Надзирает ли прокуратура за судами

Корняков А.А., прокурор отдела прокуратуры Костромской области, аспирант Костромского государственного технологического университета.

Сегодня самостоятельность судебной власти в России — незыблемая аксиома. Однако опыт российского правосудия показывает нам, что так было далеко не всегда: ранее прокуратура имела некоторые надзорные полномочия не только в отношении судебных актов, но и за самой судебной деятельностью, а также действиями иных лиц, связанных с отправлением правосудия.

На рубеже XIX — XX вв. по мере усиления политической дестабилизации в Российской империи за прокурорами закреплялись контрольные функции за деятельностью чиновников судебных инстанций. Так, согласно закону 20 мая 1885 г. при Сенате было создано Высшее дисциплинарное присутствие, занимавшееся разрешением дел, касавшихся должностных лиц судебной системы. Теперь судью можно было отстранить от выполнения своих обязанностей за нарушения, «которые хотя и не влекут удаления его от должности по суду, но. свидетельствуют о несоответствии виновного. занимаемому положению», а также за «противные нравственности и предосудительные поступки вне службы» . Далее, высочайше утвержденные Правила от 25 мая 1874 г. установили, что в компетенции прокурорских работников находилось также право привлекать к ответственности за совершение служебных правонарушений частных поверенных (адвокатов) . С утверждением Положения «О земских участковых начальниках» Министр юстиции имел возможность самолично производить в должность вместо ликвидированных выборных мировых судей городских, осуществлявших аналогичные функции . Еще одним шагом стало принятие Закона от 12 июля 1884 г., согласно которому товарищ прокурора окружного суда был введен в состав комиссии по формированию состава присяжных заседателей. Так, после начала Первой мировой войны прокурорами окружного суда на основании циркуляра от 10 марта 1915 г. N 2199 были пересмотрены все списки присяжных поверенных. Лица, которые вызывали сомнение, были из этих списков удалены . Массовая чистка присяжных поверенных прошла и в Саратовской судебной палате, где из состава присяжных поверенных по разным причинам в июне 1915 г. были исключены 13 человек .

Закон от 20 мая 1885 г. «О порядке издания наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства» // ПСЗ. Собрание III. Т. V. N 2959.
Высочайше утвержденные 25.05.1874 «Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам» // ПСЗ. Собрание III. Т. X. N 4897.
Положение от 12.07.1889 «О земских участковых начальниках» // ПСЗ. Собрание III. Т. IX. N 6195.
ГАУО. Ф. 108. Оп. 46. Д. 2. Л. 38.
Там же. Л. 42.

В соответствии с утвержденными 7 июня 1905 г. мнениями Государственного совета, производство дознаний по делам о государственных преступлениях должно осуществляться под надзором прокурора окружного суда, а не судебной палаты, как было ранее. В связи с этим за прокурором окружного суда закреплялось право по окончании дознания направлять дело следователю или ходатайствовать через губернатора перед губернским совещанием о прекращении дела (ст. ст. 1035.5, 1035.26, 1035.27 Устава уголовного судопроизводства). Совещание проходило под председательством губернатора с участием прокурора и начальника губернского жандармского управления. Таким образом, предание государственного преступника суду зависело только от прокурора окружного суда .

Собрание узаконений. 1906. N 438-VI. Ст. 1.

В качестве подтверждения вышесказанного стоит привести циркуляр Министерства юстиции от 25 ноября 1905 г., адресованный прокурорам судебных мест, в котором содержались сведения следующего характера: «Государь Император 18 сего ноября в Совете Министров Высочайше соизволил признать, что исполнение Всемилостивейшего Манифеста от 17 минувшего октября вызывает значительное уменьшение области применения административных взысканий и собственное расширение деятельности судебных установлений. Вытекающее из сего осложнение предстоящей суду задачи, особенно при переживаемых Отечеством нашим тяжелых обстоятельств, налагает на судебные установления Империи священный долг всемерно усилить деятельность их, дабы во всех случаях стоять на страже охраны силы закона и тем оказывать содействие прочим отраслям государственного управления. В сих видах Государю императору в полном доверии к самостоятельности русского суда, необходимой для отправления истинного правосудия, благоугодно было Высочайше повелеть Министерству Юстиции.

  1. призвать прокурорский надзор к неослабной деятельности, разъяснив чинам оного всю государственную важность выпадающей ныне на суд патриотической задачи.
Читайте также:  Можно ли досрочно снять надзор

При таких условиях деятельность судебных установлений и чинов прокурорского надзора приобретает ныне особливо важное с государственной точки зрения значение. В целях же обеспечения возможной успешности такой деятельности Министерством Юстиции спешно разрабатываются, во исполнение Высочайшего повеления 18 сего ноября, предложения как относительно значительного усиления личного состава судебных установлений, так и о некоторых мероприятиях законодательного свойства, направленных к ускорению движения и рассмотрения подлежащих судебному производству уголовных дел. Но и не выжидая осуществления этих предложений, я почитаю своею обязанностью обратить внимание чинов прокурорского надзора на безусловную необходимость и ныне напрячь все силы к достижению указанной цели — ускорение производства и разрешения судебных дел.

Наконец, ввиду непрекращающихся во многих местностях крестьянских беспорядков, сопровождающихся поджогами, грабежами и насилиями — признаю нужным подтвердить к неуклонному исполнению циркулярного предписания Министерства юстиции от 7 июня 1898 года за N 18965 и от 14 апреля 1905 г. за N 4789 о безусловной необходимости возможно быстрого и энергичного расследования, под постоянным наблюдением лиц прокурорского надзора дела сего рода и дальнейшего их направления в судебные установления с назначением этих дел к слушанию вне очереди.» .

ГАЯО. Ф. 347. Оп. 1. Д. 65. Л. 46.

В 1872 г. в целях повышения эффективности надзора за судебными ведомствами за прокурорами было закреплено право «производить обозрение» работы окружных и мировых судов . Однако ввиду того, что методы, форма, порядок и итоги «обозрений» ничуть не отличались от сенатских ревизий, соответственно, можно сделать вывод, что прокуратура, по сути, осуществляла не надзорные полномочия, а ревизионные. Относительно вопроса, почему на прокуратуру был возложен ряд функций по надзору за судебными ведомствами, представляется возможным пояснить также следующее. По нашему мнению, это было связано не столько с желанием законодателя контролировать соблюдение законности, а, прежде всего, в целях повышения оперативности и эффективности в управлении громоздким структурным механизмом министерства.

Муравьев Н.В. Указ. соч. С. 448.

В связи с прогрессирующим возрастанием количества направляемых для рассмотрения дел, в 1892 г. его аппарат Министерства юстиции был поделен на два департамента . Еще одним новшеством стал переход в декабре 1895 г. Главного тюремного управления со всем комплексом исправительных учреждений России под юрисдикцию министерства в целях «сближения тюремного дела, в его законодательной постановке и практическом осуществлении, с важнейшими интересами уголовного правосудия» . Из этого вытекает то, что полномочия по осуществлению предварительного следствия, расследования уголовных дел, надзор за реализацией вынесенных судебных актов теперь концентрировался в рамках одного государственного ведомства.

Дело об учреждении второго департамента Министерства юстиции // РГИА. Ф. 1405. Оп. 535. Ед. хр. 255. Л. 14. Отметим, что штаты министерства увеличивались в 1890 — 1900-х гг. неоднократно, см.: РГИА. Ф. 565. Оп. 9. Ед. хр. 32430.
РГИА. Ф. 1405. Оп. 542. Ед. хр. 736 — 742. Л. 26.

Важно указать, что после подписания Манифеста от 17 октября 1905 г., провозглашавшего независимыми и свободными собрания и общества граждан, в начале XX в. государственным служащим реализовывать это право в полном объеме было запрещено. Согласно этому решением общего собрания первого и кассационных департаментов от 9 октября 1906 г. судьям также не рекомендовалось «примыкать к преследующим политические цели обществам и союзам, а также к политическим партиям в качестве членов оных» . Несколько позже Циркуляр от 22 декабря 1905 г. N 59579 «О воспрещении лицам прокурорского надзора принимать участие в союзах и обществах, преследующих политические цели» установил соблюдение этой нормы обязательным для всех служащих министерства. Стоит особо отметить это законодательное нововведение — им впервые декларировалась деполитизация отечественной прокуратуры.

Шавров А.В. Надзор и дисциплинарная ответственность в судебном ведомстве пореформенной России (1864 — 1917 гг.) // Советское государство и право. 1985. N 12. С. 105.
Сборник циркуляров и инструкций министерства юстиции (с 1877 по 1914 г.). Секретные. Пг., 1914. С. 83 — 87.

Читайте также:  Обл надзор что проверяет

Вышеизложенное сводится к тому, что во второй половине XIX в. — начале XX в. генезис системы прокурорского надзора условно можно обозначить в трех основных областях: во-первых, ликвидация в рамках судебной реформы прокуратур с последующим их учреждением при судебных инстанциях; во-вторых, увеличение в работе исполнительных органов власти тех категорий дел, в которых участие прокурора становилось обязательным; в-третьих, концентрирование деятельности прокуроров на противодействии государственным преступлениям и организация деятельности полицейских чинов в этой области.

Таким образом, компетенция лиц прокурорского надзора была сосредоточена на вопросах судебных ведомств, а прокурорский надзор за деятельностью судебной системы превращался в разновидность прямого руководства, и, хотя назвать это прямым руководством никто не решался, движение в этом направлении было налицо.

Прокурор и суды общей юрисдикции

Прокурор не осуществляет надзор за судом.

Прокурор участвует в рассмотрении судами гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Участие прокурора в суде по гражданским делам – ст. 45 ГПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором, если:

1) по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, по иным уважительными причинам гражданин не может сам обратиться в суд;

2) в любом случае, если нарушаются социальные права человека и гражданина (трудовые, служебные, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита включая социальное обеспечение, право на жилище, охрана здоровья, обеспечение права а благоприятную окружающую среду, право на образование…) См. ч.1 ст. 45.

Генеральный прокурор вправе обратиться к Пленуму ВС РФ, к Пленуму ВАС РФ с представлениями о даче судом разъяснений по вопросам правоприменительной практики.

Прокуроры обращаются в суды общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлениями об оспаривании и признании противоречащих закону правовых актов недействительными, полностью, либо в какой-то части.

Прокурор в судах общей юрисдикции и арбитражных судах выступает в качестве стороны (участника) соответствующего судебного разбирательства. Если суд принимает незаконное, необоснованное, несправедливое решение, прокурор как сторона обжалует его, вносит представление об отмене или изменении его.

Конституция РФ не указала Генерального прокурора в числе субъектов, полномочных обращаться в КС РФ с запросом о соответствии Конституции РФ Федеральных законов, Конституций республик, Уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 13-П разъясняет, что Генеральный прокурор вправе обращается в КС РФ по вопросу о проверке соответствия Конституции РФ Конституций и уставов субъектов РФ. Кроме того, по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению законом.

Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Это основная функция органов прокуратуры. Она делится на отрасли прокурорского надзора:

1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказания и применяющими назначенные судом иные меры, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под охрану.

  1. функция уголовного преследования
  2. участие в рассмотрении дел судами
  3. функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  4. участие прокурора в правотворческой деятельности
  5. функция международного сотрудничества в пределах своей компетенции. Генеральный прокурор осуществляет прямые связи с соответствующими другими органами других государств, соглашения по вопросам правовой помощи, борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.
Читайте также:  Кем упраздняются федеральные надзоры

Кроме ФЗ, УПК и иных кодексов обязательны для всех нижестоящих прокуроров приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения Генерального прокурора.

Международная Ассоциация Прокуроров, основанная 6 июня 1995 года в Вене, 120 стран занимается созданием и реализацией проектов правовых реформ.

Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ. Создан в 1995 году.

Шанхайская организация сотрудничества.

Консультативный совет европейских прокуроров, с 13 июля 2005 года при комитете министров Совета Европы.

Предмет международного сотрудничества – защита прав и свобод человека и гражданина, борьба с организованной преступностью, в том числе международной, исполнение уголовных наказаний, взаимное оказание правовой помощи, предотвращение легализации доходов организованной преступности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Последние комментарии

Григорий Финк комментирует
СУТЯЖНИКУ — 25 лет
13.09.2019 17:31:21

Самые обсуждаемые материалы

Поделиться в социальных сетях:

Комментарии:

1. Законник — 14.12.2011 12:19:18

Мне прислали аналогичную отписку

2. СУТЯЖНИК — 14.12.2011 12:57:24

3. Законник — 14.12.2011 22:41:41

Зачем выставлять? Вы ее видите выше, почти слово в слово.

4. Александр — 23.12.2011 21:11:11

Согласно решению ВС от 13 августа 2010 г. N ГКПИ10-622основания для приведённого ответа не освобождают СК РФ (его подследственость) от вынесения отказного постановления по существу, согласно ст. 145 УПК РФ.

5. Anonymous — 23.12.2011 21:20:49

Согласно решению ВС РФ от 13 января 2010 г. N ГКПИ09-1542, предметом рассмотрения которого была эта Инструкция в старой редакции, установлено.

«По смыслу статьи 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации заявление может рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела, если в нем содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении. Оспариваемая правовая норма не исключает обязанность должностных лиц в пределах своей компетенции проводить проверку таких заявлений и принимать по ним решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 названного Кодекса. В случае отказа в рассмотрении заявления в порядке, предусмотренном для сообщений о преступлении, заинтересованное лицо, считающее, что в его обращении содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, вправе оспорить такой отказ в судебном порядке».

Или короче: в любом случае СК обязан рассмотреть заявление о преступлении и вынести соответствующее постановление. Которое затем может обжаловаться.

6. Александр — 23.12.2011 21:23:18

А ведь на этом заседании суда представитель СК РФ сам заявлял следующее:

«Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сослался на то, что пункт 33 Инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации содержит положения, аналогичные нормативным предписаниям пункта 2.4 вышеназванной Инструкции, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации, и не предусматривает исключений из установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации положений о необходимости проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, не освобождает следователя и руководителя следственного органа от необходимости принятия по результатам проверки соответствующего решения, . «.

Так что, на словах одно, а на практике — совсем иное!

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

«Сутяжник» благодарит за поддержку Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров

Источники:
http://studopedia.ru/2_71031_prokuratura-i-konstitutsionniy-sud-rf.html
http://sutyajnik.ru/documents/4171.html

Читайте также:
Adblock
detector