Как организован государственный банковский надзор

Главная цель банковского регулирования и надзора состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите инте­ресов вкладчиков и кредиторов. Возникающие при этом общест­венные отношения регулируются, в основном, нормами финансо­вого права.

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь созда­
ваемых кредитных организаций; минимальный размер собствен­
ных средств (капитала) для действующих кредитных организа­
ций. Минимальный размер собственных средств (капитала) уста­
навливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной
организации и нераспределенной прибыли. Об увеличении мини­
мального размера собственных средств (капитала) ЦБ РФ офици­
ально объявляет не позднее, чем за три года до момента его введе­
ния.

Уставный капитал кредитной организации составляется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участ­ников). Вклады в уставный капитал могут быть в виде:

— материальных активов. Внесенные в уставный капитал кре­дитной организации в установленном порядке материальные ак­тивы (банковское оборудование, здания, помещение (кроме неза­вершенного строительства), в котором располагается кредитная организация, другое имущество) становятся ее собственностью.

Не могут быть внесены в уставный капитал кредитной органи­зации нематериальные активы (в т.ч. права аренды помещения) и ценные бумаги.

2. Предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по ре­зультатам капитализации переоценки неденежной части уставно­го капитала).

3. Максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от

530 Глава 26. Правовые основы банковской деятельности

собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной орга­низации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков.

4. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанав­
ливается как процентное соотношение совокупной величины
крупных рисков и собственных средств кредитной организации.

Крупным кредитным риском является объем кредитов, гаран­тий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% соб­ственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организа­ций.

5. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчи­ка) устанавливается как процентное соотношение величины вкла­да, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации.

6. Нормативы ликвидности кредитной организации определя­ются как:

— соотношение между ее активами и пассивами с учетом сро­ков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

— соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.

7. Нормативы достаточности капитала определяются как пре­
дельное соотношение общей суммы собственных средств кредит­
ной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню
риска.

8. Максимальный размер привлеченных денежных средств
(депозитов) населения, который определяется как предельное со­
отношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан
и величины собственных средств (капитала) банка.

9. Размеры валютного, процентного и иных рисков.

10. Минимальный размер резервов, создаваемых под высоко­рисковые активы.

11. Нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц уста­навливаются в форме процентного соотношения размеров инвес­тируемых и собственных средств кредитной организации. Размер

§ 3. Банк России как орган банковского регулирования и надзора 531

указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации.

12. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручи­тельств, предоставленных банком своим участникам (акционе­рам). Указанный норматив не может превышать 20% собствен­ных средств банка.

Для осуществления своих функций и задач ЦБ РФ наделен определенными властными полномочиями относительно кредит­ных организаций и их филиалов, включающими: проведение про­верок, направление им обязательных для исполнения предписа­ний об устранении выявленных нарушений, а также применение предусмотренных законом санкций к нарушителям.

Порядок проведения проверок регулируется инструкцией ЦБ РФ о порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями ЦБ РФ от 19 фев­раля 1996 г. № 341.

В случаях нарушения кредитной организацией федерального законодательства или нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации или представления неполной, не­достоверной информации Банк вправе требовать от кредитной ор­ганизации: 1) устранения выявленных нарушений; 2) взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минималь­ного уставного капитала; 3) ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если предписания Банка не были выполнены в установленные сроки, а также, если эти нарушения создали реальную угрозу ин­тересам кредиторов (вкладчиков), он вправе применить следую­щие меры воздействия:

Вестник Банка России. 1996. № 14.

532 Глава 26. Правовые основы банковской деятельности

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% размера оплачиваемого уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

— осуществления мероприятий по финансовому оздоровле­нию кредитной организации, в том числе изменения Структуры активов; • .

— замены руководителей кредитной организации;

— реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные норма­
тивы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ли­цензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

Читайте также:  Нам ли под надзором век

5) назначить временную администрацию по управлению кре­дитной организацией на срок до шести месяцев.

Надзорные, контрольные полномочия ЦБ РФ осуществляет также в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензии на право совершения банковских операций.

Вестник Банка России. 1998. № 55.

§ 3. Банк России как орган банковского регулирования и надзора 533

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Минимальный размер уставного капитала устанавливается Бан­ком России. Вклады в уставный капитал могут быть в виде де­нежных средств, а также материальных активов. При этом не могут быть использованы для формирования уставного капи­тала привлеченные денежные средства, а также средства фе­дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной властц, за исключением случаев, предусмотренных федераль­ными законами.

Важной гарантией стабильности банковской системы являет­ся законодательное требование о том, что учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение пер­вых трех лет со дня его регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации и без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

— лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физи­ческих лиц);

— лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов. Данная лицензия выдается ЦБ РФ по согласо­ванию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расЩирить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

— лицензии на осуществление операций с драгоценными ме­таллами;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

— лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредит­ной организации;

534 Глава 26. Правовые основы банковской деятельности

— генеральной лицензии, которая может быть выдана
банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских
операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Гене­
ральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком
операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право
в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и/или
приобретать доли в уставном капитале кредитных организа­
ций — нерезидентов.

— несоответствие квалификационным требованиям, предъяв­ляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководите­лей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя: отсутствие у них необходимого образования и опыта руководящей работы в кредитной организации не менее двух лет; наличие судимости за совершение преступления в сфере экономики; совершение в течение года административного право­нарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации по основани­ям, предусмотренным п. 2 ст. 254 КЗоТ РФ;

— неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обяза­тельств перед бюджетом за последние три года;

— несоответствие документов, поданных для государствен­
ной регистрации кредитной организации и получения лицензии,
требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, не­принятие Банком России в установленный срок соответствующе­го решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кредитные организации могут открывать обособленные под­разделения (представительства, филиалы), а также внутренние структурные подразделения вне места нахождения головного офиса с момента уведомления Банка России.

Регистрация и лицензирование деятельности кредитных орга­низаций с иностранными инвестициями и филиала иностранного

§ 3. Банк России как орган банковского регулирования и надзора 535

банка имеет свои особенности. Они должны дополнительно пред­ставить в Банк России такие документы, как:

— решение иностранного юридического лица о его участии в создании кредитной организации или о0 открытии филиала банка на территории России;

— документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные ауди­торским заключением;

— письменное согласие соответствующего контрольного орга­на страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодатель­ству страны его местопребывания.

Иностранные физические лица представляют подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностран­ным банком платежеспособности этого лица.

Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе страны устанавливается федеральным законом по пред­ложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.

— установление недостоверности сведений, на осноэании ко­торых выдана лицензия;

— задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

— установление фактов недостоверности отчетных данных;

— задержки более чем на 15 дней представления ежемесяч­ной отчетности (отчетной документации);

— осуществление, в том числе однократное, банковских опе­раций, не предусмотренных лицензией Банка России;

Читайте также:  Кто осуществляет надзор и контроль за мвд

536 Глава 26. Правовые основы банковской деятельности

— неоднократного в течение года виновного неисполнения со­держащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкла­дов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

Банк России в ряде случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 20 данного закона, обязан отозвать лицензию на осуществление бан­ковских операций.

Контрольные вопросы и задания

1.Нормами каких отраслей права регулируются отношения банковского кредитования?

2. Охарактеризуйте основные институты банковской системы Российской Федерации.

3. Что такое кредитная организация, каковы ее признаки?

4. Какие виды кредитных организаций существуют?

5. Чем банк отличается от небанковской кредитной организа­ции?

6. Какие операции относятся к банковским?

7. Каково правовое положение Банка России?

8. Охарактеризуйте взаимоотношения Банка России с кредит­ными организациями.

9. Какими властными полномочиями в отношении кредитных организаций наделен Банк России?

10. Каков порядок регистрации и лицензирования кредитной
организации?

11 ♦ Назовите основания отзыва лицензии у кредитной органи­зации.

Глава27

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Сущность надзора определяется как разновидность государственного регулирования банковской деятельности, осуществляемого посредством законодательных актов и других инструментов, используемых органами банковского надзора. Банковский надзор и контроль непосредственно связаны со стабильностью функционирования банковской системы.

Глава 10 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит основные положения о банковском регулировании и банковском надзоре.

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений Банка России, обеспечивающих выполнение его надзорных функций.

Банк России должен решать следующие задачи:

  • 1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
  • 2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
  • 3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, финансового счёта Российской Федерации в системе национальных счетов, а также для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности, а также требования к деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и кандидатов на эти должности, физических и юридических лиц, приобретающих более 10 процентов (владеющих более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации или совершающих сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющих контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, приобретающего более 10 процентов (владеющего более 10 процентами) акций (долей) кредитной организации, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную (направленные) на установление контроля (осуществляющего контроль) в отношении акционеров (участников) кредитной организации, в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учётом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчёта по видам кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчёта Банк России официально объявляет не позднее, чем за один месяц до их введения в действие.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку её активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России.

Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного её учредительными документами, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Читайте также:  Что не относится к объектам ветеринарного надзора

Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», иными федеральными законами, решениями Совета директоров Банка России, а также иными актами Банка России. Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России.

Структура Комитета банковского надзора Банка России (в ред. решения Совета директоров Банка России от 10.08.2012, протокол № 15

  • 1. Председатель Комитета.
  • 2. Заместители председателя Комитета.
  • 3. Департамент банковского надзора.
  • 4. Департамент банковского регулирования.
  • 5. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.
  • 6. Главная инспекция кредитных организаций.
  • 7. Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.
  • 8. Департамент финансовой стабильности.
  • 9. Юридический департамент.
  • 10. Главное управление безопасности и защиты информации.
  • 11. Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации.

Эффективность системы банковского надзора в России в настоящее время зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются: совершенствование правовой базы и своевременной корректировки действующих нормативных актов Банка России; проведение необходимых институциональных преобразований; тесная координация деятельности законодательных, исполнительных органов государственной власти и Банка России; наличие у кредитных организаций разумной банковской политики и адекватной системы менеджмента, включая управление рисками.

Понятие банковского надзора, его виды

Под банковским надзором понимается процесс контроля Центральным банком страны за выполнением и соблюдением кредитными организациями и иными финансовыми учреждениями, входящими в банковскую систему страны, норм законодательства в сфере банковской деятельности и правильности ведения бухгалтерской отчетности и предоставления отчетности.

Иными словами, сущность банковского надзора заключается в проверке деятельности кредитных организаций на предмет ее соответствия нормам закона.

Значение банковского надзора в том, что через использование такой возможности контроля Центральный банк может управлять рисками, которым подвержена банковская система в целом.

Банковский надзор можно классифицировать по нескольким критериям. Так, например, по предмету надзора выделяют функциональные способы надзора, а по субъекту – институциональные.

С точки зрения нормативной классификации можно выделить общий (юридический) и пруденциальный (финансовый) надзор.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Со стороны уровня развития банковской системы и ее деятельности выделяют такие виды банковского надзора:

  • Процедура лицензирования деятельности коммерческих банков
  • Осуществление текущего контроля за соблюдением законодательства РФ

В зависимости от того, каково содержание экономической и финансовой деятельности банковских учреждений выделяют:

  • Валютный надзор
  • Надзор за обслуживанием бюджетных счетов

В зависимости от того, где проводится процесс контроля и проверки различают:

  • надзор дистанционного характера
  • надзор контактного характера

Под дистанционным надзором понимают проверку законности деятельности коммерческого банка через проверку его финансовой и бухгалтерской отчетности и иных документов.

Контактный надзор предполагает проверку деятельности кредитных учреждений с выездом непосредственно на место сотрудниками Центрального банка. Для такого рода проверок в структуре Центрального банка созданы специальные подразделения – Департамент инспектирования кредитных организаций, а также подобные отделения в территориальных учреждениях Банка России.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Банковский надзор в России сегодня

Основная цель банковского надзора в России, как и во всех странах мира – это обеспечение стабильности функционирования всей банковской системы, защита законных интересов как вкладчиков, так и кредиторов.

Все задачи, установленные перед органами надзора в любой конкретный момент времени, в любом случае определены этими главными целями надзора и контроля. В начале становления банковской системы требования к деятельности кредитных учреждений были достаточно мягкими и либеральными.

Важно отметить, что банковская деятельность регулируется не административными нормами права, а специальным банковским правом. У банка России не имеется полномочий административного характера для целей управления коммерческими банками и иными кредитно-финансовыми учреждениями. ЦБ РФ не имеет права каким-либо способом вмешиваться в деятельность банка и иной организации, так как все эти учреждения самостоятельны юридически и действуют на основании договорных отношений. Именно поэтому у Центрального Банка по закону имеется лишь право контроля целесообразности проводимой банками деятельности. ЦБ РФ имеет право осуществлять банковский надзор (контролировать кредитные организации со стороны нормативности ее решений).

Важный момент в том, что современные стандарты банковского надзора в России стремятся к международным, что является закономерным условием развития банковской системы. Та система надзора, которая действует в нашей стране на сегодняшний день, в большой степени отвечает международным стандартам и требованиям.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:
http://studwood.ru/962608/bankovskoe_delo/organy_bankovskogo_nadzora_primenyaemye_protsedury
http://spravochnick.ru/bankovskoe_delo/bankovskiy_nadzor/

Читайте также:
Adblock
detector