Какой суд рассматривает дела в порядке надзора

Протесты в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиумы Верховных судов республик, краевых, областных и и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и судов автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Каждый из перечисленных судов имеет свою определенную компетенцию.

Ближайшим по отношению к районным (городским) судам являются президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономных округов.

К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений районных (городских) судов, а также кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, судов автономной области и автономных округов.

Следующий судебно-надзорный орган — Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр судебных решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку он четко определяет компетенцию каждого судебно-надзорного органа.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально. В состав Президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда (Москвы и Санкт-Петербурга), суда автономной области и суда автономного округа входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

В заседании суда надзорной инстанции могут быть допущены в необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, которые извещаются о месте и времени рассмотрения дела.

Суд обязан направить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии протеста, принесенного по делу, и назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы указанные лица имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности, диспозитивности, состязательности и др.

Многие из названных принципов действуют здесь не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности. Не действует в этой стадии процесса принцип участия народных заседателей.

Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается докладом дела председателем или по его поручению одним из членов суда, ранее не участвующим в рассмотрении дела. Докладчик должен изложить обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и других постановлений, вынесенных по делу, доводы протеста и поступивших на него объяснений, содержание представленных в надзорный суд дополнительных материалов.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не служит препятствием к разбирательству дела. Лица, участвующие в деле и их представители, если они извещались о времени м месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, дают объяснения после доклада дела.

В рассмотрении дела в порядке надзора обязательно должен принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

После заключения прокурора суд переходит к вынесению постановления по делу.

Читайте также:  Кем осуществляется надзор за осуществлением орд

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации выносит по .рассмотренным ею в порядке надзора делам определения. Президиумы всех судов по рассмотренным в порядке надзора делам выносят постановление.

Определения и постановления принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным. Определение подписывается всем составом суда, а постановление президиума — председательствующим в заседании.

Член суда, рассматривающий дело в порядке надзора, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.

В определениях, постановлениях, выносимых в результате рассмотрения дел в порядке надзора, указываются следующие данные: время и место рассмотрения дела, состав судей, участвующих в судебном заседании, прокурор, дававший заключение или поддерживающий протест, докладчик по делу, обстоятельства дела, содержание решения или определения суда первой инстанции, а также всех последующих определений и постановлений по делу, содержание протеста, существо принятого определения и постановления с указанием мотивов.

В определении и постановлении должны быть рассмотрены доводы, содержащиеся в протесте, и разрешен вопрос об удовлетворении или отклонении протеста.

Согласно ст. 327 ГПК при рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. Однако в интересах законности суд вправе выйти за пределы протеста и проверить дело в полном объеме.

Законом установлены сроки рассмотрения дела в судах надзорной инстанции: в президиуме краевого, областного и соответствующих им судов -не позднее 20 дней; в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом (ст. 328 ГПК).

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной (исключительной, экстраординарной) стадией гражданского процесса.

Согласно ст. 391.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ:

  1. по жалобам
    • лиц, участвующих в деле, и
    • других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
  2. по представлению о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор ,
    • Генерального прокурора РФ;
    • заместителей Генерального прокурора РФ.
  • только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рас­сматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: пре­зидиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — суд субъекта Российской Федера­ции); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Фе­дерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за туроператорами

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федера­ции.

К компетенции президиумов названных судов относится пере­смотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесен­ных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные ре­шения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федера­ции; кассационных определений суда субъекта Российской Феде­рации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и оп­ределений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматри­вает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный орган — Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора определений президиумов судов субъектов Российской Федера­ции, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в закон­ную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указан­ные судебные решения и определения были оставлены без удов­летворения президиумом суда субъекта Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) во­енных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстан­ции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Фе­дерации, кассационные определения окружных (флотских) воен­ных судов, а также вступившие в законную силу решения и опре­деления гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения пре­зидиумом соответственно окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуще­ствляет пересмотр вступивших в законную силу решений и опре­делений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Фе­дерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации сложилась практика последователь­ного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в по­рядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации вхо­дят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судеб­ного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмот­рению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Прези­диум Верховного Суда Российской Федерации — кроме того на основании мотивированного представления о пересмотре судебно­го постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председа­теля Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления проку­рора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

Читайте также:  Государственный пожарный надзор в лесах кто осуществляет

В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Россий­ской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с со­блюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граж­дан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принци­пам непосредственности, устности, диспозитивности, состязатель­ности.

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом прези­диума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Вер­ховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается од­ним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жало­бу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружно­го (флотского) военного суда — соответственно прокурор субъек­та Российской Федерации, военного округа (флота) или его заме­ститель;

• в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — Ге­неральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

• в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — должностное лицо Прокуратуры Рос­сийской Федерации по поручению Генерального прокурора Рос­сийской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание поста­новлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производ­ства. Судьи могут задать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подав­шие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интере­сы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы реша­ются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пе­ресмотра, жалоба или представление прокурора считаются откло­ненными.

Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изло­жить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд над­зорной инстанции выносит мотивированное определение, в кото­ром должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вы­несшего определение; 2) дата и место вынесения определение; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление о пересмотре дела в порядке надзора; 5) судья, вынесший определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сооб­щается лицам, участвующим в деле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/subekti-prava-obzhalovaniya-oprotestovaniya-i-sudebnie-organi-rassmatrivaiuschie-dela-v-poryadke-nadzora
http://studopedia.ru/8_162764_sudi-rassmatrivayushchie-dela-v-poryadke-nadzora-protsessualniy-poryadok-rassmotreniya-del.html

Читайте также:
Adblock
detector