Государственное регулирование страховой деятельности производится путем: государственной регистрации страховых организаций и обществ взаимного страхования; осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, включая лицензирование страховой деятельности.
Страховые организации подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц с учетом особенностей, предусмотренных законодательством для различных организационно-правовых форм.
Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий.
К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров.
К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т. п.
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор осуществляется Банком России.
Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Субъекты страхового дела обязаны:
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
Надо иметь в виду, что лицензия выдается не вообще на страховую деятельность, а лишь на осуществление конкретных видов страхования. Специальное законодательство действует в отношении организаций, занимающихся медицинским страхованием и негосударственным пенсионным обеспечением граждан. Деятельность страховщиков, перестраховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров лицензируется в установленном порядке. Деятельность страховых актуариев подлежит аттестации.
Статья 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в РФ» определяет, что государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях
- соблюдения ими страхового законодательства,
- предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства,
- обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства,
- эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах
- законности,
- гласности и
- организационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (ФСФР) и его территориальными органами и включает в себя:
- лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
- контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
- выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на привлечение средств иностранных инвесторов;
- принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Субъекты страхового дела обязаны:
- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
- соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
После изучения этой главы вы получите представление о том:
S на какие экономические субъекты распространяется страховой надзор;
S что оценивается в ходе проверок Федеральной службы страхового надзора (ФССН);
S какие виды и составляющие страхового надзора существуют;
S каковы полномочия ФССН;
S какова цель и каков предмет страхового аудита;
S что устанавливает страховой аудит;
S какие принципы планирования в страховом аудите;
S в чем особенности, назначение общего плана и программы страхового аудита;
S какие ставятся вопросы для оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
S каково поэтапное содержание программы аудиторской проверки.
Ключевые слова: страховой надзор, страховой аудит, внутренний контроль, Федеральная служба страхового надзора, общий план аудита, программа аудита.
Страховые организации играют ключевую роль в экономике, выполняя следующие функции:
- • рисковую;
- • облегчения финансирования;
- • предупредительную;
- • возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках;
- • облегчения непрерывности производства;
- • стимулирования научно-технического прогресса и др.
Для надежного и эффективного выполнения данных функций страховые организации должны располагать доверием общества, партнеров по предпринимательской деятельности и населения — клиентов при приобретении страховой защиты по имущественным интересам. Общественно-экономический интерес к стабильности национальной страховой системы обеспечивается реализацией мероприятий страхового надзора и страхового аудита.
Страховой надзор — контроль со стороны Федеральной службы страхового надзора за деятельностью страховых организаций. Страховой надзор распространяется на:
- • действующие на территории Российской Федерации страховые организации;
- • обособленные подразделения (филиалы, представительства) и внутренние структурные подразделения вне местонахождения страховых организаций и их филиалов (дополнительные офисы и т.п.);
- • филиалы и представительства страховых организаций, получивших лицензию ФССН на проведение страховых операций, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Страховая организация — юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, основная цель которой заключается в принятии на страхование рисков, связанных с интересами физических и юридических лиц (страхователей).
При проведении проверок (их филиалов) уполномоченные представители ФССН запрашивают у проверяемой страховой организации необходимые для проверки документы за проверяемый временной период, в том числе:
- • материалы службы внутреннего аудита, заключения совету директоров (наблюдательному совету) и результаты их рассмотрения;
- • аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности (ее филиала), подготавливаемые в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и нормативными актами.
Страховая организация вправе предоставлять акт проверки ФССН на ознакомление аудиторским организациям, осуществляющим ее аудит. О каждом случае ознакомления с актом проверки страховая организация обязана уведомлять территориальную инспекцию страхового надзора.
Страховой надзор проводится федеральным органом страхового надзора, который находится в ведении Минфина России, реализуя свою деятельность через территориальные органы страхового надзора (инспекции). Полномочия ФССН РФ определены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Полномочия ФССН РФ 6
Основной целью проверок страховых организаций (их филиалов) ФССН является оценка их общего состояния либо отдельных направлений деятельности. В ходе проверок оцениваются:
- • соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативных актов ФССН и Минфина РФ;
- • достоверность учета (отчетности);
- • размеры рисков, активов и пассивов, величина и достаточность собственных средств (капитала);
- • системы управления рисками и организация внутреннего контроля;
- • финансовое состояние и перспективы деятельности страховой организации, выявление действий, угрожающих интересам страхователей (клиентов).
В таблице 1.1 приведены составляющие страхового надзора. Выделяют три основных вида страхового надзора: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный надзор осуществляется ФССН и территориальными инспекциями до фактического проведения операций, т.е. до начала работы страховой организации (в процессе государственной регистрации и лицензирования), а также в ходе финансирования страховой организации, когда требуется согласование или получение права на совершение страховых операций.
Текущий надзор необходим для постоянной оценки деятельности страховой организации. В процессе такого контроля ФССН и территориальные инспекции проверяют выполнение страховой организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития, наличие проблемных ситуаций на ранних этапах возникновения.
Целью заключительного надзора является предотвращение ошибок в будущем. Данный вид надзора не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но дает информацию о том, какие недостатки характерны для страховой организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций.
К основным методам страхового надзора относятся пруденциальный (камеральный) надзор и инспектирование на местах.
Пруденциальный (камеральный) надзор — это текущий контроль на регулярной основе с предоставлением страховой организацией различных видов регулируемой отчетности в ФССН и территориальные инспекции.
Составляющие страхового надзора
I — Виды страхового надзора
Заклю чителъны й
Осуществляется ФССН Проводится в процессе госрегистрации и лицензирования
Осуществляется ФССН и инспекциями Проверяется выполнение экономических нормативов
Выявляются проблемы на ранних этапах возникновения
Осуществляется для предотвращения ошибок в будущем
Дает информацию о недостатках и нарушениях в тех или иных операциях страховщика
II — Методы страхового надзора
Инспектирование на местах
Осуществляется регулярно Реализуется на основе регулярно предоставляемой отчетности страховых организаций
Осуществляются комплексные взаимосвязанные и целенаправленные мероприятия
Осуществляются уполномоченными представителями ФССН Проверяется достоверность отчетности и оценивается финансовое состояние страховых организаций
III — Виды проверок
Осуществляется проверка структурных подразделений страховой организации; Проводится территориальной инспекцией ФССН
Осуществляется проверка структурных подразделений страховой организации
Проводится разными территориальными инспекциями ФССН
IV — Меры воздействия
Когда недостатки в работе не угрожают интересам страхователей Даются рекомендации по устранению недостатков
Установление дополнительного контроля
Когда недостатки в работе не угрожают интересам страхователей Когда предупредительные меры не привели к улучшению деятельности страховой организации Штрафы, санкции, план финансового оздоровления страховой организации, введение временной администрации
Основные направления пруденциального страхового надзора следующие: • проведение анализа деятельности страховых организаций и выявление проблемных страховщиков;
- • установление и проверка соблюдения экономических нормативов;
- • анализ документов, предоставляемых страховой организацией для регистрации и получения лицензии;
- • контроль за профессионализмом руководящего состава страховой организации;
- • применение мер воздействия к страховщикам.
Инспектирование на местах — это комплекс целенаправленных
мероприятий, предусматривающих направление уполномоченных представителей ФССН непосредственно в страховую организацию для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативно-правовым актам Минфина РФ, ФССН, а также для проверки достоверности предоставляемой отчетности и оценки реального финансового состояния страховщика. Уполномоченные представители ФССН проводят два вида проверок — комплексные и тематические.
Комплексная проверка проводится по всем направлениям деятельности страховой организации за определенный временной период.
Тематическая проверка — по отдельным направлениям деятельности или видам страховых операций и других сделок, которые осуществляются страховщиком за определенный временной период.
В таблице 1.2 приведена структура обращения страхователей за 2008—2009 гг. в надзорные органы, по сравнению с 2008 г. число обращений возросло более чем в два раза, что вызвало необходимость проведения и комплексных и тематических проверок.
Источники:
http://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-kontrol-za-strachovoy-deyatelnostiu
http://studref.com/550392/buhgalterskiy_uchet_i_audit/strahovoy_nadzor_strahovoy_audit_suschnost_naznachenie