Какие органы занимаются надзором за исполнением законов

Это ведущее направление деятельности прокуратуры РФ, которое непосредственно связано с укреплением законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ряда иных структур.

Целями надзора за исполнением законов в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основными задачами прокуратуры являются: 1) выявление, предупреждение, пресечение нарушений законов и установление обстоятельств, им способствующих; 2) восстановление нарушенных прав граждан, интересов общества и государства; 3) установление лиц, виновных в нарушениях законов, и принятие мер по их привлечению к установленной законом ответственности.

Объектами надзора являются: федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Данный перечень является исчерпывающим.

Предметом надзора являются: 1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ; 2) соответствие законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.

Прокурор наделен правом беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к информации, необходимой при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов выделения специалистов для выяснения вопросов, возникающих при осуществлении надзорной деятельности, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

При выявлении нарушений закона прокурор вносит представление в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, подлежащее безотлагательному рассмотрению. Прокурор вправе возбудить дело об административных правонарушениях, совершенных любыми субъектами, если таковые выявляются в ходе надзорных проверок.

При выявлении прокурором нарушений уголовного законодательства он вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. В целях предупреждения нарушений закона прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. За умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, предусмотрена административная ответственность граждан и должностных лиц.

Правовая база: Конституция РФ (ст 129)

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Прокурорский надзор — форма реализации полномочий прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Помимо осуществления вышеприведенных надзорных полномочий, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных действующим процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 37 УПК РФ[2], ст. 45 ГПК РФ[3], ст. 25.11 КоАП РФ[4]), рассматривает и разрешает жалобы и обращения граждан.

В случае выявления нарушений закона прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования — протест, представление, предостережение. Кроме того, прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

Читайте также:  Что такое пробирный надзор

2. Система органов прокуратуры

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры входят: управления Генеральной прокуратуры РФ в семи федеральных округах, прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры (прокуратуры флотов, военных округов, армий, гарнизонов и т. д.) и иные специализированные прокуратуры.

Военная прокуратура является автономной и только в своей части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура. В состав военной прокуратуры также входят прокуратуры военных округов, флотов, групп войск и прокуратуры других войск приравненных к прокуратурам субъектов РФ. Ст.46−50 регламентируются построение военной прокуратуры, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности в Вооруженных Силах, войсках и других воинских структурах.

Генеральную прокуратуру РФ Возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между ними распределяется Генеральным прокурором РФ. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям. В Генеральной прокуратуре РФ образуются главные управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначается и освобождается от должности Генеральным прокурором. В управлениях и отделах есть прокуроры и старшие прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Данное положение утверждается Генеральным прокурором. Генеральная прокуратура включает в свой состав:
– Управление кадров;
– Управление криминалистики;
– Управление по надзору за исполнением законов федеральной безопасности;
– Отдел по делам несовершеннолетних;
– Управление по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков и т. д.

В прокуратуре субъектов Федерации действуют, в соответствии с административно-территориальным делением, прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономных округов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованны межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов. В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председателя) его первого заместителя и заместителей и др. прокурорских работников назначаемых прокурором субъекта РФ. Низшим звеном системы прокуратуры РФ являются прокуратуры города и района, приравненных к ним прокуратуры их возглавляют соответствующие прокуроры. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области городов Москвы и Санкт-Петербурга. Прокуроры назначаются сроком на пять лет, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.129) и Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Дата добавления: 2016-10-22 ; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав

Надзор за исполнением законодательства

1. Надзор за исполнением законодательства

1.1 Понятие, предмет и пределы за исполнением законодательства

1.2 Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав граждан

1.3 Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов

1.4 Протест прокурора: основания и порядок принесения, правовые последствия

1.5 Представление прокурора

1.6 Постановления прокурора

1.7 Предписание прокурора

1.8 Официальное предупреждение

Читайте также:  Как называется инспекция по пожарному надзору

1.9 Предъявление исков в суд

1.10 Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства

Список использованных источников

1. Надзор за исполнением законодательства

1.1 Понятие, предмет и пределы за исполнением законодательства

Надзор за исполнением законодательства — это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. С помощью надзора реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.

Надзор за исполнением законодательства оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.

Он охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов.

В надзоре за исполнением законодательства заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Надзор за исполнением законодательства обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.

Из сопоставления надзора за исполнением законодательства с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроров за исполнением законодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение этой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства.

Прокуроры, осуществляющие свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, вместе с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, много зависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.

Нарушения законодательства как при издании правовых актов, так и при исполнении законов в управленческой деятельности органов государственной власти, контролирующих органов могут привести к созданию условий, благоприятных для совершения криминальных действий, оказываются теми причинами, которые вызывают преступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизации государственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такое положение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор за исполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на него задаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

• в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

• наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;

• активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественного положения;

• доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за такси

• выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

• повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.

В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Основное требование, предъявляемое в настоящий период к прокурорскому надзору за исполнением законов, — повышение его эффективности, выражающейся во влиянии на конечный результат, — состояние законности и правопорядка.

Закон о прокуратуре устанавливает предмет и пределы надзора за исполнением законодательства.

Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В перечень объектов прокурорского надзора не включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.

Рассматривая более широко предмет прокурорского надзора по отрасли, его содержание, в него следует включать:

• законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;

• точное и единообразное исполнение требований закона должностными лицами в их деятельности, в частности, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;

• соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;

• соблюдение законности в экономической деятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности.

В приказах Генерального прокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сфере с целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования», от 13 сентября 2001 г. № 31 «Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности» поставлен вопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования на нарушения законодательства, об особом внимании к материалам, поступающим в связи с нарушением законов в системе государственного управления, об усилении надзора заточным и единообразным исполнением законодательства о возмещении материального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству.

Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловлена тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих перед государством задач. На этих органах лежит обязанность проведения в жизнь законов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитие социальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.

Источники:
http://lektsii.org/7-63260.html
http://mirznanii.com/a/35357/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva

Читайте также:
Adblock
detector