Что включает в себя страховой надзор

Государственное регулирование страховой деятельности производится путем: государственной регистрации страховых организаций и обществ взаимного страхования; осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, включая лицензирование страховой деятельности.

Страховые организации подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц с учетом особенностей, предусмотренных законодательством для различных организационно-правовых форм.

Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.

К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.

К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т. п.

Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Субъекты страхового дела обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Надо иметь в виду, что лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, а лишь на осуществление конкретных видов страхования. Специальное законодательство действует в отношении организаций, занимающихся медицинским страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением граждан. Деятельность страховщиков, перестраховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров лицензируется в установленном порядке. Деятельность страховых актуариев подлежит аттестации.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за лэп

Статья 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в РФ» определяет, что государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях

  • соблюдения ими страхового законодательства,
  • предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства,
  • обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства,
  • эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах

  1. законности,
  2. гласности и
  3. организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (ФСФР) и его территориальными органами и включает в себя:

  • лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
  • выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на привлечение средств иностранных инвесторов;
  • принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Субъекты страхового дела обязаны:

  1. представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
  2. соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
  3. представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

После изучения этой главы вы получите представление о том:

S на какие экономические субъекты распространяется страховой надзор;

S что оценивается в ходе проверок Федеральной службы страхового надзора (ФССН);

S какие виды и составляющие страхового надзора существуют;

S каковы полномочия ФССН;

S какова цель и каков предмет страхового аудита;

S что устанавливает страховой аудит;

S какие принципы планирования в страховом аудите;

S в чем особенности, назначение общего плана и программы страхового аудита;

S какие ставятся вопросы для оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

S каково поэтапное содержание программы аудиторской проверки.

Ключевые слова: страховой надзор, страховой аудит, внутренний контроль, Федеральная служба страхового надзора, общий план аудита, программа аудита.

Страховые организации играют ключевую роль в экономике, выполняя следующие функции:

  • • рисковую;
  • • облегчения финансирования;
  • • предупредительную;
  • • возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках;
  • • облегчения непрерывности производства;
  • • стимулирования научно-технического прогресса и др.

Для надежного и эффективного выполнения данных функций страховые организации должны располагать доверием общества, партнеров по предпринимательской деятельности и населения — клиентов при приобретении страховой защиты по имущественным интересам. Общественно-экономический интерес к стабильности национальной страховой системы обеспечивается реализацией мероприятий страхового надзора и страхового аудита.

Страховой надзор — контроль со стороны Федеральной службы страхового надзора за деятельностью страховых организаций. Страховой надзор распространяется на:

  • • действующие на территории Российской Федерации страховые организации;
  • • обособленные подразделения (филиалы, представительства) и внутренние структурные подразделения вне местонахождения страховых организаций и их филиалов (дополнительные офисы и т.п.);
  • • филиалы и представительства страховых организаций, получивших лицензию ФССН на проведение страховых операций, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Читайте также:  Что такое конституционный надзор

Страховая организация — юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, основная цель которой заключается в принятии на страхование рисков, связанных с интересами физических и юридических лиц (страхователей).

При проведении проверок (их филиалов) уполномоченные представители ФССН запрашивают у проверяемой страховой организации необходимые для проверки документы за проверяемый временной период, в том числе:

  • • материалы службы внутреннего аудита, заключения совету директоров (наблюдательному совету) и результаты их рассмотрения;
  • • аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности (ее филиала), подготавливаемые в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и нормативными актами.

Страховая организация вправе предоставлять акт проверки ФССН на ознакомление аудиторским организациям, осуществляющим ее аудит. О каждом случае ознакомления с актом проверки страховая организация обязана уведомлять территориальную инспекцию страхового надзора.

Страховой надзор проводится федеральным органом страхового надзора, который находится в ведении Минфина России, реализуя свою деятельность через территориальные органы страхового надзора (инспекции). Полномочия ФССН РФ определены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Полномочия ФССН РФ 6

Основной целью проверок страховых организаций (их филиалов) ФССН является оценка их общего состояния либо отдельных направлений деятельности. В ходе проверок оцениваются:

  • • соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативных актов ФССН и Минфина РФ;
  • • достоверность учета (отчетности);
  • • размеры рисков, активов и пассивов, величина и достаточность собственных средств (капитала);
  • • системы управления рисками и организация внутреннего контроля;
  • • финансовое состояние и перспективы деятельности страховой организации, выявление действий, угрожающих интересам страхователей (клиентов).

В таблице 1.1 приведены составляющие страхового надзора. Выделяют три основных вида страхового надзора: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный надзор осуществляется ФССН и территориальными инспекциями до фактического проведения операций, т.е. до начала работы страховой организации (в процессе государственной регистрации и лицензирования), а также в ходе финансирования страховой организации, когда требуется согласование или получение права на совершение страховых операций.

Текущий надзор необходим для постоянной оценки деятельности страховой организации. В процессе такого контроля ФССН и территориальные инспекции проверяют выполнение страховой организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития, наличие проблемных ситуаций на ранних этапах возникновения.

Целью заключительного надзора является предотвращение ошибок в будущем. Данный вид надзора не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но дает информацию о том, какие недостатки характерны для страховой организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций.

Читайте также:  Кто осуществляет надзор за нотариусами

К основным методам страхового надзора относятся пруденциальный (камеральный) надзор и инспектирование на местах.

Пруденциальный (камеральный) надзор — это текущий контроль на регулярной основе с предоставлением страховой организацией различных видов регулируемой отчетности в ФССН и территориальные инспекции.

Составляющие страхового надзора

I — Виды страхового надзора

Заклю чителъны й

Осуществляется ФССН Проводится в процессе госрегистрации и лицензирования

Осуществляется ФССН и инспекциями Проверяется выполнение экономических нормативов

Выявляются проблемы на ранних этапах возникновения

Осуществляется для предотвращения ошибок в будущем

Дает информацию о недостатках и нарушениях в тех или иных операциях страховщика

II — Методы страхового надзора

Инспектирование на местах

Осуществляется регулярно Реализуется на основе регулярно предоставляемой отчетности страховых организаций

Осуществляются комплексные взаимосвязанные и целенаправленные мероприятия

Осуществляются уполномоченными представителями ФССН Проверяется достоверность отчетности и оценивается финансовое состояние страховых организаций

III — Виды проверок

Осуществляется проверка структурных подразделений страховой организации; Проводится территориальной инспекцией ФССН

Осуществляется проверка структурных подразделений страховой организации

Проводится разными территориальными инспекциями ФССН

IV — Меры воздействия

Когда недостатки в работе не угрожают интересам страхователей Даются рекомендации по устранению недостатков

Установление дополнительного контроля

Когда недостатки в работе не угрожают интересам страхователей Когда предупредительные меры не привели к улучшению деятельности страховой организации Штрафы, санкции, план финансового оздоровления страховой организации, введение временной администрации

Основные направления пруденциального страхового надзора следующие: • проведение анализа деятельности страховых организаций и выявление проблемных страховщиков;

  • • установление и проверка соблюдения экономических нормативов;
  • • анализ документов, предоставляемых страховой организацией для регистрации и получения лицензии;
  • • контроль за профессионализмом руководящего состава страховой организации;
  • • применение мер воздействия к страховщикам.

Инспектирование на местах — это комплекс целенаправленных

мероприятий, предусматривающих направление уполномоченных представителей ФССН непосредственно в страховую организацию для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам Минфина РФ, ФССН, а также для проверки достоверности предоставляемой отчетности и оценки реального финансового состояния страховщика. Уполномоченные представители ФССН проводят два вида проверок — комплексные и тематические.

Комплексная проверка проводится по всем направлениям деятельности страховой организации за определенный временной период.

Тематическая проверка — по отдельным направлениям деятельности или видам страховых операций и других сделок, которые осуществляются страховщиком за определенный временной период.

В таблице 1.2 приведена структура обращения страхователей за 2008—2009 гг. в надзорные органы, по сравнению с 2008 г. число обращений возросло более чем в два раза, что вызвало необходимость проведения и комплексных и тематических проверок.

Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-kontrol-za-strachovoy-deyatelnostiu
http://studref.com/550392/buhgalterskiy_uchet_i_audit/strahovoy_nadzor_strahovoy_audit_suschnost_naznachenie

Читайте также:
Adblock
detector