Допрос несовершеннолетнего обвиняемого не может продолжаться более

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого имеет определённый порядок, который основан на особенностях физического и психического развития ребёнка. Поэтому в УПК РФ существует отдельная статья, регулирующая порядок проведения допроса.

Содержание статьи

Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

Длительность допроса определяется следующими факторами:

  • возрастом подозреваемого;
  • психологическим статусом;
  • общим самочувствием и показателями здоровья.

Продолжительность проведения следственных мероприятий с участием ребёнка колеблется в зависимости от возраста и регулируется ч. 1 ст. 191 УПК РФ.

Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога.

Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания. Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе.

Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса. Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики. Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос. В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

Особенности допроса

Процедура допроса имеет много нюансов. Одним из таких факторов является то, что в качестве кого обвинение вызвало ребёнка на допрос.

Ребёнок может быть допрошен в качестве:

  • обвиняемого;
  • подозреваемого;
  • потерпевшего;
  • свидетеля.

Допрос ребёнка, обвиняемого в совершении преступления, производится в соответствии со статьей 425 УПК РФ.

Несмотря на отличия при допрашивании несовершеннолетних, существуют и общие особенности проведения дознания, которые регламентируются статьёй 191 УПК РФ.

Согласно тексту статьи, существует временное ограничение длительности допроса:

  1. Дети до 7 лет допрашиваются не более 30 минут без перерыва, и не более 1 часа в совокупности за один день.
  2. Если возраст детей от 7 до 14 лет – не более 1 часа непрерывно или не более 2 часов в совокупности.
  3. Время допроса подростков – меньше 2 часов без перерыва или меньше 4 часов за день.

Не несут административной или иной ответственности дети в возрасте до 16 лет за недостоверные сведения или за отказ от дачи показаний, но при этом им напоминается о том, что нужно говорить правду.

В ходе следственных мероприятий с присутствием несовершеннолетних обязательно проведение фотосъёмки или видеозаписи.

Сначала составляется план проверки алиби, затем согласно пану проводятся следственные мероприятия, дополнительно допрашиваются другие лица, на которых указал подозреваемый, изымаются и изучаются различные документы и делается заключение по результатам дополнительного расследования. После проверки следователь определяет достоверность алиби.

Права несовершеннолетних

Права, которыми наделены несовершеннолетние, отражены в последней действующей редакции Семейного Кодекса РФ.

К правам детей, имеющимся у них с рождения, относятся:

  • наличие Ф. И. О.;
  • воспитание в семье;
  • свободное общение с другим родителем и родственниками;
  • возможность защищать свои интересы;
  • получение средств к существованию от родителей или родственников.

По мере роста ребёнка к его основным правам добавляются дополнительные.

Как правило, имя ребёнку дают родители, фамилия и отчество даётся либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребёнка регулируются статьёй 58 СК РФ.

Ребёнок должен воспитываться в семье, полной или неполной. Если родителей лишили родительских прав, то право ребёнка на семью должно быть обеспечено органами опеки и попечительства. Если родители разведены, то ребёнок имеет право видеться с другим родителем или родственниками.

Права и интересы ребёнка представляют:

  1. Законные представители.
  2. Отдел охраны детства.
  3. Прокуратура.
  4. Судебные органы.

Достигнув 14-летнего возраста, ребёнок может сам обратиться в суд.

В 10 лет учитывается мнение ребёнка в обстоятельствах, в которых затронуты его интересы. Также ребёнок может принимать участие в заседаниях суда, давать показания. Также ребёнок вправе получить новые Ф. И. О., может подать заявление на возвращение родительских прав своим родителям.

Начиная с 14 лет, подросток несёт уголовную ответственность по некоторым видам правонарушений, список которых установлен законодательством, с согласия родителей может работать в свободное от учёбы время и при этом заработок может тратить по своему усмотрению, а также может вносить денежные средства в банк и распоряжаться вкладами.

Читайте также:  Чем отличается обвинительный акт от обвинительного постановления

Текст статьи 425 УПК РФ в новой редакции.

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе .

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе .

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. В протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время начала и окончания допроса. Продолжительность допроса не может быть увеличена даже при согласии на то допрашиваемого.

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно.

3. В ч. 3 комментируемой статьи возраст обвиняемого указан применительно к моменту производства допроса.

4. Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.

5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей. У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

7. Заданные защитником, педагогом или психологом вопросы подозреваемому, обвиняемому подлежат занесению в протокол. Замечания могут делаться относительно правильности и полноты произведенных в протоколе записей и вноситься ими в протокол собственноручно после записи показаний допрашиваемого. При отсутствии у педагога, психолога замечаний об этом в протоколе делается отметка.

8. В судебном разбирательстве участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может быть признано судом целесообразным, если это будет способствовать установлению контакта между судьями и допрашиваемым, получению более полных, точных и правдивых показаний.

Следующий комментарий к статье 425 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 425 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

Читайте также:  Достаточно ли одного свидетеля для обвинения

Получите консультации и комментарии юристов по статье 425 УПК РФ бесплатно.

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ . Рассмотрим особенности ее применения.

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2 -х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса , сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого , достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса .

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Читайте также:  Как называется обвинение без доказательств

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

Источники:
http://upkrf24.ru/statia-425-upk
http://businessman.ru/st-upk-rf-dopros-nesovershennoletnego-podozrevaemogo-obvinyaemogo-osobennosti-doprosa-nesovershennoletnih.html

Читайте также:
Adblock
detector