Читайте также:
|
Контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда.
(Клочкова. Охрана труда на железнодорожном транспорте, стр.38-45).
Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:
1. Государственный надзор и контроль:
осуществляют органы федеральной инспекции труда и федеральные органы надзора (Госпожнадзор, Ростехнадзор и др.), в соответствии с действующим законодательством – ст.353 – 355 ТК РФ
Государственные инспектора труда при исполнении обязанностей имеют право:
· в любое время суток (при наличии удостоверения) посещать все организации;
· расследовать несчастные случаи;
· приостанавливать работу организаций или подразделений;
· отстранять от работы не прошедших обучение, инструктажи и т.д;
· выступать в качестве экспертов в суде.
· целевые проверки (не реже 1 раза в 5 лет на дорогах) за состоянием отдельных вопросов охраны труда;
осуществляются:
• руководителями и специалистами департаментов;
• службами охраны труда железных дорог;
• руководителями предприятий;
• ведомственными органами надзора и контроля.
В начале рабочего дня проверяются:
· Устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
· Наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов.
· Наличие и исправность средств коллективной и индивидуальной защиты;
· Наличие необходимого для работы исправного инструмента;
· Правильность складирования материалов;
· Наличие оградительных, защитных средств;
· Состояние проходов и проездов;
В течении рабочего дня контролируются:
· Соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;
· Наличие, исправность и правильность пользования работниками средств индивидуальной защиты;
· Соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для выполнения работ на данном участке.
Устранение нарушений должно проводиться немедленно под надзором непосредственно руководителя работ.
• вторая ступень проводится не реже 1 раза в месяц руководителем подразделения предприятия + уполномоченный по охране труда;
· Выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок;
· Организация и соблюдение периодичности проведения первой ступени контроля, ведение журнала контроля;
· Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов государственного и ведомственного надзора и контроля и инженеров по охране труда;
· Выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;
· Содержание маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;
· Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
· Санитарное состояние цехов и санитарно- бытовых помещений;
• третья ступень — не реже 1 раза в 3 месяца, комиссией возглавляемой одним из руководителей структурного подразделения (главный инженер, заместитель руководителя), а также принимают участие инженер по охране труда, представители профсоюзного комитета или уполномоченные по охране труда
Третья ступень осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей предприятия один раз в месяц. Состав комиссии утверждается приказом по предприятию.
· Выполнение мероприятий по результатам предыдущих проверок;
· Организация и периодичность проведения первой и второй ступеней контроля;
· Ведение журналов трехступенчатого контроля, инструктажа;
· Выполнение мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;
· Наличие и правильность ведения санитарно- технического состояния цеха;
· Техническое состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;
· Соответствие оборудования требованиям стандартов безопасности труда и др. нормативных актов по охране труда;
· Наличие санитарно- бытовых помещений;
· Организация и качество проводимого инструктажа;
· Выполнение мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по охране труда.
3. Общественный контроль
· профсоюзная организация предприятия;
· профсоюзная организация филиала (отделения) дороги;
· дорожный и центральный комитеты профсоюз;
· техническая инспекция труда и уполномоченные по охране труда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.
Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.
Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.
Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.
Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.
Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.
Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.
Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.
На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.
Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.
Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.
При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.
Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:
организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.
В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.
Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(Кот)[1]:
Kot = (Kсп + Кб + Квпр) / 3
Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
Кб — коэффициент безопасности оборудования;
Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда
Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.
Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.
Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.
Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):
Kбу = (Kб1 + Kб2 + . + Kбn / n,
Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1, . n) участке;
n — число единиц оборудования на участке:
Кбц = (Кбу1 + Кбу2 + . + Kбуm) / m,
Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1, . m);
m — число участков в цехе.
Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.
Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).
Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).
Источники:
http://studopedia.su/12_55753_vedomstvenniy-nadzor.html
http://studwood.ru/2051852/bzhd/gosudarstvennyy_nadzor_vedomstvennyy_obschestvennyy_kontrol