Кто осуществляет надзор за следствием

ул. Доброслободская 6 с. 2

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие.

Органы прокуратуры РФ (далее — ОП РФ) осуществляют надзор по многим направлениям. Одним из основных, приоритетных направлений надзора ОП РФ выступает надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Указанный вид надзора во многом схож с надзором за органами, осуществляющими дознание, но все-таки имеет свои существенные особенности, с которыми постараемся разобраться ниже.

Вышеназванное направление надзора можно охарактеризовать как направление деятельности ОП РФ, связанное с обеспечением законных требований при производстве предварительного следствия, а также с обеспечением защиты интересов лиц, права и интересы которых затрагиваются данной процессуальной деятельностью.

Предмет этого надзора законодательно закреплен в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ».

ОП РФ, осуществляя данный надзор преследуют следующие цели: прежде всего, это единообразное применение норм уголовно-процессуального законодательства, защита лиц, которые стали потерпевшими, защита лиц от неправомерного обвинения, оперативное, своевременное реагирование на нарушения, которые допустили органы следствия, соблюдение законных требований при проведении предварительного расследования и, конечно же, защита прав лиц, которые нарушены.

Среди задач, которые выполняет ОП РФ при осуществлении этого надзора, можно выделить: принятие мер по обеспечению защиты личности от обвинения необоснованного и незаконного, недопустимость ограничения прав личности; обеспечение установленного законом порядка возбуждения УД, их приостановления и прекращения; обеспечение установленного порядка проведения следственных действий, обеспечение соблюдения закона при поступлении сообщений о преступлениях, их регистрации и разрешении.

Объектам надзора являются органы, перечисленные в УПК РФ, к ним относятся: СК РФ, ФСБ РФ, ОВД. Этот перечень является закрытым.

Субъектами надзора выступают должностные лица вышеназванных органов, в частности: руководитель СО, следователь, следователь-криминалист.

Законодатель установил определенные границы, пределы, в рамках которых ОП РФ осуществляют надзор. Во-первых, он должен касаться только процессуальной деятельности, закрепленной в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре РФ». Во-вторых, прокурор не при каких условиях не имеет право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность вышеперечисленных объектов/субъектов.

Полномочия, предоставленные прокурору, содержатся в ст. 37 УПК РФ и в особенной части названного закона. Он имеет право применять такие правовые средства как: прокурорская проверка с целью выявления нарушений и средства реагирования на те нарушения, которое он выявил: требование об их устранении, представление и мотивированное постановление. Также прокурор реагирует на правомерные действия вышеназванных органов при помощи дачи согласия либо утверждения.

Таким образом, будет нелишним подчеркнуть то, что вышерассмотренный надзор имеет достаточно важное значение, так как при проведении следствия затрагиваются права значительного числа лиц, нарушение которых в РФ неприемлемо.

В Российской Федерации прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При этом прокуратура реализует и иные функции: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности.

Особенности прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора на данном направлении надзорной деятельности должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности. Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правонарушений, весь комплекс обстоятельств, приводящих к их совершению. В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. В прокуратурах субъектов РФ, Генеральной прокуратуре надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав управлений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.

В организационном плане важно обеспечить правильные отношения прокуратуры и контролирующих органов. Использование возможностей контролирующих органов способно существенно усилить надзорный потенциал прокуратуры. Эти органы имеют более многочисленные штаты. Их относительно узкая специализация позволяет иметь достаточно полное представление о состоянии законности на всех подконтрольных им объектах. Техническая оснащенность позволяет контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров. В силу определенного совпадения задач, сходства некоторых форм деятельности органов контроля и органов прокуратуры прокуроры нередко ориентируются исключительно на взаимодействие с контролирующими органами. Взаимодействие, безусловно, необходимо. Но при этом нельзя забывать о том, что прокуратура — прежде всего орган надзора за исполнением законов органами контроля, их должностными лицами. В силу данного обстоятельства надзору принадлежит приоритетное значение в системе взаимоотношений прокуратуры и контролирующих органов.

Читайте также:  Могут ли заменить надзор на реальный срок

К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок. На них, в конечном счете, замыкаются все действия организационного характера. Обеспечению результативности прокурорских проверок, по существу, подчинена вся организация работы прокуратуры на рассматриваемом направлении.

Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительности охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценке и др. Ими может охватываться анализ практики исполнения законов, охватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, законов о собственности и др.).

Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщениях средств массовой информации, письмах руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и других.

Другой вид проверок, в отличие от первого вида, носит более масштабный характер. Такие проверки отражают своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующей прокуратуры. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитывается актуальность подлежащих решению проблем обеспечения законности исходя из особенностей конкретно-исторической ситуации. На первоначальном этапе предпринятых в России реформ ведущими направлениями в деятельности прокуроров выступали надзор за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности, земельной реформе, об охране природы. В современной обстановке сохраняет высокую актуальность надзор за исполнением законов в сфере экономических отношений, а именно — законов о собственности, предпринимательской деятельности, надзор за исполнением финансового, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства и др., в социальной сфере.

Этап собственно проверки — главный, ключевой отрезок этой деятельности. На данном этапе происходит получение того массива информации, который должен обеспечить выявление фактов нарушений закона и соответственно создать условия для их последующего устранения. Задачи данного этапа решаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Это достаточно сложный процесс. Помимо знания возможностей и правил использования указанных полномочий, прокурору нужно владеть тактическими и психологическими приемами их применения. Необходимость использования тактики прокурорского надзора связана с тем, что установление фактов нарушений закона часто протекает в ситуациях, характеризующихся отношениями противостояния сторон, которые по своей природе являются конфликтными. С помощью тактики надзорных действий определяется оптимальный путь получения достоверной информации в нужном объеме, обеспечивается полнота получения информации.

На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, обращения в суд с требованием о проверке соответствия закону правовых актов, представления, постановления, о которых сказано выше.

Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурорского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением своих предписаний акты прокурорского реагирования могут не достигать своих целей.

Задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор, сформулированы в Конституции РФ, Федеральном законе «О прокуратуре РФ», а также приказах Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют в Российской Федерации надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, а также должностными лицами, соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Читайте также:  Как правильно называется пожарный надзор

Другая задача в сфере общего надзора состоит в том, чтобы обеспечивать точное и единообразное исполнение законов должностными лицами и гражданами.

В число объектов прокурорского надзора в сфере исполнительной власти входит федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Законодательством в перечень объектов общего надзора не включены акты Правительства РФ и правительств республик в составе Российской Федерации, а также Указы Президента РФ.

В предмет прокурорского надзора в сфере исполнительной власти включаются:

  • — законность и обоснованность правовых актов, издаваемых указанными выше органами государственного управления, а также должностными лицами этих органов. К числу правовых актов, которые могут быть опротестованы прокурором, относятся: приказы, инструкции, решения, распоряжения и иные акты. Прокурору не предоставлено право опротестовывать постановления, распоряжения Правительства РФ и правительств республик в составе РФ. Однако, исходя из предписаний закона об устранении любых нарушений законодательства, от кого бы они ни исходили, прокурор не может оставить без реагирования принятые этими органами правовые акты, если они являются незаконными и необоснованными. В этих случаях он вносит представление или направляет информацию с изложением своего мнения в орган, который полномочен отменить его или приостановить его действие.
  • — в предмет надзора в сфере исполнительной власти также включены соблюдение Конституции РФ и точное и единообразное исполнение законов должностными лицами. По мнению профессора В.И. Баскова «здесь речь идет прежде всего об охране трудовых, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, соблюдении должностными лицами требований закона о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
  • — прокуроры осуществляют также надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина перечисленными выше органами и их должностными лицами.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» специально подчеркивает, что проверки исполнения законов проводятся прокурорами лишь на основании поступивших к ним сообщений о нарушениях законов. Прокуроры используют свои полномочия, когда они располагают сведениями о нарушениях законности, требующих их реагирования.

Полномочия прокурора по надзору в сфере исполнительной власти, сформулированы в ст.22 ФЗ «О прокуратуре РФ». Следует отметить, однако, что в законе о прокуратуре перечень полномочий прокурора сформулирован применительно лишь к его деятельности по проведению проверок в общенадзорном порядке на основании поступивших сообщений о допущенном нарушении закона и имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законности. Между тем, прокурор обладает целым рядом и иных полномочий, используемых им как до, так и после проведенной проверки. Эти полномочия основаны на иных источниках права, в частности — уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, трудовом, уголовно-исполнительном, административно-правовом, а также на приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Осуществляя надзорную деятельность в сфере исполнительной власти, прокурор в пределах своей компетенции полномочен:

  • — по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, отнесенных Конституцией РФ и Законом о прокуратуре к числу объектов, поднадзорных органам прокуратуры;
  • — иметь свободный допуск к интересующим его документам и материалам, в том числе и к тем, которые содержат сведения, связанными со служебной или государственной тайной;

магистрант кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии,

канд. юрид. наук, доцент кафедры прокурорского надзора и криминологии Саратовской государственной юридической академии

Прокуратура РФ выступает важнейшим гарантом сохранения законности и правопорядка в стране. Одним из основных направлений деятельности прокуратуры является прокурорский надзор за соблюдением соблюдения законов в различных сферах.

Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за предварительным расследованием преступлений, осуществляемым уполномоченными органами дознания и следствия.

  1. прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений;
  2. установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  3. законности проведения расследования;
  4. законности решений, принимаемых органами дознания и предварительное следствия.

Дознание и следствие связаны с вторжением в личную жизнь человека, серьезными ограничениями прав и свобод. Органы, ведущие расследование, осуществляют уголовное преследование, привлекают к ответственности, применяют меры пресечения, а также осуществляют иные правоограничительные мероприятия.

Читайте также:  Что такое технический надзор и технический контроль

В связи с этим законодательство наделяет прокуратуру особо широкими полномочиями.

Кроме того, прокурор осуществляет от лица государства функцию обвинения, утверждает итоговый документ расследования, полностью принимает на себя функцию обвинения при рассмотрении дела в суде, в связи с чем разделяет с органами дознания и следствия ответственность за привлечение лица к уголовной ответственности.

Основным нормативным актом, закрепляющим полномочия прокурора в сфере надзора за дознанием и следствием является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Так, согласно ст.37 УПК РФ к основным полномочиям прокурора в рассматриваемой сфере относятся:

1) проверка учетно-регистрационной дисциплины;

2) дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования;

5) дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о процессуальных действиях, которые допускаются на основании судебного решения;

6) рассмотрение ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве;

6) отмена незаконных или необоснованных постановления органов дознания;

7) участие в судебных заседаниях о производстве действий, допускаемых на основании судебного решения;

8) разрешать отводы дознавателя;

10) отстранять дознавателя от расследования;

11) изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования или для пересоставления обвинительного заключения (акта, постановления).

Нельзя не отметить, что полномочия прокурора по надзору за следствием имеют ряд отличий по сравнению с надзорными полномочиями за дознанием.

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет следователя более широкими полномочиями и самостоятельностью, чем дознавателя. Ряд функций, которые в отношении дознания осуществляет прокурор, в органах следствия осуществляет руководитель следственного органа.

Так, прокурор наделен правом отменять лишь ряд постановлений, выносимых следователем:

  1. о возбуждении уголовного дела (ч.4 ст.146 УПК РФ);
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148 УПК РФ);
  3. о приостановлении предварительного следствия (п.3 ч.1 ст.211 УПК РФ);
  4. о прекращении уголовного дела (преследования) (ч.1 ст.214 УПК РФ).

В постановлении об отмене соответствующего решения прокурор указывает мотивы отмены, нарушения законы, допущенные органами следствия и т.д.

В иных случаях выявления нарушений законодательства, неверного направления расследования и т.п. прокурор вправе принять иные меры прокурорского реагирования.

Например, в случае выявления волокиты по уголовным делам прокурор вправе внести требование об устранении нарушений закона по уголовному делу (ст.6 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Если же требуется принятие мер в отношении следователя, допустившего нарушения закона, то прокурор вносит руководителю следственного органа представление (ст.24 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1).

В частности, данный Приказ предписывает систематически проверять законность действий следственных органов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, добиваться выполнения требований закона о признании потерпевшим лица, которому преступлением причинен моральный или материальный вред, изучать материалы, обосновывающие постановление следователя о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства и т.д.

Важно помнить, что прокурор не руководит расследованием. Данным полномочием наделен руководитель следственного органа. Задача прокурора состоит в надзоре за строгим соблюдением закона при расследовании уголовного дела, недопущении ущемления прав человека и т.д. [4, с. 195]

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, среди различных направлений прокурорского надзора наибольшими полномочиями прокурор обладает в сфере дознания и предварительного следствия, поскольку эта деятельность связана с существенными ограничениями прав и свобод человека.

Во-вторых, следует отметить, что в отношении органов следствия полномочия прокурора несколько ограничены по сравнению с органами, осуществляющими дознание, что связано с большей самостоятельностью органов следствия в сфере расследования преступлений.

В-третьих, в сфере предварительного следствия прокурор наделен правом отмены ряда постановлений следователя, а также полномочиями по внесению требований и представлений в случае обнаружения нарушений закона.

Источники:
http://vuzlit.ru/806931/nadzor_predvaritelnym_rassledovaniem
http://sibac.info/studconf/social/lxiii/101517

Читайте также:
Adblock
detector