Суд надзорной инстанции не может принять решение

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке надзорного производства.

Надзорная жалоба подается:

— на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

— на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

— на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорной жалобы судья выносит определение:

— об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

— о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.

В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Статья 390 ГПК РФ регулирует полномочия суда надзорной инстанции вне зависимости от конкретного звена судебной инстанции.

Часть 1 статьи 390 ГПК РФ перечисляет пять полномочий суда надзорной инстанции по результатам пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Часть 2 данной статьи содержит общие предписания об обязательности указаний вышестоящего суда о толковании закона.

Согласно части 1 статьи 390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

Читайте также:  Чем отличается строительный контроль от технического надзора

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 380 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения. При пересмотре дела в надзорном порядке суд пересматривает все решения, определения, вынесенные по данному делу. Если названные судебные постановления не содержат существенных нарушений материального и процессуального права, то они не подлежат отмене или изменению. Следовательно, суд надзорной инстанции оставляет судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения.

И наоборот, если судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части содержит существенное нарушение материального или процессуального законодательства, то такое судебное постановление подлежит отмене и направлению дела на новое рассмотрение (пункт 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ).

На новое рассмотрение дело направляется, если нет оснований для применения пункта 5 части 1 статьи 390 ГПК РФ, то есть когда суд надзорной инстанции сам не может принять нового решения. Это имеет место тогда, когда отмена судебных постановлений связана с существенным нарушением норм процессуального права либо когда существенное нарушение норм материального права повлекло неправильное определение юридически значимых обстоятельств и ошибки в их доказывании. Данные обстоятельства вызывают необходимость представления и исследования новых доказательств или дополнительной проверки имеющихся в деле доказательств.

Если судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, которое после отмены судебных постановлений не требует установления новых обстоятельств дела (заслушивания дополнительных объяснений сторон, представления доказательств), то на новое рассмотрение дело передаваться не должно. Суд надзорной инстанции обязан в таком случае вынести новое решение (по аналогичным мотивам возможно и изменение решения суда первой, второй или надзорной инстанций), что обеспечивает более быструю защиту нарушенных прав и процессуальную экономию.

ГПК РФ не говорит, в какую инстанцию на новое рассмотрение дело может быть направлено. Ранее действовавший ГПК РСФСР предусматривал возможность направления дела на новое рассмотрение в суд первой или второй (как апелляционной, так и кассационной) инстанции.

В.М.Жуйков отмечает, что при необходимости представления и исследования новых доказательств или дополнительной проверки имеющихся в деле доказательств дело направляется в суд первой инстанции[1] .

В свое время Пленум Верховного Суда СССР в п. 10 Постановления «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» от 13 декабря 1974 г. N 10 с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 29 августа 1980 г. N 5, разъяснил: «На новое кассационное рассмотрение дело может быть передано, если суд кассационной инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводы жалобы или протеста (неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела судом в ненадлежащем составе и т.п.). Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не должен направлять дело на новое кассационное рассмотрение, если он не согласен с выводами кассационной инстанции, повлекшими необоснованную отмену решения суда первой инстанции»[2] .

В.М.Жуйков отмечает, что это разъяснение в принципиальном плане сохраняет значение и в настоящее время, но требует дополнения с учетом положений ГПК РФ. К существенным нарушениям норм процессуального права, которые влекут отмену кассационного определения и передачу дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции, следует с учетом новых полномочий этого суда также отнести:

— ненказание в нарушение ч. 3 ст. 366 в кассационном определении мотивов, по которым суд отклонил имеющие юридическое значение доводы кассационной жалобы, относящиеся к фактической стороне дела (оценке доказательств, установлению фактов судом первой инстанции и т.п.);

— неправильный отказ кассационной инстанцией исследовать новые доказательства, на которые имелась ссылка в кассационной жалобе;

— неправильное исследование кассационной инстанцией новых доказательств (в последних двух случаях — нарушение ч. 2 ст. 339 и ч. 1 ст. 358 ГПК).

Устранить такие нарушения суд надзорной инстанции не вправе, поэтому дело направляется на новое кассационное рассмотрение[3]

Поскольку ГПК РФ не содержит указания, в какую инстанцию на новое рассмотрение дело может быть направлено И.В.Решетникова делает вывод, что дело может быть также направлено на новое рассмотрение в суд или первой, или второй инстанции. Данный вывод связан с тем, что надзорная инстанция может пересматривать судебные постановления всех инстанций и если выявлено нарушение законодательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, то и направлено дело должно быть в суд первой инстанции. Если нарушение законодательства обнаружено на стадии рассмотрения дела во второй инстанции, то нет смысла направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с этим, И.В.Решетникова полагает, что суд надзорной инстанции вправе, отменяя полностью или в части судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции как содержащее существенное нарушение материального или процессуального законодательства, направить дело на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции. Однако, по ее мнению, Пленум Верховного Суда РФ должен дать соответствующие разъяснения. В той части, в которой судебное постановление не отменено (в случае отмены судебного постановления в части), оно остается в силе и не подлежит пересмотру при рассмотрении дела вновь в той инстанции, в которую направлено дело. При этом основанием для отмены судебных постановлений является существенное нарушение материального и процессуального права.

Читайте также:  Какое наказание последует за уклонение от надзора

Кроме того, В.М.Жуйков указывает, что возможности направления судом надзорной инстанции дела на новое рассмотрение в суд другой надзорной инстанции ГПК РСФСР не предусматривал. Между тем судебная практика показала, что необходимость в этом возникает. ГПК РФ учел это и допустил такую возможность. Необходимость направления дела на новое рассмотрение в суд надзорной инстанции может возникнуть, когда суд надзорной инстанции рассмотрел дело в незаконном составе (например, если в президиуме областного суда участвовал судья, рассматривающий это дело в кассационном порядке), когда дело было рассмотрено с нарушением установленного ст. ст. 385 и 386 ГПК РФ порядка. В таких случаях определение президиума областного суда подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в тот же суд (по той же надзорной жалобе или тому же представлению прокурора) в установленном ГПК порядке[4] .

Суд надзорной инстанции вправе отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу (пункт 3 части 1 статьи 390 ГПК РФ). В отличие от пункта 2 части 1 статьи 390 ГПК РФ здесь указаны иные основания для отмены судебных постановлений в порядке судебного надзора, а именно наличие оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или для оставления заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ).

Статья 220 ГПК РФ предусматривает основания для прекращения производства по делу. Суд прекращает производство по делу в случае, если:

дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ;

имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

истец отказался от иска и отказ принят судом;

стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;

Вступившие в законную силу решения суда могут быть опротестованы только специально уполномоченными на то должностными лицами.
Протест вправе приносить:
1. Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители — на судебные решения любого суда РФ.
2. Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ и Главный военный прокурор — на судебные решения всех военных судов.
3. Председатели судов субъектов РФ, прокуроры субъектов РФ — на судебные решения районных судов и определения судебной коллегии по уголовным делам судов субъектов РФ.
4. Председатели военных судов и военные прокуроры видов Вооруженных Сил РФ, групп войск и флотов — на судебные решения военных судов армий, флотов, соединений и гарнизонов.
Для этого они вправе в пределах своей компетенции истребовать в целях изучения любое уголовное дело. В случае установления ими незаконности или необоснованности судебного решения — составляется протест и дело вместе с ним направляется в соответствующую судебную инстанцию. Если нарушения не обнаружены — составляется мотивированное постановление (заключение), подтверждающее законность и обоснованность ранее принятого судом решения (о чем сообщается заявителю) и дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.
Срок принесения надзорного протеста, направленного на улучшение положения осужденного, УПК не установлен.
Пересмотр же в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу (ст. 373 УПК).
Лицо, принесшее протест, вправе его отозвать. Протест, принесенный прокурором, может быть отозван вышестоящим прокурором (здесь УПК вступает в противоречие с Законом о прокуратуре РФ. Так, в соответствии со ст. 37 указанного закона протест, принесенный прокурором, может быть отозван только прокурором, принесшим протест). Отозвание протеста допускается только до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению.

Читайте также:  Нужен ли технический надзор при текущем ремонте

Рассмотрение дела судом надзорной инстанции
Дело по протесту на вступившие в законную силу приговор, определение или постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее месячного срока с момента поступления дела с протестом (ч. 1 ст. 377 УПК).
Дела в порядке надзора рассматриваются:
— судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ — в составе не менее трех членов суда;
— президиумами судов, в том числе и Президиумом Верховного Суда РФ, — в составе большинства членов президиума.
Уровень прокурора, участвующего в рассмотрении дела в порядке надзора, определен в ч. 2 ст. 377 УПК.
В необходимых случаях на заседание суда для дачи объяснений могут быть приглашены: осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представители, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом или заключением.
Дело докладывается судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Он излагает обстоятельства дела, содержание судебного решения, содержание протеста. Докладчику могут быть заданы вопросы. Прибывшие в судебное заседание лица из числа приглашенных дают свои устные объяснения. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя.
Решения по делу принимаются большинством голосов. При их равенстве протест, как не собравший большинства голосов, считается отклоненным. Решение Президиума судов оформляется постановлением, а решение судебной коллегии Верховного Суда РФ — определением.
Пределы прав надзорной инстанции. Надзорная инстанция вправе:
1) оставить протест без удовлетворения;
2) отменить приговор и все последующие судебные решения и прекратить производство по делу либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение;
3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные решения, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
4) отменить решения, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменениями и без изменений, приговор суда и кассационное определение;
5) внести изменения в приговор, определение и постановление суда (ст. 378 УП К ).
Определения или постановления, вынесенные в первой, в кассационной или надзорной инстанциях, подлежат отмене или изменению только в том случае, если суд, рассматривающий протест, признает, что:
— определение суда первой инстанции или постановление судьи является незаконным или необоснованным;
— кассационной или надзорной инстанцией неосновательно оставлены без изменения либо отменены или изменены предшествующие определения, постановления или приговор по делу;
— при рассмотрении дела в кассационной или надзорной инстанциях допущены нарушения закона, которые повлияли или могли повлиять на правильность вынесенного ими определения или постановления (ч. 2 ст. 379 УПК).
Надзорная инстанция может смягчить наказание, назначенное осужденному, или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении. Суд надзорной инстанции может принять решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого был принесен протест только тогда, когда незаконное смягчение наказания или неосновательное прекращение дела были допущены нижестоящей надзорной инстанцией. Отменяя в такой ситуации ее определение или постановление, вышестоящая надзорная инстанция вправе оставить без изменений приговор суда или кассационное определение (ч. 4 ст. 380 УПК). Однако и такое решение вышестоящая надзорная инстанция может принять лишь при условии, что именно в отношении данного лица был принесен протест. Отмена приговора, определения и постановления в части оправданных или осужденных, в отношении которых протест не вносился, разрешается только в случае, если этим не ухудшается их положение (ч. 5 ст. 380 УПК).
В части гражданского иска надзорная инстанция может внести в него необходимые изменения и даже увеличить размер взыскания, но только при наличии следующих условий:
— по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены полно и правильно, а неправильное определение размера взыскания было следствием ошибки в применении норм материального права;
— увеличение размера взыскания по гражданскому иску не влечет за собою изменения квалификации преступления либо фактического содержания обвинения в сторону, ухудшающую положение осужденного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://mirznanii.com/a/29911/polnomochiya-suda-nadzornoy-instantsii
http://studopedia.ru/13_90792_proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instantsii.html

Читайте также:
Adblock
detector