Протесты в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиумы Верховных судов республик, краевых, областных и и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и судов автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Каждый из перечисленных судов имеет свою определенную компетенцию.
Ближайшим по отношению к районным (городским) судам являются президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономных округов.
К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений районных (городских) судов, а также кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, судов автономной области и автономных округов.
Следующий судебно-надзорный орган — Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр судебных решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку он четко определяет компетенцию каждого судебно-надзорного органа.
Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.
Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально. В состав Президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда (Москвы и Санкт-Петербурга), суда автономной области и суда автономного округа входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.
Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.
В заседании суда надзорной инстанции могут быть допущены в необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, которые извещаются о месте и времени рассмотрения дела.
Суд обязан направить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии протеста, принесенного по делу, и назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы указанные лица имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.
Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности, диспозитивности, состязательности и др.
Многие из названных принципов действуют здесь не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности. Не действует в этой стадии процесса принцип участия народных заседателей.
Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается докладом дела председателем или по его поручению одним из членов суда, ранее не участвующим в рассмотрении дела. Докладчик должен изложить обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и других постановлений, вынесенных по делу, доводы протеста и поступивших на него объяснений, содержание представленных в надзорный суд дополнительных материалов.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не служит препятствием к разбирательству дела. Лица, участвующие в деле и их представители, если они извещались о времени м месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, дают объяснения после доклада дела.
В рассмотрении дела в порядке надзора обязательно должен принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.
После заключения прокурора суд переходит к вынесению постановления по делу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации выносит по .рассмотренным ею в порядке надзора делам определения. Президиумы всех судов по рассмотренным в порядке надзора делам выносят постановление.
Определения и постановления принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным. Определение подписывается всем составом суда, а постановление президиума — председательствующим в заседании.
Член суда, рассматривающий дело в порядке надзора, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.
В определениях, постановлениях, выносимых в результате рассмотрения дел в порядке надзора, указываются следующие данные: время и место рассмотрения дела, состав судей, участвующих в судебном заседании, прокурор, дававший заключение или поддерживающий протест, докладчик по делу, обстоятельства дела, содержание решения или определения суда первой инстанции, а также всех последующих определений и постановлений по делу, содержание протеста, существо принятого определения и постановления с указанием мотивов.
В определении и постановлении должны быть рассмотрены доводы, содержащиеся в протесте, и разрешен вопрос об удовлетворении или отклонении протеста.
Согласно ст. 327 ГПК при рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. Однако в интересах законности суд вправе выйти за пределы протеста и проверить дело в полном объеме.
Законом установлены сроки рассмотрения дела в судах надзорной инстанции: в президиуме краевого, областного и соответствующих им судов -не позднее 20 дней; в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом (ст. 328 ГПК).
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу .
Надзорное производство является самостоятельной (исключительной, экстраординарной) стадией гражданского процесса.
Согласно ст. 391.1 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ:
- по жалобам
- лиц, участвующих в деле, и
- других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
- по представлению о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор ,
- Генерального прокурора РФ;
- заместителей Генерального прокурора РФ.
- только указанные в законе суды надзорной инстанции ( Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — суд субъекта Российской Федерации); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.
Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федерации.
К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; кассационных определений суда субъекта Российской Федерации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей.
Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.
Следующий судебно-надзорный орган — Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора определений президиумов судов субъектов Российской Федерации, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указанные судебные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумом суда субъекта Российской Федерации.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом соответственно окружного (флотского) военного суда.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.
В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.
Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.
Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.
В состав президиума суда субъекта Российской Федерации входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.
Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.
Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Президиум Верховного Суда Российской Федерации — кроме того на основании мотивированного представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.
В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.
Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.
Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности.
В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.
В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.
Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
• в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда — соответственно прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) или его заместитель;
• в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;
• в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — должностное лицо Прокуратуры Российской Федерации по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.
После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании.
При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.
Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.
По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вынесшего определение; 2) дата и место вынесения определение; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление о пересмотре дела в порядке надзора; 5) судья, вынесший определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.
О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/subekti-prava-obzhalovaniya-oprotestovaniya-i-sudebnie-organi-rassmatrivaiuschie-dela-v-poryadke-nadzora
http://studopedia.ru/8_162764_sudi-rassmatrivayushchie-dela-v-poryadke-nadzora-protsessualniy-poryadok-rassmotreniya-del.html