Региональный ветеринарный надзор будет после

Одной из основных причин такого положения является несовершенство созданной в России структуры государственной ветеринарной службы.

В связи с этим президент России В.В. Путин в марте 2018 года дал поручение принять меры по совершенствованию ветеринарного дела в стране.

В мировой практике сложилось несколько принципиальных подходов к организации структуры государственной ветеринарной службы.

Один из них – это создание надзорного органа государственной ветеринарной службы, который осуществляет только надзор за выполнением законодательных актов в области ветеринарии, но не отвечает за организацию и проведение мероприятий по профилактике и ликвидации болезней животных, их лечение, охрану населения от болезней, общих для человека и животных. При этом ответственность за состояние ветеринарного обслуживания возлагается на руководство административных территорий и владельцев животных.

Такой принцип организации государственной ветеринарной службы, вероятно, приемлем для государств с устойчивым ростом экономики, самодостаточными в финансовом плане административными территориями, обеспеченными профессионально подготовленными кадрами для ведения животноводства.

Другой принцип организации государственной ветеринарной службы заключается в создании единого органа и вертикали управления ветеринарной службы на всех уровнях административного деления.

Главной задачей такой службы (в отличие от надзорной) является постоянное совершенствование ветеринарного дела в стране, организация и осуществление мер по профилактике и ликвидации массовых болезней животных, охрана населения от болезней, общих для человека и животных, оказание постоянной помощи фермерам в сохранении поголовья скота, повышении продуктивности, в производстве безопасных продуктов животноводства.

Руководители ветеринарных служб на всех уровнях административного деления несут ответственность за состояние ветеринарного обслуживания.

Именно такая структура организации государственной ветеринарной службы существовала в России с 1868 года до начала реформы (2002–2004 годы) и обеспечивала ликвидацию многих массовых болезней животных в стране.

После распада СССР «Закон о ветеринарии» 1993 года в целом сохранил эту структуру, благодаря чему даже в «лихие 90-е годы» практически не было заноса массовых болезней животных на территорию страны и ежегодно сокращалось количество неблагополучных пунктов по хроническим болезням животных.

Несмотря на это, в 2002 году Министерство сельского хозяйства, вероятно, по рекомендации зарубежных советников, проявило инициативу и приступило к реформированию государственной ветеринарной службы. Был подготовлен проект постановления правительства с просьбой о безвозмездной передаче федеральной собственности государственной ветеринарной службы в собственность субъектов Российской Федерации.

Правительство отклонило эту просьбу, так как она противоречит существующему законодательству и, вообще, вопрос о передаче собственности находится в компетенции Министерства имущества.

Тем не менее передача состоялась, в результате в соответствии с Законом о федеральном бюджете финансирование государственных учреждений ветеринарии из федерального бюджета было прекращено.

Это явилось ключевым моментом в разрушении существовавшей структуры государственной ветеринарной службы, так как была разрушена вертикаль ее управления.

В дальнейшем, в ходе реформы 2004 года вместо единого органа управления на федеральном уровне были созданы два, не подчиненные и дублирующие друг друга, – Департамент ветеринарии Минсельхоза России и Россельхознадзор, а на уровне субъектов – управления ветеринарии и территориальные органы Россельхознадзора.

В результате реформы в стране были организованы две государственные службы, не подчиняющиеся друг другу.

В крайне сложном положении оказалась государственная ветеринарная служба субъектов, на которую возложена основная работа по организации выполнения ветеринарного законодательства. Ее финансирование, особенно в дотационных субъектах, в большинстве случаев осуществляется по остаточному принципу, что сказывается на уровне заработной платы специалистов, обеспечении транспортом, оргтехникой и в приобретении дорогостоящего лабораторного оборудования.

Нередко структура ветеринарных учреждений службы подвергается необоснованным сокращениям и реформированию.

Катастрофой для эффективной работы службы стало изъятие у руководителей ветеринарных служб районов функции главного государственного ветеринарного инспектора. Эта функция давала право беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и давать обязательные для исполнения указания, при этом на него возлагалась полная ответственность за состояние ветеринарного обслуживания в районе.

Читайте также:  Что такое формально попадающий под надзор

В результате государство потеряло ветеринарный контроль на территориях, где размещены животноводческие хозяйства, предприятия по убою и переработке животноводческой продукции, ее хранению, перемещению и реализации.

Ликвидация единого органа и вертикали управления создала условия для разобщенности и невозможности принятия скоординированных мер по улучшению ветеринарно-санитарного состояния территорий. Не располагая централизованной информацией о научных достижениях и передовом опыте, региональные ветслужбы практически «варятся в собственном соку».

В более выгодном положении оказался Россельхознадзор, которому при формировании были предоставлены широкие права для надзора за объектами на всей территории страны, в его ведение были переданы лучшие ветеринарные лаборатории субъектов. Служба получает стабильное финансирование из федерального бюджета, позволяющее осуществлять капитальное строительство и ремонт, оснащать территориальные органы и подведомственные учреждения дорогостоящим оборудованием.

Однако, как показывает обстановка, ряд полномочий, возложенных на эту службу, выполняется далеко «не идеально», особенно это касается полномочий по охране страны от заноса массовых болезней извне. В результате, помимо огромного материального ущерба, поставлено под угрозу дальнейшее развитие экспорта животноводческой продукции.

Все это требует, учитывая поручение президента страны, глубокого изучения причин, приведших к кризисному состоянию ветеринарной службы.

В настоящее время в соответствии с поручением президента правительство внесло на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного надзора».

При анализе содержания пояснительной записки к этому законопроекту не представилось установить ни одного весомого аргумента для обоснования предложения ликвидации функции регионального государственного ветеринарного надзора и передачи ее в полном объеме в органы Россельхознадзора.

Так, в 1-м пункте пояснительной записки говорится, что «совмещение функции по оказанию платных услуг негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности».

Региональный государственный ветеринарный надзор в субъектах осуществляется на бесплатной основе инспекторами, которые находятся в прямом подчинении руководителя ветеринарной службы – главного государственного ветеринарного инспектора региона. Платные услуги в установленном порядке оказываются государственными учреждениями ветеринарии субъектов Российской Федерации, не имеющими никакого отношения к работе ветеринарных инспекторов.

Аналогичная ситуация и в Россельхознадзоре, где надзор осуществляется на бесплатной основе инспекторами, а платные услуги оказываются подведомственными Россельхознадзору учреждениями.

Возникает вопрос: почему Россельхознадзору можно сов-мещать надзор и платные услуги, а государственной ветеринарной службе субъектов нельзя?

В вышеуказанном пункте выдвигаются обвинения в сокрытии фактов очагов болезней. Такие факты имеют место, но, как правило, это происходит по вине владельцев животных, которые не сообщают о появлении болезни из-за боязни привлечения к ответственности или неполучения компенсации за уничтоженных животных. Но ведь прокурору не предъявляют обвинения в том, что имеются случаи хулиганства, воровства, казнокрадства и т.д., так почему за преступное сокрытие владельцами животных случаев болезней обвиняют ветеринарную службу?

Эти доводы не могут служить основанием для ликвидации регионального государственного ветеринарного надзора.

Во 2-м пункте записки названы объективные причины низкой эффективности деятельности государственной ветеринарной службы в субъектах:

– отсутствие централизованного контроля и единого регулирования их деятельности;

– отсутствие единообразия нормативно-правовых актов субъектов;

– разобщенность государственных ветеринарных служб в субъектах Федерации;

– невозможность координации мер по предотвращению распространения заразных болезней;

– деградация инфраструктуры ветеринарной службы и т.д.

Эти материалы в представленной записке о функциональном состоянии государственных ветеринарных служб в субъектах убедительно подтверждают несостоятельность и непродуманность проведенной реформы в 2004 году.

Читайте также:  Чем отличается контроль и надзор

Такое состояние служб негативно сказывается на выполнении не только надзорных функций, но и других полномочий. В связи с этим точечное реформирование путем передачи отдельных функций от одной службы к другой не повысит эффективность ветеринарного обслуживания.

В 3-м пункте пояснительной записки отмечается, что «в ряде субъектов РФ уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов лишены самостоятельности и входят в состав иных органов исполнительной власти субъектов, в связи с чем ветеринарные службы не располагают независимостью в том объеме, который необходим».

Безусловно, этот факт влияет на эффективность работы ветеринарной службы, так как статус представителя администрации субъекта значительно расширяет возможность службы при исполнении своих полномочий.

К сожалению, порядок формирования структуры ветслужбы и ее управления в субъектах определен реформой 2004 года. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации имеют право единолично формировать структуру ветеринарных учреждений и порядок управления ими. То есть срабатывает принцип «кто платит деньги, тот и музыку заказывает».

Ликвидация регионального государственного ветеринарного надзора не изменит порядок руководства ветеринарной службой субъектов и приведет к значительному снижению эффективности ее работы.

Проектом предусмотрено сокращение 1670 ветеринарных инспекторов государственной ветеринарной службы субъектов с увеличением штатной численности Россельхознадзора всего на 319 единиц, т.е. менее чем 4 единицы на субъект.

Вызывает большое сомнение, что эта мера повысит эффективность государственного ветеринарного надзора в стране.

Разработчики законопроекта утверждают, что, принимая данный закон, будет достигнуто:

– ликвидация дублирования надзорных полномочий;

– создание четкой вертикали власти и единообразия действий при осуществлении государственного ветеринарного надзора.

При обсуждении проекта закона с руководителями ветеринарных служб субъектов большинство высказалось за сохранение регионального надзора. В связи с этим возникает вопрос: можно ли устранить дублирование надзорных полномочий и установить единообразие проверок без структурных и функциональных изменений в ветеринарной службе субъектов?

Существует практика, что при возникновении межведомственных противоречий стороны разрабатывают согласованные правила, устраняющие эти противоречия. В данном случае, почему бы не разработать «Порядок проведения надзора и взаимодействия между органами ветеринарного надзора государственных служб субъектов и Россельхознадзора»? А для достижения единообразия проведения проверок подготовить рекомендации, в которых определить необходимый набор требований при проверке поднадзорных объектов.

Эти документы утвердить в Правительстве Российской Федерации, придав им статус для обязательного исполнения.

Что касается «создания четкой вертикали власти», то она не просматривается, видимо, речь идет о монополии Россельхознадзора на осуществление государственного ветеринарного надзора.

Более того, сама функция не может создавать вертикаль власти.

Таким образом, принятие данного проекта Федерального закона может служить формальным основанием для снятия с контроля поручения президента России В.В. Путина, но не обеспечит повышения эффективности работы ветеринарной службы.

В настоящее время для преодоления кризисных явлений в ветеринарной службе страны необходимо признать ошибки реформы 2004 года, целесообразно разработать новый закон о ветеринарии, предусмотрев в нем создание государственной ветеринарной службы с учетом мирового и отечественного исторического опыта и современного экономического состояния России.

В.М. АВИЛОВ,
заслуженный ветврач РФ, д.с.-х.н., член-корреспондент РАН, руководитель
Департамента ветеринарии МСХ РФ – главный государственный ветеринарный инспектор РФ (1994–2000 гг.).

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

2. Основные понятия, используемые в Политике

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

4. Цели обработки персональных данных

5. Правовые основания обработки персональных данных

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Читайте также:  Кем осуществляется надзор за ходом строительства скважин

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

7. Трансграничная передача персональных данных

  1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Жаркие споры в Госдуме вызвала идея правительства отнять у регионов полномочия по ветеринарному надзору и передать эти функции полностью в Россельхознадзор. В правительстве пояснили, что региональные службы не справляются с работой, в результате по стране распространяется африканская чума свиней и ящур, а поэтому нужно оставить только федеральных инспекторов.

Представитель Минсельхоза в ответ отметил, что в стране появились очаги заболеваний, которых не было по 20 лет.

Замглавы Минсельхоза на это заявил, что чиновники детально изучили обстановку и объем работы в каждом субъекте, поэтому дополнительных 319 сотрудников на всю страну будет вполне достаточно.

При этом Тумусов выдвинул свою версию появления такого закона.

Фракция ЛДПР в этом виде законопроект поддержать также не может, сообщил либерал-демократ Борис Чернышов.

Несмотря на жесткую критику работы Минсельхоза, большинство парламентариев поддержали законопроект в первом чтении. Ко второму в документ могут быть внесены только такие поправки, которые не меняют его концептуально.

МОСКВА, 20 марта. /ТАСС/. Россельхознадзор может с 1 января 2020 года получить полномочия по контролю региональных ветеринарных служб. Об этом на коллегии Россельхознадзора сообщил министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев.

Сейчас ветеринарные службы субъектов России находятся в подчинении у властей регионов.

«Необходимо законодательно закрепить механизмы взаимодействия между всеми звеньями ветеринарной службы как элементами единой национальной системы. Соответствующие поправки в законопроект подготовлены. С 1 января 2020 года планируется возложить на Россельхознадзор полномочия по государственному ветнадзору в полном объеме», — сказал министр.

Патрушев отметил, что, по его мнению, такое решение даст новый импульс работе ветеринарных субъектов. Вместе с тем он добавил, что вместе с новыми полномочиями будет усилена и ответственность Россельхознадзора и его территориальных управлений.

В конце марта 2018 года Александр Ткачев, занимавший в то время должность министра сельского хозяйства, сообщил, что Минсельхоз РФ подготовил законопроект, предусматривающий передачу Россельхознадзору полномочий по контролю над работой региональных ветеринарных органов. Он отмечал тогда, что необходимо восстановить ту вертикаль, которая была в советское время и передать полномочия по контролю непосредственно на федеральный уровень. По словам Ткачева, восстановление контроля и надзора Россельхознадзора над ветеринарными службами регионов и передачу ведомству полномочия за назначением главных ветврачей субъектов, поможет преодолеть наблюдающуюся разбалансировку на рынке.

Сложившаяся ситуация, по мнению Ткачева, стала причиной распространения в стране опасных заболеваний животных, прежде всего, африканской чумы свиней, ящура, гриппа птиц, которые наносят удар по бизнесу, по новым и уже освоенным инвестициям.

Источники:
http://www.19rus.info/index.php/obshchestvo/item/106275-minselkhoz-reshil-uvolit-vsekh-veterinarnykh-inspektorov
http://tass.ru/ekonomika/6237415

Читайте также:
Adblock
detector