Кто осуществляет надзор за налоговой инспекцией

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

  • Ф.И.О. адресата — должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения —

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, —

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, «заморозке» счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).
Читайте также:  Что такое надзор после освобождения из колонии

«Пояснения» — это не то же самое, что «документальное подтверждение» (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования — сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном — обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления — три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за предпринимательской деятельностью

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 — 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), —

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) — незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления — особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

экономические науки

  • Лебедев Юрий Владимирович , магистр, студент
  • Севастопольский государственный университет
  • Похожие материалы

    Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) финансовый контроль страны, значение которого состоит не только в отслеживании соблюдения налогового права, но и в отслеживании корректности эвальвации, полноты и своевременности оплаты налогов и сборов, а еще в исключении обнаруженных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций администрирования на уровне страны, представляет собой порядок наблюдения и исследования за финансово-хозяйственной работой плательщиков налогов с целью ее оптимизации для качественного выполнения законодательства о налогах и сборах.

    Налоговый контроль возможно рассматривать с трех сторон организационная, методическая и техническая. Первая из них представляет собой выбор форм контроля и надзора, состав его субъектов и объектов; второй стороной охватывает способы реализации контрольных действий; третья – совокупность приемов отслеживания, их очередности и взаимоувязки.

    Объект налогового контроля и надзора можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, появляющихся в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового права к ответственности.

    Предметом же налогового контроля и надзора, считается своевременность и полнота выполнения плательщиками налогов своих налоговых обязательств по отношению к стране.

    Целью налогового контроля и надзора считается создание совершенного порядка в системе налогообложения и достижение такого значения исполнительности между плательщиками налогов, налоговых агентов и других лиц, при которых исключается несоблюдения налогового права или их количество несущественно.

    Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (Министерство по налогам и сборам и его подразделения в РФ).

    Налоговый контроль и надзор использует разнообразные формы практической организации, они могут быть предварительной, текущей и последующей:

    • предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового права, сбору, обработке и анализу широкой информации о плательщиках налогов на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений;
    • текущий контроль, носит оперативный характер, считается частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки корректности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком;
    • последующий контроль, реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

    На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

    Налоговый контроль и надзор может реализовываться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия:

    • наблюдение подразумевает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля;
    • проверка касается ведущих вопросов финансовой работы и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления прецедентов несоблюдения налоговой дисциплины и исключения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут вестись в отношении всех плательщиков налогов. Выездные налоговые проверки могут вестись в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей;
    • обследование, ведется с целью фиксации сторон работы хозяйствующего субъекта с последующим использованием материалов для уточнения (корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением (доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу оплаты налогов;
    • анализ реализовывается на базе текущей и годовой отчетностей, отличается специальным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и условные величины (для определения размера объекта налога при отсутствии документации у плательщика налогов), группировки, сравнения;
    • ревизия ведется на месте и базируется на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и налоговой, статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

    Систематизация налогового контроля и надзора по видам может быть реализована по различным основаниям. По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий – плановый и внеплановый налоговый контроль:

    • комплексным считается контроль, который охватывает вопросы правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у плательщика налогов имеются соответствующие обязательства;
    • тематический контроль, ограничивается отслеживанием правильности эвальвации, удержания, оплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения налоговых вычетов и т.п.;
    • плановый контроль, подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) – реализовывается в случае внезапно возникшей необходимости.

    Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный:

    • сплошной налоговый контроль базируется на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского и налогового учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль – предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев.

    По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок:

    • выездные проверки, являются больше действенными, так как разрешают налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной работы, надзора и соответственно получить значительно больше информации о финансово-хозяйственной работе плательщика налогов;
    • преимущество же камерального контроля в том, что он разрешает с наименьшей тратой времени и усилий со стороны налогового органа, отслеживать большое количество плательщиков налогов на базе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

    В зависимости от неизбежности для плательщиков налогов, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.

    По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первоначальный и повторный:

    • первоначальными следует признать, контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо плательщика налога впервые в течение календарного года;
    • повторность же появляется в том случае, когда за определенный период времени реализовывается две и больше выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащих оплате или оплаченным плательщиком налогов за один и тот же период.

    В зависимости от источников данных налоговый контроль может быть документальным и фактическим:

    • документальный налоговый контроль, базируется на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах;
    • фактический налоговый контроль, предусматривает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

    Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о работе плательщика налогов (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним работу или как-либо с ним связанных.

    По субъектам налогового контроля выделяется: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым контролем, реализованным соответствующими органами страны, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями или ревизорами организаций-плательщиков налогов.

    Одним из условий функционирования налоговой системы считается налоговый контроль и надзор, реализовываемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок.

    К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

    • проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
    • запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим оплате или оплаченным плательщиком налогов (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
    • в том случае, если организация-плательщик налогов ликвидируется или реорганизуется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке надзора за работой налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

    По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных ниже решений:

    • о привлечении плательщика налога к налоговой ответственности за совершение нарушения налогового права. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов несоблюдения налогового права;
    • об отказе в привлечении плательщика налога к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых нарушений права, но в силу установленных причин плательщик налогов не подлежит привлечению к административной ответственности;
    • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии условий, исключающих вероятность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении плательщика налогов к административной ответственности на базе имеющихся материалов налоговой проверки.

    По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре базовых мотива уклонения от оплаты: моральные, политические, экономические и технические.

    Одной из главных причин уклонения от оплаты налогов считается нестабильное финансовое положение плательщика налогов, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

    Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового права. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения способов налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового права.

    Налоговый контроль в России реализовывается в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим способом налогового контроля и надзора, который сочетает в себе все методы.

    Совершенствование форм, видов и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

    • увеличение количества совместных проверок с органами федеральной налоговой службой;
    • повторные проверки хозяйствующих субъектов, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
    • проведение перекрестных проверок;
    • использование косвенных методов эвальвации налогооблагаемой базы при наличии правовых норм.

    Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной и надзорной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

    Список литературы

    1. Ильин А. Налоговый контроль за расходами физических лиц // Право и экономика. 2007 г. №1. с. 66 – 68.
    2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 03.07.2016) «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
    3. Конюхова Т., Гармаева М., Горева А. Правовое обеспечение финансового контроля в Российской Федерации // Право и экономика. 2006 г. №5. С. 28–38.
    4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1-2)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
    5. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск – 2004 – №31.
    6. Фролов С.П. Налоговые споры: некоторые практические рекомендации // Бухгалтерский учет. – 2001. – №9. – С. 43–50.
    7. Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. // Финансы. – 2001. – №9. – С. 13–18.
    8. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2001. – С. 199

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источники:
    http://novainfo.ru/article/10307

Читайте также:
Adblock
detector