Кто осуществляет адм надзор

Читайте также:

  1. Административный договор и иные юридически значимые действия как формы государственного управления
  2. Административный договор и иные юридически значимые действия как формы государственного управления
  3. Административный механизм управления энергосбережением
  4. Административный надзор
  5. Административный порядок защиты прав
  6. Административный порядок защиты прав
  7. Административный порядок обжалования актов налоговых органов
  8. Административный порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов
  9. Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
  10. Административный уровень
  11. Банк России как орган банковского надзора

Административный надзор – это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Субъекты административного надзора наделены широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит надведомственный характер, распространяется как на государственные, так и негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением мер административного принуждения.

К федеральным органам исполнительной власти, основным видом деятельности которых является административный надзор, относятся федеральные службы – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор); Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Росельхозадзор); Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор); Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у федеральных таможенной или налоговой служб.

Надзорные функции также осуществляют различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Это, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, Инспекция эксплуатации федеральных автомобильных дорог Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственная семенная инспекция Российской Федерации при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Государственная жилищная инспекция при Министерстве регионального развития Российской Федерации, Государственные инспекции труда Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, инспекции Федеральной налоговой службы.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель – обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

1) Полномочия по предупреждению правонарушений. Позволяют должностным лицам надзирающих органов беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки, получать необходимые материалы, сведения, справки, объяснения, заслушивать их руководителей; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследованию обстоятельств и причин аварий; досматривать транспортные средства и др.

2) Полномочия по пресечению правонарушений. Выражаются в применении мер административного пресечения к лицам, совершившим правонарушения, в принудительном прекращении противоправных действий. Органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае угрозы жизни людей сами приостанавливают такие работы на основании вынесенного постановления.

3) В ходе привлечения виновных лиц к административной ответственности должностные лица органов административного надзора в пределах своей компетенции самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют материалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

В завершение можно отметить, что среди органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), важное место занимают органы внутренних дел и полиция. Наиболее важными направлениями контрольно-надзорной деятельности ОВД (полиции) являются:

— контроль за соблюдением установленных правил в общественных местах;

— контроль в области оборота оружия;

— контроль в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

— контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений;

— контроль за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

— участие в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Читайте также:  Кемеровский пожарный надзор

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административный надзор имеет несколько особенностей присущих только ему: 1.Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора,приобретая тем самым юридическую окраску; 2.Органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности;

3.Административный надзор за конкретными объектами производится

систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении: 1)неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил; 2)определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных

правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); 3) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4.Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения,административного пресечения и наложения административных взысканий. Таким образом, основной целью административного надзора является обеспечить безопасность граждан, общества,

государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вместе с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба входит в систему

МЧС России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской Федерации

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существует три типа надзора:

Последний – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.

Во-первых, лидирующими субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, а по инициативе самих субъектов власти.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные взыскания.

Таким образом, административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительнои деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане – прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане – применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

• за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

Читайте также:  Что такое надзор в тюрьме

• за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. д.); в других – утверждают их совместно с органами активной администрации; в третьих – они готовят проекты соответствующих актов.

Организационно-массовая и материально-техническая (предупредительная) деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, природоохранительные инспекции воспроизводят природные ресурсы, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Следует назвать также вакцинацию животных, организацию научных исследований, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.

Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, в предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду – государственные аттестации и сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.

Текущийконтроль предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

Применение мер пресечения неправомерных действий для уменьшения тяжести последствий таких действий, а также эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты надзора вправе сами применять к виновным такие административные взыскания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить соответствующее расследование.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В соответствии со ст.462 ТК надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст.464 ТК при осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля взаимодействуют между собой, а также с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, местными исполнительными и распорядительными органами, органами прокуратуры, профсоюзами.

Государственными органами надзора и контроля по соблюдению требований законодательства о безопасности и охране труда являются:

Государственный контроль, являясь функцией государственного управления, направлен на обеспечение достижения целей и задач, стоящих перед государством. Посредством государственного контроля обеспечивается исполнение решений, принятых государственными органами, совершенствование системы государственного управления, повышение эффективности ее функционирования.

В теории административного права выработано два подхода к определению государственного управления:

) государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения;

) государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти [12, с. 31].

Учитывая эти два подхода при определении государственного управления, полагаем, что государственный контроль также следует определять в широком и узком смысле.

Под государственным контролем в широком смысле понимается деятельность органов государственной власти (Президента, органов представительной и исполнительной власти, судов и др.), осуществляемая посредством организационно-правовых способов и средств в рамках своей компетенции и направленная на обеспечение законности и правопорядка в государстве в целом и повышение эффективности государственного управления.

Государственный контроль в узком понимании представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов и организаций, направленную на выявление нарушений законодательства, законности и целесообразности принятых решений в сфере деятельности органов исполнительной власти, а также на принятие мер по их предотвращению и предупреждению.

Читайте также:  Прокуратура не может осуществлять надзор за тест

В зависимости от научных и практических задач классификация видов государственного контроля может быть основана на различных критериях.

Государственный контроль в зависимости от субъекта, его осуществляющего, подразделяется на: президентский, контроль представительных органов власти, контроль исполнительных органов власти, судебный контроль, контроль специализированных органов (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, прокуратура).

Президентский контроль, в свою очередь, можно разделить на непосредственный (контроль осуществляется самим Президентом Республики Беларусь) и опосредованный (через специальные органы — Администрация Президента Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь и др.).

По форме государственного устройства государственный контроль можно разделить на контроль республиканский и контроль органов местного управления и самоуправления.

По времени проведения контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Основание для такой классификации контроля А.Н.Крамник и М.С.Студеникина связывают со стадией деятельности контрольного объекта, на которой проводится проверка [1, с. 589-590; 7, с. 14]. В общем, предварительный контроль проводится перед совершением каких-либо действий в целях предупреждения таких из них, которые могут оказаться нецелесообразными, нерациональными и незаконными. Например, Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь (Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14) [14, пп. 1.1]. Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности, проведения мероприятий. Последующий контроль — это контроль фактического выполнения решения.

По объему исследуемой деятельности выделяют контроль общий и специальный. В юридической литературе также можно встретить деление контроля в зависимости от масштаба распространения на всеобъемлющий и ограниченный [1, с. 587]. По сути это аналогичные классификации. Общий (всеобъемлющий) контроль охватывает все сферы деятельности подконтрольного объекта, а специальный (ограниченный) контроль осуществляется по какому-либо одному или узкому кругу вопросов.

Вышеперечисленные классификации и виды контроля относятся к государственному контролю как в широком понимании, так и в узком. Однако можно выделить и те классификации, которые характерны только для государственного контроля в узком смысле.

К одной из таких классификаций относится деление государственного контроля на внешний и внутренний в зависимости от характера взаимоотношений субъекта и объекта контроля. У различных авторов критерии для такой классификации называются по-разному: соподчиненность субъекта и объекта контроля [1, с. 587]; положение органа, осуществляющего контроль [2, с. 12]; организационная взаимосвязь контролирующего и подконтрольного объекта [7, с. 15]; направленность контроля [9, с. 162] и т.д. Внутренний (внутрисистемный) контроль осуществляется в отношении органов одной системы (системы исполнительной власти) и субъектами этой системы. Внешний (внесистемный) контроль проводится в отношении организационно неподчиненных объектов (органами, находящимися вне системы исполнительной власти). М.С.Студеникина называет внутренний контроль внутриведомственным, а внешний — надведомственным. Заслуживает внимания и ее позиция относительно соотношения внутри- и надведомственного контроля, согласно которой эти два вида контроля тесно взаимосвязаны на практике и что необходимо достигнуть их оптимального сочетания для своевременного принятия правильного решения [7, с. 15].

А.Б.Зеленцов отдельно выделяет такие виды государственного контроля, как контроль за лицами и контроль за актами, которые принято различать в зарубежном административном праве. Контроль за лицами касается поведения должностных лиц публичной администрации и призван обеспечить неукоснительное соблюдение ими должностных обязанностей. Контроль за актами, согласно А.Б.Зеленцову, имеет своим объектом правовые акты, принимаемые администрацией в процессе управленческой деятельности [2, с. 10].

Важное значение имеет также и следующая классификация: в зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, и надзор*, который ограничивается только проверкой законности [2, с. 10; 12, с. 762]. Контроль за целесообразностью административных действий и решений предполагает выявление своевременности, способов, средств и мотивов их осуществления, оценку эффективности и способности максимально отвечать публичным интересам с минимальным ущербом для индивидуальных прав и интересов. Он включает оценку административных действий с точки зрения разумности, эффективности и нравственности [2, с. 11-12]. Контроль за законностью призван выявить соответствие административных действий и решений закону. Режим законности обязывает административные органы и должностных лиц при реализации своих функций по обеспечению публичных интересов действовать на основе закона и в установленных им рамках [2, с. 10].

Многие административисты выделяют основные направления деятельности исполнительной власти [2, с. 13; 15, с. 320-321], которые также могут служить и основанием для классификации государственного контроля в узком понимании. Поэтому в зависимости от функциональной направленности различают контроль за выполнением служебных обязанностей; финансовый контроль (включающий бюджетный, налоговый, банковский, страховой, валютный и др.); контроль за подбором и расстановкой кадров, государственной службой; контроль за соблюдением прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и др.

Источники:
http://studopedia.ru/6_92715_vopros—administrativniy-nadzor-ponyatie-organizatsiya-i-sistema.html
http://vuzlit.ru/1117681/organy_gosudarstvennogo_upravleniya_osuschestvlyayuschie_administrativnyy_nadzor

Читайте также:
Adblock
detector