Какой надзор осуществляет полиция

Административный надзор полиции представляет собой систематическое наблюдение полицией за точным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Это так называемый общий административный надзор полиции, который имеет самую широкую сферу воздействия.

Во-первых, он осуществляется в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических) за соблюдением ими общеобязательных правил, содержащихся, например, в федеральных нормативных актах или нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, пользования общественным транспортом, организации и проведения массовых мероприятий и другим.

Во-вторых, административный надзор распространяется на более определенный круг субъектов и по более конкретному кругу вопросов, например, надзор полиции за соблюдением правил лицензионно-разрешительной, учетно-регистрационной систем, правил дорожного движения и многим другим.

В-третьих, административный надзор может осуществляться за строго определенным кругом лиц, например, за некоторыми категориями лиц, освобожденными из мест лишения свободы; условно осужденными; а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и некоторыми другими.

Административный надзор полиции осуществляется от имени государства и только по вопросам, отнесенным к компетенции полиции.

Характерная черта административного надзора состоит в том, что он носит внешний характер, т.е. осуществляется в отношении неопределенного круга лиц, не находящихся в организационном или ином подчинении полиции, но на которых законами или подзаконными актами возлагается необходимость соблюдения конкретных правил в сфере общественного порядка и безопасности.

Другая характерная черта, тесно связанная с первой – административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения. Надзор полиции всегда предполагает возможность принуждения, хотя сам по себе, внешне имея форму специально организованного полицейского наблюдения, не носит принудительного характера.

В осуществлении административного надзора так или иначе участвуют все сотрудники полиции, но для сотрудников отдельных подразделений полиции (особенно, для нарядов патрульно-постовой службы), участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности.

Систематический надзор имеет большое значение для укрепления общественного порядка. Он является также важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил. Именно поэтому считается, что нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме – уже профилактика правонарушений.

В практической деятельности полиции сложились следующие методы административного надзора:

1. Непосредственное наблюдение за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил должностными лицами и гражданами (метод характерен, например, для сотрудников патрульно-постовой службы полиции; участковых уполномоченных полиции; государственной инспекции безопасности дорожного движения; всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах).

2. Периодические проверки исполнения (соблюдения) должностными лицами и гражданами правил, надзор за которыми отнесен к компетенции полиции (метод характерен, например, для работы службы участковых уполномоченных полиции; подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью и др.).

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций; сообщениям в средствах массовой информации; материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (метод характерен, например, для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел).

Полиции не ограничивается только принятием мер административного воздействия в отношении правонарушителей. Она ведет учет и анализ правонарушений с целью выявления причин, их порождающих, и условий, им способствующих. Для анализа берутся данные как об общем количестве правонарушений, так и отдельно по видам, месту и времени совершения, особенностям субъектов, причинам и т.д. Это позволяет судить о динамике правонарушений в целом и по отдельным видам и, в свою очередь, помогает оценивать эффективность административного надзора.

На основе анализа правонарушений полиция информирует органы государственной власти и местного самоуправления, добиваясь от них устранения причин правонарушений, вносит предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, дополнении или отмене, о расширении участия общественности в охране правопорядка и т.п.

Успешное осуществление административного надзора во многом зависит от правильной оценки оперативной обстановки и расстановки сил полиции.

Практика показывает, что имеющиеся возможности в комплексном предупреждении и пресечении правонарушений силами и средствами патрульно-постовой службы полиции, службы участковых уполномоченных полиции, вневедомственной охраны, государственной инспекции безопасности дорожного движения используются далеко не полностью. Зачастую при этом не в полной мере учитывается оперативная обстановка, нет должной целеустремленности, не отлажено должное взаимодействие с общественностью.

Важным условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения. Твердое знание и умелое применение действующего законодательства способствуют воспитанию граждан, повышению их чувства ответственности, укреплению правопорядка и законности в нашем обществе.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 4295 | Нарушение авторских прав

Одним из важных методов деятельности полиции является административный (полицейский) надзор.

Понятия «контроль» и «надзор» применительно к полицейской деятельности в общем виде разграничиваются следующим образом. Контроль преимущественно отражает управленческий аспект деятельности полицейских органов, в то время как надзор – юридический. При этом надзор выступает формой реализации, способом обеспечения контрольных функций полицейских структур[39].

Читайте также:  Какие дела рассматриваются в порядке надзора

Административный надзор является одной из форм внешней административной деятельности полиции. Он представляет собой систематическое наблюдение сотрудников полиции за точным и неуклонным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами и должностными лицами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления и привлечения к ответственности лиц их нарушивших.

Характерными чертами административного надзора полиции являются:

– является разновидностью контрольной деятельности;

– осуществляется как специальным инспекторским составом, так и сотрудниками, непосредственно исполняющими обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– осуществляется строго на правовой основе постоянно и периодически, гласно и негласно, за неопределенным и определенным кругом лиц (объектов);

– субъект надзора не связан служебными отношениями с объектом надзора;

– предметом надзора выступает только законность действий контролируемого;

– в некоторых случаях может быть сопряжен с административным принуждением (например, предполетный досмотр пассажиров воздушного транспорта);

– право надзорного органа принимать меры предусмотренные законодательством принуждения возникает тогда, когда объект наблюдения (гражданин, должностное лицо, организация) нарушает правовые нормы либо своими действиями создает опасную для общественного порядка ситуацию, либо когда создается угроза природного, техногенного или иного характера.

Действующие нормативные акты [40] закрепляют несколько групп надзорных полномочий ОВД:

1) Полномочия по предупреждению правонарушений. Позволяют должностным лицам ОВД (полиции) беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения, заслушивать их руководителей; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий; досматривать транспортные средства и др.

2) Полномочия по пресечению правонарушений. Выражаются в применении мер административного пресечения к лицам, совершившим правонарушения, в принудительном прекращении противоправных действий. Должностные лица ОВД вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае угрозы жизни людей сами приостанавливают такие работы на основании вынесенного постановления.

3) В ходе привлечения виновных лиц к административной ответственности должностные лица ОВД (полиции) в пределах своей компетенции самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания, либо в установленных законодательством случаях направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Виды административного надзора ОВД (полиции). Административный надзорподразделяется на виды по различным основаниям: по способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов); по форме надзорной деятельности; по объекту

По способу индивидуализации поднадзорных объектов (субъектов) административный надзор подразделяется на общий и специальные: лицензионно-разрешительный и индивидуальный (персонифицированный).

Содержание общего надзора заключается в осуществлении полицейскими органами в пределах их компетенции постоянного (сплошного и выборочного) неиндивидуализированного наблюдения за поведением поднадзорных субъектов, а также в проведении в отношении них индивидуализированных проверок, направленных на установление соответствия их поведения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и безопасности[41].

Органы внутренних дел (полиция) осуществляют надзор за исполнением гражданами и должностными лицами нормативных актов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Общие надзорные полномочия полиции и сфера ее надзора главным образом определены в Законе «О полиции» и в Положении об МВД России.

Административный надзор в сфере охраны общественного порядка осуществляется в общественных местах путем осуществления наблюдения за поведением граждан и применения мер административного принуждения в случае выявления административных правонарушений и преступлений. В осуществлении указанного надзора участвуют все сотрудники полиции. Однако для сотрудников службы обеспечения общественного порядка (патрульно-постовая служба полиции), участковых уполномоченных полиции он является одной из важнейших правовых форм их повседневной служебной деятельности. Нахождение сотрудника полиции в общественном месте в форме уже является важным психологическим фактором, побуждающим граждан воздерживаться от нарушения установленных правил.

Административный (полицейский) надзор за дорожным движением представляет собой одну из форм охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Объектом административного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения являются поведение участников дорожного движения, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки, производство, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, запасных частей и комплектующих к ним, проводящих государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, а также осуществляющих строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений.

Содержание лицензионно-разрешительного надзора образует специально организованное систематическое наблюдение с помощью общих (лицензирование, выдача разрешений, проверки, направление предписаний, получение сведений и т.п.), и специальных методов (осмотр, досмотр, изъятие, проверка по учетам, установление личности, доставление, задержание и др.) за соблюдением гражданами, должностными лицами и организациями правил, изложенных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу оборота предметов и веществ, функционирования объектов, бесконтрольное пользование которыми может создавать угрозу общественной или государственной безопасности.

Субъект административного надзора в области оборота гражданского и служебного оружия – органы внутренних дел. Непосредственно надзорные полномочия входят в компетенцию специально созданных подразделений лицензионно-разрешительной работы, участковых уполномоченных полиции и строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Можно выделить несколько видов административного надзора по объекту: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия и патронов; за приобретением оружия и патронов; за коллекционированием и экспонированием оружия и патронов; за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия и патронов; за перевозкой и транспортированием оружия и патронов.

Читайте также:  Как пользоваться аик надзор

Индивидуальный (персонифицированный) административный надзор представляет собой процесс наблюдения полномочных органов и должностных лиц полиции за отдельными гражданами, представляющими определенную опасность для общества или подозреваемых в совершении преступления. Поднадзорный субъект персонально известен органу полиции. Индивидуальным административным надзором является: гласный надзор в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, и которым судом установлены определенные ограничения; надзор за поведением лиц, условно осужденных к лишению свободы; надзор за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

По форме надзорной деятельности административный надзор подразделяется на гласный и негласный.

Гласный административный надзор – надзор, доступный для ознакомления с ним любым гражданином, т.е. визуально заметный, как для поднадзорных объектов, так и для третьих лиц[42]. К такому надзору относится административный надзор органов и должностных лиц ГИБДД и участковых уполномоченных полиции в отношении пешеходов и водителей автомототранспорта, надзор сотрудников ППСП за соблюдением установленных правил в общественных местах.

Негласный административный надзор – заключается в тайном наблюдении специально уполномоченных органов за лицами и организациями, осуществляющими в пределах их полномочий и на законной основе в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[43]. Методы этого надзора закрепляет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Административный надзор осуществляется следующими методами:

1. Непосредственное наблюдение в общественных местах за исполнением (соблюдением) установленных общеобязательных правил поведения гражданами и должностными лицами. Данный метод характерен для нарядов строевых подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, всех сотрудников, несущих службу по охране правопорядка в общественных местах. При выявлении правонарушений сотрудники вправе сделать нарушителю устное замечание, либо при необходимости меры административного принуждения для пресечения противоправных действий, а также для обеспечения привлечения нарушителей к ответственности.

2. Периодическая проверка исполнения (соблюдения) физическими, должностными и юридическими лицами правил, надзор за соблюдением которых отнесён к компетенции органов внутренних дел (полиции). Данный метод характерен, в первую очередь, для подразделений лицензионно-разрешительной работы, а также аппаратов ГИБДД. Так, например, в отношении частных охранно-сыскных структур могут проводиться плановые и выборочные проверки в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности. Проверка может осуществляться также негласно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

3. Проверка и выявление нарушений по жалобам, заявлениям и иным обращениям граждан, организаций, сообщениям в средствах массовой информации, материалам, поступившим из правоохранительных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений. Данный метод характерен для работы участковых уполномоченных полиции, службы дежурных частей органов внутренних дел и т.д. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностное лицо обеспечивает объективное, всесторонне и своевременное рассмотрение заявления или жалобы гражданина, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Срок рассмотрения письменного обращения не более 30 дней со дня регистрации. В соответствии с Приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» поступившие в орган внутренних дел сообщения о происшествии должны быть незамедлительно внесены в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер. Проверка сообщений о происшествиях осуществляется в соответствии с федеральными законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении административного надзора сотрудники полиции используют методы наблюдения, проверок и выявления фактов правонарушений по заявлениям и жалобам граждан.

Полиция в ходе административного надзора может использовать методы, как гласного, так и негласного наблюдения и проверки. Так, например, сотрудники полиции всех служб в своей деятельности используют метод оперативной-розыскной деятельности – личный сыск.

Важнейшим условием четкой организации работы по административному надзору является хорошее знание сотрудниками полиции соответствующих правовых актов и установленных правил поведения, а также правильное применение действующего законодательства.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности

Административный надзор в широком смысле представляет собой осуществление уполномоченными на то органами государственной власти наблюдения за исполнением установленных правил и норм организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Административный надзор, как правило, состоит в обеспечении исполнения общеобязательных норм, установленных как законами, так и подзаконными актами.

Административный надзор устанавливается и осуществляется в целях обеспечения безопасности. Как правило, административный надзор имеет отраслевую (по отраслям хозяйства) специализацию: строительный, экологический, транспортный, ветеринарный, санитарно-эпидемиологический, технический, надзор в области дорожного движения.

Осуществление административного надзора позволяет решать следующие задачи:

  • (1) обеспечение законности и правопорядка;
  • (2) предупреждение, выявление и пресечение правонарушений;
  • (3) получение информации о состоянии законности и безопасности в соответствующих областях.
Читайте также:  Кто осуществляет адм надзор

Функции административного надзора:

  • (1) правоохранительная;
  • (2) информационная.
  • (1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • (2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • (3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении административного надзора, а также информации об организации и осуществлении административного надзора, о правах и обязанностях органов административного надзора, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • (4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа административного надзора, его должностных лиц;
  • (5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами административного надзора проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • (6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • (7) ответственность органов административного надзора, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении административного надзора;
  • (8) недопустимость взимания органами административного надзора с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение надзорных мероприятий;
  • 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами административного надзора проверок;
  • (10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

На ведомственном уровне осуществление административного надзора регламентируется различными положениями, порядками, инструкциями, наставлениями, уставами, а в последнее время издаются административные регламенты осуществления государственной функции по контролю (надзору). Так, приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (в ред. приказов МВД России от 31 декабря 2009 г. № 1023, от 13 августа 2012 г. № 780) утвержден Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Объектами административного надзора являются не находящиеся в состоянии подчиненности органам административного надзора граждане и организации. Предметом административного надзора является соответствие поведения указанных объектов установленным нормативными правовыми актами обязательным требованиям.

В отличие от контроля административный надзор может осуществляться только специально уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами. В тех случаях, когда законодательством предусматривается передача функции административного надзора органам местного самоуправления, которые также становятся субъектами административного надзора, органы местного самоуправления осуществляют административный надзор, в частности, в области охраны окружающей природной среды, в розничной торговле и т.д.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в системе федеральных органов исполнительной власти административный надзор является функцией федеральных служб. Однако в отдельных случаях эта функция может входить в компетенцию федеральных министерств (МВД России и МЧС России) и федеральных агентств (Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).

В субъектах Российской Федерации административный надзор осуществляют министерства, управления, департаменты, службы, инспекции и другие органы исполнительной власти.

Непосредственно административно-надзорные полномочия осуществляют должностные лица названных органов, замещающие должности государственных инспекторов. Их статус характеризуется властностью, принудительностью, направленностью вовне, к неподчиненным субъектам — гражданам и организациям.

В соответствии со ст. 19.6.1 КоАП РФ несоблюдение должностными лицами органов административного надзора требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа административного надзора, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Повторное совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Гарантией административного надзора является также установление административной ответственности объектов административного надзора за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего административный надзор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст. 19.3 КоАП РФ); непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.4 КоАП РФ); непредставление, несвоевременное представление или представление неполной либо недостоверной информации (ст. 19.7 КоАП РФ).

Источники:
http://cyberpedia.su/5x1b94.html
http://m.studref.com/396586/pravo/administrativnyy_nadzor_politsii

Читайте также:
Adblock
detector