышеописанным.

Как уже сказано, мы не всегда умеем правильно себя в этих переплетах вести. Это проблема. Ну а если всё же попытаться воспринимать любую подобную ситуацию как Самим Богом назначенный нам урок. Как упражнение, направленное на преодоление малодушия, на возрастание в доверии ко Творцу?

Бог не посылает испытания не по силам. Он ведает, что с тобою. Можно сказать, что Он держит руку на пульсе ситуации. Но многое зависит от тебя самого. Молись, не сомневайся в Его помощи, в заступничестве Пресвятой Богородицы, не теряй присутствия духа. Вспомни, сколько раз святые становились жертвами клеветы, жертвами диких, грязных обвинений и воспринимали это как посланное им во благо.

Мне кажется, что у человека, настроенного подобным образом, гораздо больше шансов выйти из унизительной ситуации победителем, в дальнейшем добиться справедливости и преодолеть последствия психологической травмы. Это земное благо, это необходимое нам, немощным, далеким от духовных высот людям утешение. Но получаем мы его всё же в результате посильного для нас духовного напряжения.

В общем, всё правильно: встряски эти нам нужны для того, чтобы мы, как сказано в молитве Макария Великого, обращались, взоры свои обращали к Нему, тянулись к Нему, подрастали духовно; а подрастая, мы обретаем способность, умение из этих ловушек выбираться.

Однако мне уже пора за советом к священнику.

– Не только ко мне приходят, а я и сам тысячу раз в таких ситуациях бывал, – отвечает настоятель Владимирского храма в Саратове иерей Михаил Богатырев. – Это болезненно в самом деле, когда тебя обвиняют – в том, о чем ты и не думал, чего ты и в принципе не мог совершить. В том, например, что ты лампочки в подъезде выкручиваешь…

Я по сей день помню, как это произошло со мною в первый раз – в детском саду. Мне было четыре или пять лет, и меня обвинили в обычном детском безобразии, совсем не мною совершенном. Я не мог сопротивляться, я был совершенно задавлен и признал, что это сделал я. Потом выяснилось, что не я, но извиниться передо мной никто, конечно, и не подумал. И потом, в жизни, это было не раз, и я сделал для себя такой вывод: трагических реакций на такие обвинения у нас быть не должно. Ты знаешь, что ты этого не делал, и Бог это знает. Ты перед Ним этого греха не совершил – вот главное. А людям, которые тебя обвиняют, твои оправдания не нужны. Они устраивают такого рода самочинные расследования вовсе не для того, чтобы найти правду. Правда им вообще безразлична. Им всё равно, ты это сделал или не ты. У них есть потребность унижать и третировать другого человека. Для этого им нужен повод. Их поведение может быть связано с комплексом неполноценности, ущербностью, завистью – человек, который завидует, может не только того, кому завидует, грязью поливать, но и других тоже – ему всё равно.

Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на Суд Божий и сказать: Господи, Ты всё знаешь – и да будет воля Твоя

Конечно, нервная система у людей разная. Кто-то махнет рукой и забудет, а для кого-то это действительно травма на всю жизнь. Но здесь важно понять: если ты увязнешь в выяснении отношений с этими людьми, хотя бы мысленно, – у тебя вся жизнь мимо пройдет. Ты всю жизнь будешь что-то им доказывать. А доказывая, что ты не верблюд, ты сам себе потихоньку внушаешь, что ты таки верблюд – по крайней мере, в чьих-то глазах. И таким образом становишься зависимым от обвинения. Вот почему это страшно, это опасно – оправдываться в том, чего ты не сделал. Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на Суд Божий и сказать: Господи, Ты всё знаешь – и да будет воля Твоя. Этого достаточно. По сути это означает – остаться здоровым психически и целым духовно.

Читайте также:  Харви вайнштейн кто обвинил

– Но легко ли это на деле – переключиться?

– Лично я всегда исхожу из того, что мне есть чем жить дальше. Есть о чем и о ком думать, чем заняться. Я стараюсь работать на результат, и мне не хочется отвлекаться на какие-то посторонние вещи. Потеря драгоценного времени, данного нам Богом для достижения результата, – это грех. Вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25: 14–30). Тебе нужно трудиться, приумножая данный Господином талант, а тут тебе кто-то вдруг помешал, и ты, разбираясь с ним, не замечаешь, как теряешь свою духовную вертикаль и оказываешься в двухмерном пространстве, на плоскости. И уже ничего не можешь делать для Бога. А ведь конечный результат твоего труда – это всегда результат духовный. И это не твоя личная цель. Это цель, которая тебе Богом задана. А это значит, что она важна для многих людей.

– С вашей точки зрения, стало быть, справедливости добиваться не нужно?

– Справедливость – она у Бога. Мой жизненный опыт подсказывает: через некоторое время после таких вот голословных обвинений правда всегда откуда-нибудь вылезет. Я не один раз это пережил, прежде чем сказать: Господи, да будет воля Твоя.

– Батюшка, но ведь их еще простить надо, этих наших обидчиков, иначе и впрямь увязнешь в хроническом конфликте с ними. У вас это получается?

– Я вообще не умею держать зло на людей. Могу обидеться, но обида не будет долгой. У меня в жизни бывали очень сложные случаи, когда меня предавали по полной программе. Но потом, по прошествии какого-то времени, вслушиваясь в собственную душу, я убеждался, что я к этим людям никаких претензий не имею. Ни злости нет, ни уж тем более чувства мести. Я не буду, конечно, по-дружески сидеть с ними за столом, у меня вообще нет желания с ними общаться – хотя бы потому, что это связано с неприятными воспоминаниями. Но если я узнаю, что они попали в беду, я сделаю всё, чтобы их выручить. И никогда потом их этим не попрекну.

Слушаю отца Михаила и понемногу избавляюсь от всяких невротических сомнений в простой истине: все эти наши унизительные, оскорбительные, нелепые, идиотские ситуации даны нам Отцом и Учителем нашим ради обращения и спасения наших душ. И поменьше бы нам лениться на угождение.

Люди всегда обвиняют обстоятельства в своих неудачах. Я не верю в обстоятельства. Люди, которые прогрессируют в этом мире, — это люди, которые встают и ищут такие обстоятельства, которые они хотят. И если они не могут их найти, они их создают.
– Джордж Бернард Шоу –

Читайте также:  Кто может выдвинуть обвинение против президента рф

1. Почему мы так себя ведем

Неопределенность — это чувство, которое ненавидят абсолютно все люди. Ведь из-за него ты перестаешь чувствовать почву под ногами и теряешь ощущение контроля. Но мы нуждаемся в контроле. Человек по своей природе стремится к нему. И тогда, чтобы оправдать свой провал, мы просто перекладываем вину на другого, превращая свою ошибку в чужую. А раз ошибка не твоя, то и последствия разгребать не тебе.

Когда мы находим виновного, то испытываем чувство, будто проблема решена. К сожалению, в этот момент мы хотим скорее избавиться от груза ответственности, нежели разобраться в причинах и подумать о том, как не допустить повторение подобной ситуации. Позиция трусливая и не мужественная.

2. Ищи причину в себе, а не в окружающих

Некоторые люди испытывают удовольствие, когда отзываются о других негативно и критикуют их слабые стороны. Тем не менее, психологи утверждают, что тот, с кем ты ведешь дискуссию, скорее сложит негативное мнение о тебе, нежели о том, кого ты хочешь очернить. Мало кто станет доверять любителю перемывать косточки. Лишь зрелый человек сумеет взять ответственность за свои действия. Ведь признание вины и работа над ошибками — удел сильной и самодостаточной личности. Конечно же, ты не должен отвечать за ошибки и проступки других людей. Но и выгораживать себя за счет других тоже не следует.

Когда ты осознаешь, что можешь ошибаться, что узко смотришь на определенные вещи и явления — в этот момент и начнется твой личностный рост. Избегая ответственности и не признавая собственную вину, ты лишь усугубляешь положение, подставляешь других людей и отказываешься работать над собой, потому что боишься признать собственные недостатки. Поиск виноватых не принесет результатов, когда единственная причина твоих бед — это ты сам.

Когда вы молоды, вам легко расстраиваться и жаловаться на многие вещи. Но с возрастом вы понимаете, чего можно добиться, научившись управлять собой и решать собственные проблемы.
– Нацумэ Сосэки –

3. Ты начнешь расти только тогда, когда научишься принимать критику

Объективность в признании собственной вины и собственных ошибок — это первый шаг к развитию и самосовершенствованию. Ты должен научиться адекватно реагировать как на победы, так и на неудачи. Когда ты научишься анализировать те причины, которые привели к неблагоприятному результату, ты поймешь, где скрыты твои слабые стороны и над чем необходимо поработать. Обычно перекладывают вину на других люди с низкой самооценкой, которые боятся критики и всячески оберегают свою уязвимую личность.

На самом же деле нет ничего постыдного в том, чтобы признать свою вину или неудачу. Спросить совет, поговорить с более опытным человеком станет единственно верным решением, которое в будущем сыграет тебе на руку. Помни: не работая над собой, не анализируя ошибки, ты не сможешь расти как личность и как профессионал.

4. Не обвиняй, а постарайся исправить ситуацию

Для некоторых людей обвинение — это единственный способ решать проблемы. Но можно ли решить реальную проблему, перекладывая вину с одного человека на другого? Вряд ли. Поэтому если ты любишь прибегать к подобным методам, то завязывай. Научись искать не виновного, а причину. И если этой причиной окажешься ты, то работай над ошибками, но не над поисками крайнего.

Винить в своих ошибках свою природу глупо, ведь это не изменит характер ошибок.
– Томас Харрис –

Источники:
http://pravoslavie.ru/68805.html

Читайте также:
Adblock
detector