Что такое производство в порядке надзора

Надзорное производство, как и кассационное, предназначено для проверки вступивших в законную силу решений и постанов­лений арбитражных судов. В связи с фактическим дублированием функций надзорного и кассационного производства многие спе­циалисты полагают, что сохранение надзорного производства в арбитражном процессе носит временный характер. Правом пере­смотра решений в порядке надзора обладает только Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации и Генеральный прокурор Российской Федерации могут опротестовать решения и постановления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением постановлений Пре­зидиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации и заместитель Генерального прокурора Рос­сийской Федерации могут приносить протесты на решения и по­становления любого арбитражного суда в Российской Федерации, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации.

По действующему законодательству возможность опротестова­ния и пересмотра решений и постановлений арбитражного суда в порядке надзора сроком не ограничена.

Исполнительное производство

Исполнительное производство является заключительной ста­дией арбитражного процесса.

Исполнительный лист выдается арбитражным судом на основа­нии вступившего в законную силу судебного решения и обязате­лен к исполнению всеми государственными органами и должно­стными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории Российской Федерации. Арбитраж­ный суд также выдает исполнительные листы на принудительное исполнение решений третейских судов.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определе­ния о восстановлении пропущенного срока для предъявления ис­полнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановле­но, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопросы:

1. Понятие и значение надзорного производства.

2. Принесение и рассмотрение надзорной жалобы или представления.

3. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции. Пределы прав суда надзорной инстанции при рассмотрении жалобы или представления.

4. Основания отмены или изменения судебного решения. Решения суда надзорной инстанции.

1. Глава 48 1 . Статьи 412 1 -412 13 .

ВОПРОС 4.

УПК устанавливает сроки и порядок рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции.

Срок, когда должно быть начато рассмотрение уголовного дела, является единым для всех судов кассационной инстанции и составляет не более одного месяца со дня его поступления в суд кассационной инстанции. Оснований для продления данного срока законом не предусмотрено, что является еще одной гарантией обеспечения права лиц на кассационное обжалование. Данное положение закона также способствует недопущению волокиты в рассмотрении кассационной жалобы (кассационного представления).

Срок самого судебного заседания суда кассационной инстанции законом не установлен. Его продолжительность определяется сложностью дела, сложностью доводов жалобы (представления), количеством поданных по делу кассационных жалоб и др.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в соответствии с принципами уголовного процесса.

В кассационном порядке уголовное дело рассматривается в составе 3-х судей (ч. 4 ст. 30 УПК).

Участие лиц, являющиеся субъектами права на кассационное обжалование и принесение представления при рассмотрении дела в кассационном порядке, является их правом, а не обязанностью. Неявка лиц, своевременно извещенных о заседании суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела судом кассационной инстанции (см. ч. 4 ст. 376 УПК). Данное правило не имеет абсолютного значения, так как участие в судебном заседании суда кассационной инстанции переводчика может иметь настолько важное значение для вывода кассационной инстанции о правосудности проверяемого им приговора, что может повлечь отложение рассмотрения дела при его неявке. Также рассмотрение дела в кассационном порядке без участия защитника, который известил суд о желании дать объяснения, — нарушение права осужденного или оправданного на защиту, которое влечет отмену кассационного определения. Неизвещение же кого-либо из сторон влечет отложение рассмотрения дела, поскольку в противном случае нарушаются права сторон на участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции.

Процедура рассмотрения дела судом кассационной инстанции установлена ст. 377 УПК.

Заседание суда кассационной инстанции можно разделить на три части.

Первая часть — подготовительная, проводится судьей, председательствующим в заседании. По сути аналогична подготовительной части судебного заседания в суде I инстанции.

Во второй, основной части заседания, суд проверяет законность, обоснованность и справедливость приговора и иного судебного решения. Она включает в себя изложение доводов жалобы или представления сторонами, исследование ими дополнительных материалов, а также, если сочтет необходимым суд, непосредственное исследование доказательств. В этой части судебного заседания суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства, т.е., например, осмотреть вещественные доказательства, допросить свидетеля, провести экспертизу, огласить письменные материалы дела. Однако надо иметь В виду, что суд не обязан, а лишь вправе, и только по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства. Кроме того, по исследованным доказательствам кассационная инстанция не вправе вынести новый приговор, как это имеет место при апелляции. Закон разрешает кассационной инстанции изме­нить или отменить приговор, или прекратить дело и направить его на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы. Как правило, это документы по запросу одной из сторон. По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции, например справка загса о несовершеннолетии обвиняемого или справка о болезни обвиняемого, приговор может быть отменен и дело прекращен или назначено более мягкое наказание.

Читайте также:  Конституционный надзор кто осуществляет

Завершающая, третья часть заседания — это вынесение и оглашение определения, принятого судом.

Стороны могут представить суду дополнительные материалы.

Как правило, это документы, представленные по запросу одной из сторон. Например, нередко для оспаривания выводов судебно-психиатрической экспертизы адвокаты представляют в суд ответы на поставленные ими вопросы врачей-психиатров или данные независимых исследователей, экспертизами не являющиеся, или другие документы, составленные вне процессуальной деятельности: истории болезни, справки об инвалидности, наградах, характеристики и т. п.

По смыслу ч. 7 ст. 377 УПК на основе дополнительных материалов, поступивших в суд кассационной инстанции, можно отменить приговор или иное обжалуемое решение, направив дело на новое судебное разбирательство, где эти дополнительные материалы будут проверены в порядке судебного следствия в суде первой инстанции. На основе новых материалов, не требующих дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции (например, справки о возрасте лица, не достигшего возраста уголовной ответственности, или справки о болезни осужденного), приговор может быть отменен и дело прекращено или назначено более мягкое наказание.

Вопрос 1.

Возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора является одной из отличительных особенностей российского уголовного процесса. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института.

Стадия надзорного производства является первой исключительной стадией уголовного процесса.

Надзорное производство – это стадия уголовного процесса, в которой Президиум ВС РФ по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

Производство в надзорной инстанции – стадия уголовного процесса, охватывающая урегулированную нормами УПК деятельность, состоящую:

— в принесении жалобы (представления) сторонами на вступивший в законную силу приговор, определение, постановление суда;

— принятии решения судьей Президиума ВС РФ об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) или о возбуждении надзорного производства и передаче надзорной жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ;

— отмене председателем ВС РФ решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления и возбуждении надзорного производства, передаче надзорных жалоб (представления) на рассмотрение Президиума ВС РФ;

— в рассмотрении уголовного дела Президиумом ВС РФ.

Предметом пересмотра в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу. Поэтому предметом пересмотра может являться одновременно приговор, решение суда, рассматривавшего дело в апелляционном, кассационном порядке и даже в порядке надзора.

Задачи и значение производства в надзорной инстанции во многом совпадают с задачами и значением апелляционного и кассационного производств.

Возможность обжалования вступивших в законную силу судебных решений и рассмотрение уголовных дел в порядке надзора — существенная гарантия прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Производство в надзорной инстанции содействует законности, единообразию надзорной практики, которой принадлежит важная роль в обеспечении законности при осуществлении правосудия судами первой инстанции.

Вопрос 2.

УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке надзора может быть инициирован только сторонами процесса. Правом обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления наделены лица, указанные в ст. 401 2 УПК.

Прокурор вносит надзорное представление, иные лица – надзорную жалобу.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

Жалоба может быть подана как от осужденного, так и от адвоката.

Жалоба или представление подается непосредственно в Президиум ВС РФ.

К органам надзорной инстанции относятся Президиум Верховного Суда РФ.

Предметом надзорной жалобы, представления являются незаконность приговора, незаконность иного судебного решения, конкретизируемые в УПК, вступившее в законную силу.

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать ст. 412 3 УПК. В надзорной жалобе или представлении должны быть приведены доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований к отмене или изменению судебного решения, предусмотренные ст. 412 9 УПК. Требования, предъявляемые к жалобе, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы жалобы или представления.

В ч. 4 ст. 412 3 УПК указывается, какие документы обязательно должны быть приложены к жалобе или представлению.

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 1 месяца со дня их поступления. В этот срок судья должен: изучить жалобу (представление), представленные процессуальные документы и решить, надо ли истребовать дело для принятия решения по жалобе или он может принять решение без истребования дела. При истребовании дела оно должно быть изучено судьей в течение 2 месяцев. Следует учесть, что истребование уголовного дела в суд надзорной инстанции не является обязательным. Решение суд надзорной инстанции может принять на основе изучения доводов жалобы (представления) и указанных материалов.

Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, принимает решение об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение Президиума ВС РФ, которое оформляется мотивированным постановлением. Постановление об отказе может быть обжаловано председателю ВС РФ или его заместителю (п. 3 ст. 412 5 УПК). Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства и принимает решение, указанное в данной норме.

Найдя доводы жалобы (представления) убедительными либо усмотрев при знакомстве с делом основания для внесения дела на рассмотрение надзорной инстанции, суды выносят постановление о возбуждении надзорного производства и передаче жалобы или представления вместе с уголовным делом, если оно было истребовано на рассмотрение Президиума ВС РФ.

Читайте также:  Кто осуществляет судебный надзор

В этом постановлении судья только констатирует, что поступившая жалоба (представление) дает основание для возбуждения надзорного производства, но ни в коей мере не выражает своего отношения к оценке законности решения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Вопрос 3.

Надзорные жалобы и представления рассматриваются в установленный законом срок – не позднее 2 месяцев со дня поступления дела на рассмотрение Президиума ВС РФ.

О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 412 10 УПК. Данное требование – важное условие того, чтобы соответствующие субъекты могли защитить свои права и интересы лично (или через защитника, представителя), участвуя в судебном заседании.

Уголовное дело рассматривается с соблюдением определенной процедуры – ч. 4-10 ст. 412 10 УПК.

Решение Президиум ВС РФ принимает в совещательной комнате. В результате рассмотрения дела президиум суда выносит постановление. Этому должно предшествовать обсуждение судьями вопроса о том, есть ли основания к отмене или изменению судебного решения, проверенного в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ должны соответствовать требованиям ст. 389 33 УПК. Постановление подписывается председательствующим.

Решение об отмене или изменении судебного решения принимается большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считаются отклоненными.

Невозможность поворота к худшему в суде надзорной инстанции (ч. 2 ст. 412 9 УПК).

Согласно данной статье пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо решения суда о прекращении уголовного дела допускаются в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если ….

К обстоятельствам, ухудшающим положение осужденного, относятся: признание его виновным по эпизодам, за которые он не был осужден; усиление режима отбытия наказания; исключение из приговора суда смягчающих наказание обстоятельств и т.д. Не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

Указанное запрещение на поворот к худшему распространяется как на решения судов первой и второй инстанций, так и на постановления и определения судов надзорных инстанций.

Пределы прав суда надзорной инстанции и виды принимаемых ею решений ст. 412 12 УПК.

Вопрос 4.

Основания отмены или изменения приговора, определения либо постановления суда в порядке надзора ч. 1 ст. 412 9 УПК. Это имеет принципиальное значение, поскольку означает, что для отмены или изменения приговора (иного судебного решения) незаконность которого не сумел вскрыть суд второй инстанции (либо если дело таким судом не рассматривалось), необходимо какое-то особо грубое нарушение закона, которое хотя бы порождает сомнения в правосудности судебного решения.

Суд надзорной инстанции имеет право принять следующие решения – ст. 412 11 УПК:

Отменяя, изменяя судебное решение, суд надзорной инстанции обязан указать конкретное основание его отмены или изменения.

Если принимается такое надзорное постановление, которое повлечет повторное рассмотрение данного уголовного дела судом первой, апелляционной, кассационной инстанции, в надзорном постановлении могут быть даны соответствующие указания. Эти указания обязательны для суда нижестоящей инстанции.

Однако суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе ч. 3 ст. 412 12 УПК:

Если суд надзорной инстанции оставит без удовлетворения надзорную жалобу или представление, внесение повторных жалоб, представления не допускается.

ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.
  • Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

    В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

    При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

    • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
    • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
    • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.
    Читайте также:  Как избежать надзора после освобождения

    Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

    Сущность и значение надзорного производства


    Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

    Подтверждением надзорной инстанции служат:

    • участники судебного процесса;
    • участники имеют процессуальный статус;
    • установленные сроки;
    • принятие постановления в документальном виде.

    Роль надзора в судопроизводстве:

    • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
    • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
    • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
    • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.


    Пересмотр дела возможен только:

    • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
    • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

    Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

    1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
    2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
    3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

    Надзорное производство служит:

    • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
    • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
    • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

    Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

    Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.
  • Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

    Отличия между надзором и апелляцией:

    1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
    2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
    3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
    4. Процедура пересмотра.

    В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

    Различия между надзором и кассационным порядком:

  • Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  • В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  • Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.
  • Порядок производства

    Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  • Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  • Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  • После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  • Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого голосования, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.
  • Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством голосов. При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

    Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

    Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.


    Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

    • прекращение судопроизводства;
    • отказ в удовлетворении протеста;
    • изменение документа;
    • возврат дела без рассмотрения;
    • отмена приговора.

    Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

    Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

    Процент отмены вердикта надзорным органом в 2019 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

    Источники:
    http://helpiks.org/8-28760.html

    Читайте также:
    Adblock
    detector