Кто осуществляет надзор за пожарной безопасностью

Надзор (контроль) за соблюдением требований пожарной безопасности — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность органов ГПН по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется на всех стадиях жизненного цикла объек­тов контроля: проектирования, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляется органами ГПН, органами, осуществляющими государственный строительный надзор, ор­ганами технического надзора (на подземных объектах) и другими органами, уполномоченными в соответствии с зако­нодательством РФ.

Проверки — основной вид работы государственных инспекторов, осуществляемый в целях контроля за со­блюдением требований пожарной безопасности и пресечением их нарушений. Проверки (плановые и внеплановые) проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН.

При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в уста­новленном законодательством РФ порядке, в том числе:

  • выполнение организационных мероприятий по обес­печению пожарной безопасности;
  • содержание территорий, зданий, сооружений и помещений;
  • состояние эва­куационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасе­ния;
  • правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования;
  • содержание систем и средств противопожарной защиты;
  • готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
  • создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
  • организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безо­пасности;
  • наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопас­ности;
  • наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежа­щей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего со­ответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата (или декларации) соответствия);
  • наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обраще­нии с ними.

По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт, а при выявлении административного правонарушения в области пожарной безопасности принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В данной статье будет рассмотрено осуществление пожарного надзора в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели. Также рассмотрены особенности организации и осуществления проверок в области пожарной безопасности по сравнению с Законом № 294-ФЗ.

Органы пожарного надзора


В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 290 пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов Государственной противопожарной службы, являющимися инспекторами по пожарному надзору.

Государственная противоположная служба входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Деятельность должностных лиц Государственной противопожарной службы и перечень органов пожарного надзора регламентированы Законом № 69-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 290.

Полномочия должностных лиц пожарного надзора


Должностные лица органов пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (ст. 6 Закона № 69):

  • Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от медицинских (фармацевтических) организаций информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • Производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • Иные полномочия в соответствии со ст. 6 Закона № 69-ФЗ.

Проведение проверок органами пожарного надзора

Проведение проверок органами пожарного надзора является одним из мероприятий по контролю, проводимых в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), выполняемых ими работ, предоставляемых услуг, производимых и реализуемых товаров, обязательным требованиям в области пожарной безопасности.

При этом подобные мероприятия органами пожарного надзора осуществляются в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644.

Предмет проведения проверки пожарной безопасности

Предметом плановой проверки пожарной безопасности (в документарной и (или) выездной формах) является соблюдение на территории медицинской (фармацевтической) организации обязательных требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности

Законом № 123-ФЗ устанавливаются требования пожарной безопасности, в частности, к производственным объектам, пожарной технике, продукции общего назначения, эксплуатации зданий сооружений и т.д.

Организациям при выборе материалов для внутренней отделки холлов, коридоров, фойе, вестибюльных групп и прочим помещениям на путях эвакуации необходимо особо внимательно руководствоваться Законом № 123-ФЗ, которым установлен возможный класс пожарной опасности используемого в помещении материала, как для стен, так и для потолков.

В отношении каждого объекта руководителем организации утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII вышеназванного Постановления Правительства РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность организации считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми данным законом, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом № 123-ФЗ;
  • В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с данным законом, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Читайте также:  Кто осуществляет государственный метрологический контроль и надзор

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности.

Основания проведения плановой проверки пожарной безопасности


Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:

Основания для проведения внеплановой проверки

  • Истечение срока исполнения организацией выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
  • Наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • Наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Поступление в орган государственного пожарного надзора:
    • Сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
    • Обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности. если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Уведомление о проведении проверки


В случае обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, то внеплановая выездная проверка пожарной безопасности может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ.

Внимание!

С 03 сентября 2016 года на основании Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 федеральный государственный пожарный надзор отнесен к видам контроля, проверки по которым осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

С 01 октября 2017 года при проведении плановых проверок в рамках пожарного надзора будут использоваться проверочные листы (список контрольных вопросов) (Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 №774). До настоящего времени формы проверочных листов для проведения плановых проверок в зданиях (помещениях) медицинских организаций (поликлиник, амбулаторий, больниц) не утверждены.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Права и обязанности медицинских (фармацевтических) организаций в области пожарной безопасности

  • Создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • Вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • Проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • Устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • Получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
  • Руководители организации обязаны:
  • Соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • Разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • Включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • Содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • Обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • И иные обязанности, предусмотренные ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ.

Ответственность руководителей медицинских (фармацевтических) организаций


Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Основания и порядок привлечения руководителей медицинских (фармацевтических) организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (ст. 39 Закона № 69-ФЗ).

Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за нарушение требований пожарной безопасности


В соответствии с действующим законодательством несут:

  • Собственники имущества;
  • Руководители федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • Лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • Должностные лица в пределах их компетенции.

Вышеперечисленные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность


Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

Административная ответственность организаций, в том числе медицинских (фармацевтических) организаций, за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 (нарушений требований пожарной безопасности в лесах), 11.16 КоАП РФ (нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 пятидесяти тысяч до 200 тысяч рублей.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за судьями

В случае нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения наступает административная ответственность в виде наложение административного штрафа на должностных лиц — от 6 тысяч до 15 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 до 30 рублей; на юридических лиц — от 100 пятидесяти тысяч до 200 тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в соответствии со ст. 219 УК может наступить за нарушение требований пожарной безопасности, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо если это деяние, повлекло по неосторожности смерть, двух или более лиц.

Государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. Органами государственного пожарного надзора является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также структурные подразделения его территориальных органов. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
1. организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
2. осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями, а также должностными лицами и гражданами;
3. проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
4. входить беспрепятственно в порядке в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
5. давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
6. производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
7. вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
8. налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации ее деятельности, порядок взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ. Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Читайте также:  Какой документ регламентирует деятельность государственного пожарного надзора

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с МЧС РФ. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается МЧС РФ. Субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними. Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. При тушении особо сложных пожаров при ЧС с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Для приема сообщений о пожарах и ЧС в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил и устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Его указания обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной ЧС, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

Источники:
http://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/nadzor-v-sfere-zdravookhraneniya/pozharnyy-nadzor/
http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_121.html

Читайте также:
Adblock
detector