Государственный экологический надзор кто осуществляет

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору. На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением. В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Виды проверок

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года. Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы. Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Производственный и общественный экологический надзор

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно. Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии. Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц экологическим правонарушением.

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину. Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане. К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:

  1. Законодательных положений об экологической экспертизе.
  2. Правил охраны акваторий, атмосферного воздуха, порядка заготовки древесины, охоты, рыбной ловли.

Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и дендрологические парки.
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования. Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором. Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом. Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации. Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения. Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

Заключение

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность. При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм. Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции. Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства.

от 24 августа 2017 года N 591-ПП

О государственном экологическом надзоре в городе Москве

(с изменениями на 17 апреля 2018 года)

1.1. Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве (приложение 1).

1.2. Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора (приложение 2).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.

Приложение 1. Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве

к постановлению Правительства Москвы

от 24 августа 2017 года N 591-ПП

(с изменениями на 17 апреля 2018 года)

1. Порядок организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве устанавливает правила организации и осуществления государственного экологического надзора в городе Москве.

2. Государственный экологический надзор в городе Москве включает в себя федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы, федеральный государственный охотничий надзор на территории города Москвы в части полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, региональный государственный надзор в области обращения с отходами (далее — региональный государственный экологический надзор в городе Москве).

При осуществлении регионального государственного экологического надзора в городе Москве в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» применяется риск-ориентированный подход.
(Абзац дополнительно включен с 29 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП)

3. Государственный экологический надзор в городе Москве осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее — Департамент) на основании постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы».

4. Деятельность Департамента по федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы и по федеральному государственному охотничьему надзору на территории города Москвы, переданным в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Под региональным государственным экологическим надзором в городе Москве понимается деятельность Департамента, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области охраны окружающей среды (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

6. Региональный государственный экологический надзор осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы.

7. Департамент при осуществлении регионального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

8. Региональный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием расположенных на территории города Москвы объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

9. Региональный государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Департамента, являющимися государственными инспекторами города Москвы в области охраны окружающей среды (далее — государственные инспектора), перечень которых утверждается приказом Департамента, с привлечением экспертов и экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», в следующих формах:

9.1. Плановых проверок.

9.2. Внеплановых проверок.

9.3. Мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

9.4. Мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.

11. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся в виде:

11.1. Плановых (рейдовых) осмотров (обследований) территорий, акваторий.

11.2. Наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

11.3. Исследований и измерений параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемой руководителем Департамента программой профилактики нарушений и включают в себя:

12.1. Размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

12.2. Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Департамент подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в силу, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.

12.3. Обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в сфере регионального государственного экологического надзора и размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений.

12.4. Выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

13. При обнаружении в ходе регионального государственного экологического надзора нарушений обязательных требований государственный инспектор выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений с указанием сроков их выполнения и (или) о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; и при выявлении поводов и достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, возбуждает дело об административном правонарушении, а также при получении в установленном порядке сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

14. Привлечение к административной ответственности производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

16. Государственные инспектора при осуществлении регионального государственного экологического надзора пользуются правами, а также соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16(1). В целях применения Департаментом риск-ориентированного подхода при осуществлении регионального государственного экологического надзора в городе Москве используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты регионального государственного экологического надзора), подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
(Пункт дополнительно включен с 29 апреля 2018 года постановлением Правительства Москвы от 17 апреля 2018 года N 333-ПП)

17. Обжалование действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Департамента и решений, принятых ими в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.

Приложение 2. Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора

к постановлению Правительства Москвы

от 24 августа 2017 года N 591-ПП

(с изменениями на 17 апреля 2018 года)

1.1. Настоящий Административный регламент исполнения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора в городе Москве (далее — государственная функция) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению государственной функции, а также порядок взаимодействия с органами государственной власти, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями при исполнении государственной функции (далее — Регламент).

1.3. В целях, связанных с исполнением государственной функции, используются документы и информация, обрабатываемые, в том числе посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного информационного взаимодействия с:

1.3.1. Федеральной налоговой службой.

1.3.2. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

1.3.3. Федеральным агентством водных ресурсов.

1.3.4. Федеральным агентством по недропользованию.

1.3.5. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

1.4. При организации и проведении проверок запрашиваются и получаются на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информация, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, указанных в пункте 1.6 настоящего Регламента, и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.

Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

1.5. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:

Целью регионального государственного экологического надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды.

Региональный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее — департамент) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Новосибирской области, законами Новосибирской области, постановлениями, распоряжениями Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, Положением о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области и Административным регламентом по исполнению государственной функции.

В процессе осуществления регионального государственного экологического надзора департамент взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, привлекает экспертов, экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке. При проведении контрольных мероприятий осуществляется взаимодействие в рамках заключенного соглашения с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области.

Департамент в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством осуществляет в рамках регионального государственного экологического надзора:

1) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
2) государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
3) региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;
4) региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков местного значения;
5) государственный надзор в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения при осуществлении регионального государственного экологического надзора, за исключением государственных природных заказников регионального значения;
6) государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
7) государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов при осуществлении в пределах своей компетенции государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Постановление Правительства Новосибирской области от 20.11.2012 № 522-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Новосибирской области«

Источники:
http://docs.cntd.ru/document/456088234
http://dproos.nso.ru/deyatelnost/goskontrol/Pages/default.aspx

Читайте также:
Читайте также:  Почему общий надзор
Adblock
detector