Кто осуществляет надзор за исполнением судебных решений

Обращение приговора к исполнению возложено на суд, постановивший приговор (ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. Прокурор следит за тем, чтобы установленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался.

Надзор прокурора в сфере обращения приговора к исполнению распространяется на весьма широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. К их числу следует отнести суды, судебных приставов, органы юстиции, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительные учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т. д. Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц, государственных органов и общественных организаций строго соответствовали закону, чтобы предписания суда, содержащиеся в приговоре, своевременно и точно исполнялись. Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы своей деятельности и применяет присущие этой деятельности средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные акты судебного пристава или вносит представления в органы суда, местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенное нарушение закона.

На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор за соблюдением установленной законом своевременности обращения приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении установленного законом срока на его обжалование или по оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии со ст. 356 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.

Оправдательный приговор и приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашении. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

В тех случаях, когда кассационная инстанция принимает решение об освобождении осужденного из-под стражи в связи с прекращением дела или заменой лишения свободы иным наказанием, не связанным с лишением свободы, копия определения в течение суток направляется непосредственно администрации места лишения свободы, минуя суд первой инстанции (ст. 354 УПК). Если кассационная инстанция выносит определение об отсрочке исполнения обжалованного или опротестованного приговора, то копия определения направляется также администрации места лишения свободы. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению. Прокурор следит также и за тем, чтобы суды в целях повышения воспитательного и предупредительного воздействия направляли копии приговоров по месту работы, учебы или месту жительства осужденного.

Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялось требование закона (ст. 315 УПК) в части направления осужденных к лишению свободы в одно из указанных в законе ИУ, колонию-поселение или тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее 10-дневного срока со дня обращения приговора к исполнению, либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Прокурор может оставить осужденного в следственном изоляторе на срок до 2-х месяцев, а Генеральный прокурор Российской Федерации — до 4-х месяцев.

Установив нарушение закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю суда по месту обращения приговора к исполнению или председателю вышестоящего суда, либо местному органу юстиции. Если обнаружено существенное нарушение закона, например, приговор вовсе остался не обращенным к исполнению, то прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной ответственности судей или должностных лиц исправительных учреждений.

Приведение в исполнение приговоров в отношении лиц, осужденных к исправительным работам, осуществляют городские, районные и межрайонные уголовно-исполнительные инспекции органов Минюста. Прокурор выясняет, нет ли препятствий к обращению приговора к исполнению. Если, например, лицо, осужденное к исправительным работам, к моменту вступления приговора в законную силу заболело, то прокурор предлагает инспекции направить осужденного на врачебную экспертную комиссию для определения его трудоспособности.

Когда речь идет об обращении к исполнению приговора, связанного со штрафом, прокурор следит, чтобы взыскание штрафа не было обращено на имущество осужденного прежде, чем ему будет предоставлена возможность погасить штраф добровольно.

Заключение прокурора в стадии исполнения приговора, так же, как его заключение в предшествующих стадиях уголовного судопроизводства, должно быть обоснованным, объективным и основанным на законе и опираться на точно установленные факты. В случае вынесения судьей незаконного или необоснованного постановления прокурор, руководствуясь ст. 331 УПК, приносит частный протест на предмет отмены такого.

Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше ст. 17.7 КоАП.

Прокурор может принести протест в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона, что ими в настоящее время и делается. При этом прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу.

Нельзя исключать из арсенала полномочий прокурора и такое средство реагирования, как предостережение о недопустимости нарушения закона, которое в соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов субъекта РФ об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть вынесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

К судебным решениям относятся все виды судебных документов, которые выносит суд или судья по окончательным или промежуточным результатам рассмотрения дела. По уголовным делам выносятся приговоры, определения, постановления; по гражданским и хозяйственным делам – решения, постановления, определения; по делам об административных правонарушениях – постановления и определения. Прокурор осуществляет надзор за законностью и обоснованностью этих судебных актов, а также следит за соблюдением законодательства при их исполнении.

Читайте также:  Какой инструктаж проводится по требованию органов надзора

В рамках этой функции роль прокурора неодинакова при рассмотрении различных категорий дел.

1) проверять законность действий суда при подготовке уголовного дела к рассмотрению в судебном заседании;

2) выступать в суде в качестве государственного обвинителя;

3) предъявлять иски и поддерживать их в суде, если этого требует охрана государственных или общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

4) давать заключения по вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства;

5) опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов;

6) давать заключения в судах кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам, рассматриваемым по протестам и жалобам;

7) проверять своевременность обращения к исполнению приговоров, определений, постановлений судов;

8) осуществлять надзор за исполнением приговоров, определений и постановлений судов;

9) принимать меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

УПК не предоставляет прокурору преимуществ перед участниками судебного разбирательства по представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств. Статус прокурора иной. Если обвиняемый и потерпевший выступают от своего имени, а защитник – по поручению обвиняемого, то прокурор – от имени государства. Он способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, обвиняемого и других участников процесса.

Осуществляя уголовное преследование, прокурор в стадии судебного разбирательства уголовного дела выступает в качестве государственного обвинителя. Он принимает участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о квалификации преступления и меры наказания в отношении обвиняемого, подводит итоги деятельности по уголовному преследованию и деятельности, направленной на изобличение обвиняемого в совершении преступления.

Структура речи прокурора не определена в законе, однако она должна состоять из взаимосвязанных элементов: 1) вступительная часть; 2) изложение фактических обстоятельств преступления (фабула дела); 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) соображения о мере наказания; 7) рассмотрение вопросов, связанных с возмещение причиненного преступлением материального ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по их устранению; 9) заключение [197]. Последовательность этих элементов может быть иной. Все зависит от особенностей конкретного уголовного дела.

В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Прокурор также вправе опротестовать приговор, решение, определение, вступившее в законную силу.

При рассмотрении протеста в суде кассационной и надзорной инстанции прокурор поддерживает принесенный протест, высказывает свое мнение о законности и обоснованности обжалованных решений.

При исполнении приговора прокурор следит за тем, чтобы приговор был своевременно и законно приведен в исполнение. И если возникают вопросы, связанные с исполнением приговора, например, об отсрочке исполнения приговора, об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжкой болезнью осужденного, препятствующей исполнению наказания, и в других, указанных в законе случаях, прокурор участвует в их рассмотрении судом путем дачи заключения по рассматриваемому вопросу.

При рассмотрении судом гражданских дел прокурор включен в состав лиц, участвующих в деле, но по своему статусу он отличается от них, поскольку участвует в гражданском процессе в целях охраны прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Поэтому он кроме прав, которые предоставлены ему как лицу, участвующему в деле, обладает правомочиями, которых другие лица не имеют. Ему принадлежит право знакомиться с материалами любого дела в суде и приносить по делу протест.

Действующий ГПК предусматривает две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: 1) возбуждение производства в суде первой инстанции осуществляется по инициативе прокурора путем обращения в суд с иском; 2) участие прокурора в суде первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по иску других лиц.

Прокурор выполняет в гражданском процессе свои задачи независимо от формы его участия в деле. Так, он полномочен давать заключения по всем вопросам, возникающим во время разбирательства дела, а также по всему делу в целом, независимо от того, предъявлял иск он сам или судебный процесс начался по инициативе других лиц.

Участие прокурора в суде второй инстанции также возможно в двух формах: 1) возбуждение производства в суде второй инстанции по инициативе прокурора в результате принесения кассационного или частного протеста; 2) вступление прокурора в дело, рассматриваемое по жалобе других лиц, участвующих в деле (сторон, третьих лиц, представителей, заинтересованных граждан и др.).

Прокурор обязан опротестовать незаконные или необоснованные решения или определения суда независимо от формы участия в судебном процессе.

Прокурор осуществляет надзор также за законностью и обоснованностью решений и определений суда, вступивших в законную силу путем принесения протеста и поддержания его при рассмотрении дела судом в порядке надзора. Он дает заключения по делам, возбужденным в порядке надзора должностными лицами судов (Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, его заместителями, председателями областных судов и Минского городского суда и их заместители).

Прокурор вправе возбудить дело в стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Он может вступить в эту стадию судебного процесса и в случае возбуждения ее по инициативе других лиц.

В стадии исполнения судебных решений, определений и постановлений прокурор обязан осуществлять надзор за законностью и своевременностью их исполнения. Особое внимание он должен обращать на исполнение судебных решений по делам о возмещении материального ущерба, о взыскании алиментов.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе должно способствовать формированию правового государства, охране прав и свобод граждан.

Прокурор осуществляет надзор за законностью постановлений суда по делам об административных правонарушениях, путем принесения протеста.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу судебные решения, приговоры, определения, постановления принадлежит:

– Генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления любого суда (судьи) Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

– прокурорам областей, города Минска, приравненным к ним прокурорам, их заместителям – на решения, приговоры, определения и постановления районного (городского) и приравненного к ним суда (судьи); на определение судебной коллегии соответствующего областного, Минского городского суда, рассматривающей дело в кассационном порядке; на решения, определения и постановления хозяйственного суда, кроме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Протест на постановление судьи по делам об административных правонарушениях может быть принесен прокурором района (города), межрайонным и приравненным к ним прокурорам, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Право принесения протеста на судебные акты в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.

Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

Надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом – одна из отраслей прокурорского надзора.

1) законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждений, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом (судьей);

2) соблюдение установленных законодательством порядка и условий содержания либо отбывания наказания лицами в этих учреждениях, их прав и выполнения ими своих обязанностей;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор, осуществляется как в отношении лиц, которые еще не осуждены судом и находятся в местах содержания задержанных или местах предварительного заключения, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам наказания.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за фсб

Осуществляя надзор, прокурор вправе: 1) в целях проверки соблюдения законов посещать систематически и в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, места лишения свободы и иных мер уголовного наказания, а также всех других мер принудительного характера, назначаемых судом; 2) знакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, административному аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера; 3) своим постановлением освобождать незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предварительному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер судебными органами; 4) производить опрос задержанных, арестованных, осужденных и иных лиц, к которым применены принудительные меры; 5) проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрациями учреждений содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждений, исполняющих наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом (судьей), опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от представителей администрации; 6) проверять исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых административному аресту, задержанию в связи с совершением преступления, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения, к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявление по принадлежности в установленном порядке, принимать меры в случае нарушения администрацией этих требований закона.

Осуществляя данный вид надзора, прокурор вправе вносить протесты, представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается. Прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из помещений камерного типа, штрафного изолятора и т.п.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 4165 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ведомственный контроль в Службе судебных приставов за исполнительными производствами подразделяется на федеральный контроль – со стороны заместителя Министра юстиции РФ – главного судебного пристава РФ; территориальный – со стороны главных судебных приставов субъектов Российской Федерации; текущий контроль – со стороны старшего судебного пристава – руководителя подразделения службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.

Реализация конкретных исполнительных производств может быть взята на контроль Главным судебным приставом РФ, а также главными судебными приставами субъектов Российской Федерации. Критериями отнесения исполнительных производств к данной категории являются: особая экономическая, социальная или общественно-политическая значимость исполнительного производства; когда одной из сторон исполнительного производства является Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо орган местного самоуправления; поручения Президента РФ или Правительства РФ; наличие фактов возбуждения исполнительных производств в отношении одного и того же должника в нескольких подразделениях службы судебных приставов субъекта Российской Федерации или подразделениях служб судебных приставов различных субъектов Российской Федерации; поступление документально подтвержденной информации об оказании неправомерного воздействия органами власти на судебного пристава-исполнителя при исполнении им должностных полномочий; возможные действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения, имеющие в дальнейшем значение для обобщения практики и разработки конкретных методических рекомендаций для службы судебных приставов в целом.

В целях осуществления повышения уровня организационного и методического руководства службой судебных приставов, а также контроля за ее деятельностью проводятся комплексные, отраслевые и контрольные проверки служб судебных приставов. Комплексные проверки проводятся при необходимости углубленного изучения состояния дел в одном из регионов России, а также в тех службах судебных приставов, где имеются существенные недостатки в их деятельности, отмечается низкий уровень руководства подчиненными, проявляется нездоровая обстановка в коллективе и в целом требуется принятие решительных мер по улучшению качества работы. При комплексной проверке проверяются все направления деятельности службы, при этом основное внимание в обязательном случае обращается, в частности, на организацию возбуждения и ведения исполнительных производств (своевременность и полнота учета поступивших исполнительных документов; соблюдение порядка и сроков возбуждения исполнительных производств; своевременность и полнота принятия мер принудительного исполнения; состояние работы с жалобами, заявлениями и иными обращениями граждан и юридических лиц; учет поступивших обращений, сроки и качество их рассмотрения; организация анализа проводимой работы и меры, принимаемые к устранению недостатков).

Отраслевые проверки планируются и проводятся при необходимости изучения состояния отдельных вопросов работы служб судебных приставов или при наличии недостатков в их работе по отдельным направлениям деятельности. Проводятся также контрольные проверки устранения имевшихся недостатков или выполнения ранее отданных распоряжений. В иных случаях, а также для изучения положительного опыта проводятся ознакомления с организацией работы в службах судебных приставов.

Проверки проводятся как плановые, так и внеплановые. О времени и порядке работы плановой проверки или ознакомления заблаговременно извещаются соответствующие руководители служб судебных приставов, которые к приезду комиссии готовят справку по проверяемому вопросу, а при комплексной проверке – по всем направлениям деятельности службы. Приведенные в справках факты и статистические данные должны проверяться в полном объеме или выборочно, по усмотрению комиссии (проверяющего). О проведении внеплановых проверок руководители проверяемых служб не извещаются.

К сожалению, уровень контроля, осуществляемого старшими судебными приставами за деятельностью подчиненных им судебных приставов-исполнителей, как отметил главный судебный пристав РФ, еще весьма низок. Такое положение объясняется рядом факторов. Во-первых, полноценный кадровый корпус старших судебных приставов еще не сформирован, в целом по системе только немногим более 70 процентов из них имеют высшее образование, что является серьезным нарушением федерального законодательства, определившего четкие условия для занятия названных должностей.

Второй негативный момент, на который обращают внимание специалисты, – старший судебный пристав одновременно руководит деятельностью сразу двух категорий судебных приставов, полномочия которых очень различны – судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции и судебные приставы-исполнители (процессуальные функции). Такое положение не позволяет старшему судебному приставу эффективно выполнять весь комплекс обязанностей, возложенных на него, причем не только в отношении судебных приставов-исполнителей, но и в отношении судебных приставов по обеспечению порядка.

По нашему мнению, указанные недостатки в деятельности Службы судебных приставов носят временный характер, связанные с периодом становления этой службы. Кроме того, имеется еще один важный аспект – это оказание судебными приставами помощи, а иногда и силовой поддержки, судебным приставам-исполнителям. Необходимость ее обусловлена тем, что встречаются попытки давления, в том числе физического, на приставов-исполнителей при аресте ими имущества предприятий, фирм, часто при этом происходят разного рода эксцессы. Тем более, что крупные коммерческие организации зачастую имеют собственные службы безопасности, которые в ряде случаев противодействуют работе судебных приставов-исполнителей. Поэтому считаем, что искусственное расчленение единой службы судебных приставов на исполнительную и силовую части может крайне негативно отразится на эффективности исполнительного производства. Мы разделяем позицию тех специалистов, по мнению которых передача службы судебных приставов в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ нанесет существенный вред осуществлению исполнительного производства.

В-третьих, законодатель, возложив на старших судебных приставов функции организации и контроля за деятельностью подчиненных им судебных приставов-исполнителей, не наделил их соответствующими полномочиями. В частности, у старших судебных приставов отсутствует право отмены постановлений, выносимых судебными приставами-исполнителями с нарушением закона. Полагаем необходимым в законодательном порядке наделить старших судебных приставов, а также главных судебных приставов правом вынесения постановлений, в том числе об отмене постановлений, выносимых подчиненными им судебными приставами-исполнителями.

Считаем необходимым подчеркнуть, что министры юстиции европейских государств, принимая во внимание необходимость усовершенствования механизма исполнения судебных решений, признавая, что без соответствующей исполнительной процедуры судебные решения окажутся недейственными и иллюзорными как для государства, так и для частных лиц; сознавая, что экономическая жизнь в значительной степени зависит от степени эффективности системы исполнения судебных решений, решили способствовать эффективности правосудия путем более тесного взаимного сотрудничества между государствами и предложили поручить Европейскому комитету по правовому сотрудничеству (CDCJ) определить на европейском уровне общие стандарты и принципы, регулирующие исполнение судебных решений. С этой целью особое внимание должно быть уделено судебным приставам, в частности, совершенствованию контроля со стороны судей за деятельностью судебных приставов. И не случайно, что в новом Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ участие арбитражных судов в исполнении судебных актов арбитражных судов получило дополнительное развитие.

Читайте также:  Какие виды осуществляют гос санитарно эпидемиологический надзор

Согласно действующему законодательству, роль суда в исполнительном производстве проявляется в определенных формах судебного контроля над органами исполнения судебных и иных решений. К указанным формам относятся:

— порядок предварительного (в случаях, предусмотренных законом) санкционирования судом процессуальных действий судебного пристава-исполнителя по исполнению. Такое санкционирование — одна из гарантий правильности осуществления принудительного исполнения;

— процессуальный порядок обжалования законности и обоснованности судебных актов по вопросам, возникающим в процессе исполнения;

— процессуальный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя. Введение данного порядка служит существенной гарантией соблюдения прав сторон и других лиц при принудительном исполнении.

Как отмечается в юридической литературе, судебный контроль за действиями и решениями органов государственной власти, в том числе и за действиями судебных приставов-исполнителей по принудительному исполнению исполнительных документов, является самым действенным и эффективным, и никакой другой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный. Суд не зависит ни от одной ветви власти и наделен конституционными гарантиями такой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, широкая гласность, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств, детальная процессуальная регламентация судебного разбирательства и вынесения решения — все это общепризнанные достоинства судебной процедуры

Арбитражный суд, как орган, полномочный контролировать действия судебного пристава-исполнителя, в соответствии со ст. 201 АПК РФ вправе применить следующие меры контроля: признать постановление, действие (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными: обязать судебного пристава-исполнителя совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Предписания суда являются обязательными к выполнению для судебного пристава-исполнителя.

Прокурорские проверки характеризуются оперативностью. Для этого не требуется особой процедуры, обязательной для судопроизводства, – протоколирования, назначения и проведения слушаний и т.п. При необходимости прокурор может провести проверку внезапно, во внерабочее время, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий. Законом и приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения органами прокуратуры жалоб и заявлений граждан и организаций по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих органов прокуратуры. Если в суде истребование и отмена решения нижестоящего суда могут иметь место лишь в апелляционном и кассационном порядке по инициативе участников процесса или в надзорном порядке по инициативе руководителей органов суда или прокуратуры и в строго определенной процедуре, то централизованная прокурорская система предполагает возможность для вышестоящих органов прокуратуры в любое время истребовать материалы от нижестоящего органа и принять самостоятельное решение.

В связи с принятием указанных федеральных законов и созданием в системе Министерства юстиции РФ службы судебных приставов, в указании Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. отмечена необходимость организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами. С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора распределяется между структурными подразделениями прокуратуры, осуществляющими надзор за: исполнением законов и законностью правовых актов – в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.

Вмешательство прокурора необходимо, когда непредъявление взыскателем решения к исполнению существенно нарушает права иных лиц, когда на взыскателя оказывается давление с целью заставить его отказаться от взыскания. Вмешательство прокурора также необходимо, когда решение вынесено в пользу взыскателя — органа государственного управления, государственного предприятия или предприятия, в котором учредителем является государство. Кроме того, прокурор обязан осуществлять надзор за исполнением судебных решений, вынесенных по его искам, или если решение затрагивает значительное количество людей. Из числа указанных случаев вмешательство прокуратуры в процесс исполнения решений суда с целью принуждения взыскателя к реальному исполнению наиболее сложно, когда неисполнением ущемляются права третьих лиц. Действительно, учитывая частный характер гражданско-правовых отношений, следует оценивать значимость нарушаемых прав третьих лиц, а также реальную возможность самостоятельной защиты ими своих прав. Поэтому, в первую очередь, меры прокурорского надзора должны применяться в случаях, когда нарушены права несовершеннолетних детей, инвалидов, иных социально незащищенных категорий граждан. Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо и для защиты прав третьих лиц, когда неисполнением решения могут быть затронуты большие группы людей или в действиях взыскателя и (или) должника просматриваются признаки состава преступления. К таким случаям относятся взыскания по делам, связанным с банкротством, особенно финансовых пирамид. Обычно по таким делам присутствуют оба признака — как большое количество заинтересованных в исполнении судебных решений людей, так и признаки составов различных преступлений (мошенничество, занятие предпринимательской или банковской деятельностью без соответствующей регистрации и т.д.). Однако, безусловно, в указанных случаях требуется большая осторожность при вмешательстве прокурора в гражданские отношения, чтобы не была ущемлена свобода взыскателей распоряжаться своими правами. Отметим, что указанными направлениями надзор за действиями взыскателей не может ограничиваться, Особую сложность представляет для прокурора установление фактов таких нарушений, так как в ряде случаев стороны исполнительного производства (как взыскатель, так и должник) могут быть удовлетворены отсутствием реального исполнения решения суда. Это возможно, например, в случаях дачи взятки руководителю организации-взыскателя или взыскания задолженности с руководителя организации в пользу организации. Указанные ситуации имеют противоправный характер и могут нанести существенный ущерб государственным и общественным интересам. Выявление случаев непредъявления решений к исполнению затрудняется тем, что в силу разделения судебной системы и системы исполнения решений отсутствует единый орган, в котором бы сосредоточивались данные об исполнении по каждому вынесенному решению – сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а информация о предъявлении исполнительных листов, выданных на основании этих решений – у службы судебных приставов. Поэтому возникает необходимость обобщения этих данных для органов прокуратуры с целью выявления нарушений. Представляется, что работники органов прокуратуры должны ежемесячно анализировать работу судов их района (округа). Это позволит выявить дела интересующей категории и сопоставлять полученные сведения с данными о предъявленных к исполнению решений по указанным делам, которые, в свою очередь, будет необходимо получить у службы судебных приставов.

Поскольку ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя, протест прокурора не принесет никакого результата, поэтому одной из мер реагирования прокурора на незаконные действия судебного пристава-исполнителя является обращение прокурора в суд Полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений в достаточной степени нормативно не определены; нет и методических разработок по этим вопросам, что в значительной степени затрудняет работу органов прокуратуры.

Источники:
http://helpiks.org/5-83496.html
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=510

Читайте также:
Adblock
detector